— Как я люблю, Андрюша, гулять по центру Москвы, рассматривать старинные дома. Вот этот какой интересный — красный с белыми колоннами!
— Да, сестрёнка, особняк под номером одиннадцать на Новинском бульваре и впрямь великолепен. Его построили в начале двадцатого века для князя Сергея Щербатова. Не только фасад, но и интерьеры этого дома отличались роскошью и изяществом. Сергей Александрович жил здесь со своей горячо любимой женой Полиной. Я сейчас найду в интернете и покажу тебе портрет княгини. Его написал Василий Суриков в 1910 году. Вот, Алла, смотри. Полине Ивановне здесь двадцать восемь лет.
— Красавица! Мы видим только лицо в обрамлении синей шали. Плат повязан по-старинному, низко надвинут на лоб. И так удачно оттеняет голубые глаза! Только знаешь, Андрей, мне кажется, Полина Щербатова совсем не похожа на княгиню. В её облике есть народная простота.
— Ты угадала, Алла, Полина Ивановна — из крестьян. Её дед был крепостным у Щербатовых.
— Как же Полина вышла замуж на князя?
— История их любви напоминает фрагмент из жития святых Петра и Февронии. Так же, как благоверный Пётр, Сергей Александрович тяжело заболел. Князь лежал в горячке в подмосковном имении Нара, и Полина, подобно Февронии, выхаживала его. Она окончила курсы сестёр милосердия и к тому же знала много народных лекарственных рецептов. Князь Щербатов был покорён терпением, добротой и кротостью девушки. Он понял, что хотел бы всю жизнь видеть Полину рядом с собой и попросил её руки.
— Я бы, наверное, на месте Полины не согласилась выйти замуж за князя. Любовь, надежды на счастье и благополучие — это понятно. Но представляю, как на девушку смотрело окружение жениха.
— Поначалу, действительно, высший свет встретил неравный брак князя и крестьянки с холодным недоумением. Знать с пристрастием наблюдала, к чему приведёт мезальянс. Недоброжелатели предсказывали, что этот союз долго не продержится. Но годы шли, а супруги Щербатовы были всё так же неподдельно счастливы. Княгиня всецело разделила любовь мужа к искусству и стала его помощницей.
— Князь увлекался живописью?
— Да, князь Сергей с юных лет серьёзно занимался рисованием. Профессиональным художником он так и не стал, но вошёл в историю отечественной живописи как меценат и коллекционер. Щербатов открыл художественный салон «Современное искусство», и Полина Ивановна стала его хозяйкой. Своей открытостью, обаянием и простотой она располагала к себе и художников, и великосветских ценителей искусства.
— А как семья Сергея Александровича приняла невестку?
— Полина Ивановна органично вошла в дом Щербатовых, восприняла их уклад, смогла поддержать и продолжить семейные традиции. Так, бабушка и мама Сергея Александровича в своё время открывали приюты, школы, больницы для бедных. И супруга князя включилась в благотворительную деятельность. Например, её заботами во время Первой мировой войны в Москве появилось несколько госпиталей для раненых.
— Супруги Щербатовы до конца дней были вместе?
— Да. Они оказались в эмиграции после революции 1917 года, жили во Франции, в Америке, в Италии. Испытания не остудили их тёплых чувств друг к другу. Сергей Александрович и Полина Ивановна умерли в шестидесятых годах двадцатого века в Риме, и похоронены рядом.
— А портрет княгини кисти Василия Сурикова Щербатовы увезли с собой заграницу?
— Нет. Он остался в галерее особняка на Новинском бульваре. После революции картину изъяли, в 1922 году она поступила в Саратовский художественный музей, где хранится и поныне.
— Если доведётся побывать в Саратове — обязательно схожу в этот музей. А ещё приобрету репродукцию портрета княгини Полины Щербатовой. Хочется иметь перед глазами образ женщины, которая имела замечательный дар — хранить семейное счастье.
«Портрет княгини Полины Щербатовой кисти Василия Сурикова можно увидеть в Саратовском художественном музее».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Трагедия в школе поселка Горки-2;
— Как защитить подростков от вовлечения в деструктивные группы;
— Ложные рассылки от имени церковных структур;
— Планы канонизации иеромонаха Серафима (Роуза);
— Культурное и духовное наследие — что устаревает, а что остается актуальным?
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
- «Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 19.12.2025». Алексей Соколов, Максим Печенкин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и главный режиссер Радио ВЕРА Максим Печенкин вынесли на обсуждение темы:
— Дни памяти святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского;
— Чудеса в жизни человека;
— Итоги 2025 года в работе журнала «Фома» и Радио ВЕРА;
— День памяти пророчицы Анны, матери пророка Самуила.
Все выпуски программы Журнал
19 декабря. О Боге как источнике всякого добра

В 13-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его».
О Боге как источнике всякого добра — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема











