— Как я люблю, Андрюша, гулять по центру Москвы, рассматривать старинные дома. Вот этот какой интересный — красный с белыми колоннами!
— Да, сестрёнка, особняк под номером одиннадцать на Новинском бульваре и впрямь великолепен. Его построили в начале двадцатого века для князя Сергея Щербатова. Не только фасад, но и интерьеры этого дома отличались роскошью и изяществом. Сергей Александрович жил здесь со своей горячо любимой женой Полиной. Я сейчас найду в интернете и покажу тебе портрет княгини. Его написал Василий Суриков в 1910 году. Вот, Алла, смотри. Полине Ивановне здесь двадцать восемь лет.
— Красавица! Мы видим только лицо в обрамлении синей шали. Плат повязан по-старинному, низко надвинут на лоб. И так удачно оттеняет голубые глаза! Только знаешь, Андрей, мне кажется, Полина Щербатова совсем не похожа на княгиню. В её облике есть народная простота.
— Ты угадала, Алла, Полина Ивановна — из крестьян. Её дед был крепостным у Щербатовых.
— Как же Полина вышла замуж на князя?
— История их любви напоминает фрагмент из жития святых Петра и Февронии. Так же, как благоверный Пётр, Сергей Александрович тяжело заболел. Князь лежал в горячке в подмосковном имении Нара, и Полина, подобно Февронии, выхаживала его. Она окончила курсы сестёр милосердия и к тому же знала много народных лекарственных рецептов. Князь Щербатов был покорён терпением, добротой и кротостью девушки. Он понял, что хотел бы всю жизнь видеть Полину рядом с собой и попросил её руки.
— Я бы, наверное, на месте Полины не согласилась выйти замуж за князя. Любовь, надежды на счастье и благополучие — это понятно. Но представляю, как на девушку смотрело окружение жениха.
— Поначалу, действительно, высший свет встретил неравный брак князя и крестьянки с холодным недоумением. Знать с пристрастием наблюдала, к чему приведёт мезальянс. Недоброжелатели предсказывали, что этот союз долго не продержится. Но годы шли, а супруги Щербатовы были всё так же неподдельно счастливы. Княгиня всецело разделила любовь мужа к искусству и стала его помощницей.
— Князь увлекался живописью?
— Да, князь Сергей с юных лет серьёзно занимался рисованием. Профессиональным художником он так и не стал, но вошёл в историю отечественной живописи как меценат и коллекционер. Щербатов открыл художественный салон «Современное искусство», и Полина Ивановна стала его хозяйкой. Своей открытостью, обаянием и простотой она располагала к себе и художников, и великосветских ценителей искусства.
— А как семья Сергея Александровича приняла невестку?
— Полина Ивановна органично вошла в дом Щербатовых, восприняла их уклад, смогла поддержать и продолжить семейные традиции. Так, бабушка и мама Сергея Александровича в своё время открывали приюты, школы, больницы для бедных. И супруга князя включилась в благотворительную деятельность. Например, её заботами во время Первой мировой войны в Москве появилось несколько госпиталей для раненых.
— Супруги Щербатовы до конца дней были вместе?
— Да. Они оказались в эмиграции после революции 1917 года, жили во Франции, в Америке, в Италии. Испытания не остудили их тёплых чувств друг к другу. Сергей Александрович и Полина Ивановна умерли в шестидесятых годах двадцатого века в Риме, и похоронены рядом.
— А портрет княгини кисти Василия Сурикова Щербатовы увезли с собой заграницу?
— Нет. Он остался в галерее особняка на Новинском бульваре. После революции картину изъяли, в 1922 году она поступила в Саратовский художественный музей, где хранится и поныне.
— Если доведётся побывать в Саратове — обязательно схожу в этот музей. А ещё приобрету репродукцию портрета княгини Полины Щербатовой. Хочется иметь перед глазами образ женщины, которая имела замечательный дар — хранить семейное счастье.
«Портрет княгини Полины Щербатовой кисти Василия Сурикова можно увидеть в Саратовском художественном музее».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер