— Маргарита Константиновна, Русский музей Санкт-Петербурга как всегда радует меня! Взгляните, какая интересная работа Василия Сурикова, «Первый Вселенский собор». Небольшая, но очень выразительная. Манера изображения настолько живая!
— Я бы даже сказала — репортажная. Художник предлагает нам яркие психологические портреты участников церковного собрания, состоявшегося в 325 году в византийском городе Никее. Спокойно и величаво восседает на своём троне император Константин Великий. Перед ним на кафедре пламенно произносит свою речь Афанасий Великий. Жесты красноречиво свидетельствуют об убеждённости оратора и его готовности отстаивать правду до конца.
— Я так понимаю, святой Афанасий обличает еретика Ария, отрицавшего Божественную природу Христа?
— Да, Василий Суриков изобразил святителя Афанасия в центре картины, как одного из главных участников собора.
— Мужественный человек! Последовательно и стойко он защищал чистоту православной веры. Не только на Никейском соборе, где Арий был осуждён, но и позднее, когда весь епископат уклонился в арианство.
— Точно, его ещё тогда прозвали «Athanasius contra mundum» [Афанасиус контра мундум], что значит «Афанасий против всего мира». За свои взгляды Афанасий Великий претерпел гонения и ссылки. Но благодаря его упорству и смелости Церковь сохранила один из главных догматов христианского вероучения, сформулировала и приняла Символ веры.
— Конечно, в этом есть заслуга и многих других святых отцов. И некоторых из них Василий Суриков также представил в своей работе «Первый Вселенский собор». Кто, по-вашему, вот этот седой архипастырь на переднем плане, который так взволнованно прислушивается к речи Афанасия Великого?
— Полагаю, что это его духовный наставник, епископ Александр Александрийский. Как известно, он председательствовал на Никейском соборе. Святитель Александр был тогда уже в преклонном возрасте, он скончался через год после собрания.
— Ещё на картине среди других участников собора выделяется старец в простой монашеской одежде.
— А это, скорее всего, святитель Спиридон Тримифунтский. Греческий епископ так скромно одевался, что однажды стражник принял за его за нищего и отказался пускать в императорский дворец.
— А ведь точно, на картине он держит в руках предмет, похожий на плинфу — глиняную пластину для строительства, аналог современного кирпича! По преданию, с помощью плинфы святитель Спиридон явил на соборе чудо, помогающее осознать единосущность Лиц святой Троицы. Епископ сжал пластину, и из глины вышли огонь и вода. "Как плинфа — одна, а стихий в ней три, — сказал мудрый старец, так и Пресвятая Троица — Единое Божество в трёх Лицах.
— Удивительно, как Василий Суриков смог в нескольких деталях запечатлеть ключевые моменты и интересные подробности Первого вселенского собора. А ведь он в то время был ещё только выпускником Академии художеств.
— Это его дипломная работа?
— Нет, первый заказ. В 1876 году художник участвовал в росписи Московского храма Христа Спасителя. И перед нами — эскиз для этой большой работы. Собор большевики взорвали в 1931 году, а благодаря этюду Сурикова мы можем представить, какие изображения украшали его внутреннее пространство.
— Эскиз Василия Сурикова, что хранится в Русском музее, как маленькое зеркальце, в котором отражается и великолепие храма Христа Спасителя, и церковная история первых веков христианства.
Николай Григорьев
Жизнь Николая Григорьевича Григорьева — московского купца 2-й гильдии, основателя крупнейшего в России колбасного производства, храмостроителя и благотворителя — часто сравнивают с судьбой Иова многострадального. Как Иов, Николай Григорьевич был богат, имел большую семью, помогал людям, во всём полагался на Бога. И в конце жизни, подобно библейскому праведнику, со смирением принял обрушившиеся на него испытания.
Николай Григорьевич родился 1 января 1845 года в Ярославской губернии, в селе Ратманово под Угличем. Родители его были экономическими крестьянами — то есть, принадлежали не помещику, а государству. И поэтому фактически были людьми свободными, владеющими даже собственной землёй. Когда Николаю исполнилось 10 лет, отец определил его подмастерьем к колбаснику в Угличе. Колбасное дело в России тогда ещё не было развито. Производилась колбаса в основном в небольших мастерских, и являлась скорее деликатесом, чем повседневным продуктом. Смышлёный паренёк быстро освоил технологию. И в 1861-м, когда ему исполнилось 16, отправился в Москву с мечтою о собственном деле. Но для этого нужно было накопить некоторую сумму. В Первопрестольной Николай устроился на работу. Трудился разносчиком пирожков в Охотном ряду — это был в то время главный рынок города. Потом управляющим в продуктовой лавке. И через несколько лет строгой экономии смог открыть небольшое колбасное производство. И вскоре москвичи потянулись в Охотный ряд специально за «григорьевской» колбасой. Стало понятно, что дело нужно расширять. 29-летний Николай Григорьев выкупил здание заброшенной фабрики на Ордынке. Отремонтировал и переоборудовал её под колбасное производство. Со временем фабрика росла, и постепенно превратилась в огромный комплекс — с 16-ю корпусами и штатом в три сотни человек. На работу к себе Николай Григорьевич звал бывших односельчан. Давал им возможность хорошо заработать в городе, обеспечить семью. Для своих рабочих и служащих фабрикант построил на территории фабрики несколько жилых корпусов, открыл столовую и медпункт.
