Когда молитвы я творю
Перед иконою старинной,
Моля за близких, говорю:
— Я на себя беру их вины!
Прости им, Боже! обрати
Все на меня те наказанья.
Что присудил им, — всё снести
Я рад за них в их оправданье! —
Молю, тревожась и скорбя,
И верю, и благоговею,
Молю в слезах, — как за себя
Уже давно молить не смею.
Это удивительное стихотворение под названием «Молитва» — написал в последние годы своей долгой жизни, человек, чьё имя понемногу возвращается в нашу культуру. Русский поэт, патриот и многолетний изгнанник — князь Василий Александрович Сумбатов.
Как нередко бывает, посмертной судьбой выдающейся личности, — пока ещё не известной «широким кругам», — занимаются подвижники.
...Те, кто нередко оказывается живым воплощением слов Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя».
В судьбе Василия Сумбатова таковой оказалась — и это имя должно прозвучать! — доктор филологии Любовь Алексеева. Книга, которую она написала о храбром воине-дворянине Первой мировой войны и Белого Движения, об участнике итальянского Сопротивления нацистам в Риме, наконец, о прекрасном поэте и переводчике — вышла тиражом (вы послушайте!) — 70 экземпляров!
Но, слава Богу, что вышла.
...Более полувека — с 1920-го (когда семья Сумбатовых покинула Крым) и до своей кончины в 1977-м, Василий Александрович пробыл в Италии. Последние тринадцать лет — в приморском городе Ливорно, где похоронен лицейский друг Пушкина Николай Корсаков, где всегда находили приют гонимые.
В том самом месте, которое воспел в своих последних стихах Евгений Боратынский: «Завтра увижу я башни Ливурны, / Завтра увижу Элизий земной!..»
Преклонные годы поэта в Ливорно оказались необыкновенно плодотворными для его творчества, это была затянувшаяся «болдинская осень».
...Правда, отягощённая почти полной слепотой: на фотографиях тех лет глаза Василия Александровича Сумбатова прикрыты тёмными очками. В стихотворении «Прозрачная тьма» престарелый поэт чудесно одухотворил эти свои последствия старых ран:
Яснее вижу в темноте
Всё, что когда-то видел в свете,
Но впечатления не те
Теперь дают картины эти.
Как будто был я близорук,
И мне теперь очки надели, —
Всё так отчетливо вокруг,
Всё так как есть на самом деле,
И даже больше, — суть идей
И чувств теперь я глубже вижу,
Кого любил — люблю сильней
И никого не ненавижу.
Василий Сумбатов, «Прозрачная тьма». Из поздних стихов.
...Я закончу программу четырьмя поздними строчками Василия Александровича Сумбатова, и оговорюсь, что подобных умонастроений (или «сердценастроений»?) — поэзия двадцатого века — ни в отчизне, ни в эмиграции, думаю, почти и не знала:
Вселенная моя, мне страшно за тебя!
Что станется с тобой, когда меня не будет? —
Кто вечером тебя благословит, любя?
Кто утром ласково тебя разбудит?
Конечно, это никакое не отождествление себя с Творцом всего сущего. Это нежное переживание о том, что после неизбежного ухода любящего сына из принявшего его мира, в мире этом станет немножко меньше любви.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».