— Как я люблю, Андрюша, гулять по центру Москвы, рассматривать старинные дома. Вот этот какой интересный — красный с белыми колоннами!
— Да, сестрёнка, особняк под номером одиннадцать на Новинском бульваре и впрямь великолепен. Его построили в начале двадцатого века для князя Сергея Щербатова. Не только фасад, но и интерьеры этого дома отличались роскошью и изяществом. Сергей Александрович жил здесь со своей горячо любимой женой Полиной. Я сейчас найду в интернете и покажу тебе портрет княгини. Его написал Василий Суриков в 1910 году. Вот, Алла, смотри. Полине Ивановне здесь двадцать восемь лет.
— Красавица! Мы видим только лицо в обрамлении синей шали. Плат повязан по-старинному, низко надвинут на лоб. И так удачно оттеняет голубые глаза! Только знаешь, Андрей, мне кажется, Полина Щербатова совсем не похожа на княгиню. В её облике есть народная простота.
— Ты угадала, Алла, Полина Ивановна — из крестьян. Её дед был крепостным у Щербатовых.
— Как же Полина вышла замуж на князя?
— История их любви напоминает фрагмент из жития святых Петра и Февронии. Так же, как благоверный Пётр, Сергей Александрович тяжело заболел. Князь лежал в горячке в подмосковном имении Нара, и Полина, подобно Февронии, выхаживала его. Она окончила курсы сестёр милосердия и к тому же знала много народных лекарственных рецептов. Князь Щербатов был покорён терпением, добротой и кротостью девушки. Он понял, что хотел бы всю жизнь видеть Полину рядом с собой и попросил её руки.
— Я бы, наверное, на месте Полины не согласилась выйти замуж за князя. Любовь, надежды на счастье и благополучие — это понятно. Но представляю, как на девушку смотрело окружение жениха.
— Поначалу, действительно, высший свет встретил неравный брак князя и крестьянки с холодным недоумением. Знать с пристрастием наблюдала, к чему приведёт мезальянс. Недоброжелатели предсказывали, что этот союз долго не продержится. Но годы шли, а супруги Щербатовы были всё так же неподдельно счастливы. Княгиня всецело разделила любовь мужа к искусству и стала его помощницей.
— Князь увлекался живописью?
— Да, князь Сергей с юных лет серьёзно занимался рисованием. Профессиональным художником он так и не стал, но вошёл в историю отечественной живописи как меценат и коллекционер. Щербатов открыл художественный салон «Современное искусство», и Полина Ивановна стала его хозяйкой. Своей открытостью, обаянием и простотой она располагала к себе и художников, и великосветских ценителей искусства.
— А как семья Сергея Александровича приняла невестку?
— Полина Ивановна органично вошла в дом Щербатовых, восприняла их уклад, смогла поддержать и продолжить семейные традиции. Так, бабушка и мама Сергея Александровича в своё время открывали приюты, школы, больницы для бедных. И супруга князя включилась в благотворительную деятельность. Например, её заботами во время Первой мировой войны в Москве появилось несколько госпиталей для раненых.
— Супруги Щербатовы до конца дней были вместе?
— Да. Они оказались в эмиграции после революции 1917 года, жили во Франции, в Америке, в Италии. Испытания не остудили их тёплых чувств друг к другу. Сергей Александрович и Полина Ивановна умерли в шестидесятых годах двадцатого века в Риме, и похоронены рядом.
— А портрет княгини кисти Василия Сурикова Щербатовы увезли с собой заграницу?
— Нет. Он остался в галерее особняка на Новинском бульваре. После революции картину изъяли, в 1922 году она поступила в Саратовский художественный музей, где хранится и поныне.
— Если доведётся побывать в Саратове — обязательно схожу в этот музей. А ещё приобрету репродукцию портрета княгини Полины Щербатовой. Хочется иметь перед глазами образ женщины, которая имела замечательный дар — хранить семейное счастье.
«Портрет княгини Полины Щербатовой кисти Василия Сурикова можно увидеть в Саратовском художественном музее».
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 397
Основные темы беседы:
— Присутствие Бога в мире: как его почувствовать, если вокруг происходят страшные события?
— Господь в Евангелии исцеляет человека по вере его близких. Какие задачи в отношении друг к другу этот эпизод ставит перед нами?
— Милосердие на практике: возможность помочь кому-то есть у нас почти в любой момент;
— Как родители могут сочинить настольную игру для своих детей, и что для этого нужно?
— Земные поклоны: зачем их делают и как быть, если делать их... неловко? — Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома».
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.