Дело Григорьева росло и процветало. Он стал поставщиком двора Его Императорского величества. И был щедрым благотворителем. Рядом с фабрикой Григорьева находилась церковь Воскресения Христова в Кадашах, куда ходил молиться сам предприниматель и его рабочие. Николай Григорьевич постоянно помогал храму деньгами. При церкви действовало приходское попечительство о бедных, в работе которого фабрикант принимал деятельное участие. Прихожане Воскресенского храма однажды преподнесли ему благодарственный адрес, в котором были такие слова: «За свою любовь к дому Божию, за свои щедрые пожертвования, московский купец Николай Григорьевич Григорьев достоин величайшей благодарности и всегдашней памяти».
Служил Григорьев и старостой церкви Петра и Павла при Московском сельскохозяйственном институте. Он находился в селе Петровском, где у Николая Григорьевича была дача. На свои средства купец провёл капитальный ремонт храма. А на родине, рядом с селом Ратмановым, в месте, где по преданию когда-то стояла монашеская пустынь, основанная преподобным Сергием Радонежским, построил храм во имя святителя Николая Чудотворца, своего небесного покровителя. К крестьянам родного села и жителям окрестных деревень, Николай Григорьевич относился как к родственникам. Обеспечивал приданным бедных невест. По праздникам отправлял из Москвы в село обозы с подарками. Но пришёл 1917 год, и всё изменилось.
В октябре 1917-го власть захватили большевики. И вскоре к Григорьеву пришли. Его обвинили в том, что он — «церковник», строит храмы, помогает им. И конфисковали всё — фабрику, дом, накопления. Сыновей предпринимателя арестовали и отправили в ссылку. Вскоре после этого, не выдержав горя, скончалась супруга Николая Григорьевича. А он, 72-летний старик, был вынужден скитаться и просить милостыню. В 1918-м году Николай Григорьевич вернулся в Ратманово. 5 лет прожил он на родине, в заброшенной избушке на краю села. А в 1923-м крестьяне нашли его в поле — скончавшимся. Односельчане похоронили его у стен Никольского храма, который он когда-то построил. В 2000 году купец Николай Григорьевич Григорьев, чья жизнь оказалась так похожа на историю библейского Иова, был причислен к лику местночтимых святых — новомучеников и исповедников российских — как пострадавший за веру.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Генетический анализ для Платона Прудникова

В свои 11 лет Платон совсем невысокого роста. У подростка редкое заболевание, которое встречается у одного ребёнка из тысячи. Оно не даёт Платону нормально расти и развиваться физически, а ещё лишает его активной жизни. Ноги быстро устают и начинают болеть, поэтому долгие прогулки с друзьями для него недоступны. И всё же Платон смотрит на мир не с грустью, а с любопытством, ведь в нём столько интересного! Ему нравится узнавать про космос, планеты, звёзды и галактики. Он может часами увлечённо рассказывать об этом другим...
Сейчас в жизни Платона наступил важный и во многом определяющий этап. Подростку необходимо пройти генетическое исследование. Оно поможет врачам определить точную причину болезни, даст прогноз на будущее и, главное, возможность составить правильный и эффективный план лечения.
Для семьи Платона, в которой все силы и ресурсы уходят на постоянную реабилитацию, сумма такого исследования слишком высока. Поэтому на помощь пришёл благотворительный фонд «Страна-детям» и открыл для подростка сбор.
Платон мечтает больше времени проводить с друзьями и гулять без боли. И чтобы это желание воплотилось в реальность, нужна ваша поддержка. Принять любое посильное участие в сборе можно на сайте фонда «Страна — детям».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Таинства Крещения и Миропомазания». Священник Антоний Лакирев
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о таинствах Крещения и Миропомазания, об их истории и значении. О том, как правильно подготовиться к Крещению, о роли крестных, как совершается крещение, и почему сегодня таинства Крещения и Миропомазания чаще всего совершаются вместе.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинству Евхаристии (эфир 08.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Федором Бородиным была посвящена таинствам Покаяния и Соборования (эфир 09.12.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер











