Человек, посвятивший всю свою жизнь служению Отчизне, Василий Николаевич Кочетков, пройдя в своей жизни ряд лишений и невзгод, совершил много военных подвигов. Он побывал и в Париже, и в Хиве, исколесил всю Россию с Кавказом и Польшей, пролил свою кровь в Турции, Венгрии и славянских землях.
Василий Николаевич родился в 1785 году в селе Спасское Симбирской губернии. Военная служба началась для Василия Кочеткова в 1811 году: его определили в лейб-гвардию гренадерского полка. В 1812 в Россию вторглась наполеоновская армия. 7 сентября Василий Николаевич был в самой гуще Бородинской битвы. В отставку Кочетков вышел в 1849 году, в звании прапорщика, когда ему было уже за шестьдесят. Но и после этого он продолжал участвовать в сражениях.
В каком возрасте был Василий Кочетков, когда окончательно ушел на покой?

В 1877 году началась Русско-Турецкая война. Со всех концов России добровольцы отправлялись на фронт, чтобы отстоять Отечество. В Симбирске к дверям призывного пункта тянулась длинная очередь. Мужчины ждали, тихонько переговаривались. Многим из них воевать было не впервой. Тут же, в очереди, стоял старик. Высокий, с длинной, окладистой седой бородой. Если бы не она и не глубокие морщины на лице, его легко можно было бы принять за бравого молодца. Мужчины с удивлением переглядывались: неужто дед на войну собрался? Они не ошиблись — старик действительно пришёл, чтобы записаться добровольцем. Звали его Василий Кочетков. Незадолго до начала войны Василию Николаевичу исполнилось 92 года.
«На закате дней это был еще бравый старик. Сколько перенес этот человек в своей жизни лишений и невзгод, как много он совершил военных походов. Побывал и в Париже, и в Хиве, исколесил всю Россию с Кавказом и Польшей, пролил свою кровь в Турции, Венгрии и славянских землях», — писала в 1892 году о Кочеткове петербургская газета «Правительственный вестник». В общей сложности в строю Василий Николаевич провёл больше 80-ти лет своей жизни. На его счету десять военных кампаний, сотни сражений, несколько серьёзных ранений и множество наград. Служить своему Отечеству, защищать его от врагов — иной доли Василий Кочетков для себя не мыслил.
Он родился в 1785 году в селе Спасское Симбирской губернии. Отец Василия был солдатом. Как сын служивого человека, Кочетков с детства числился приписанным к волостному военному ведомству. Отец, приезжая на редкие и короткие побывки, рассказывал Василию о солдатских буднях. Неудивительно, что любимым детским развлечением Васи была игра «в солдаты». Мальчик собирал окрестную детвору, и импровизированный отряд во главе с Василием строем маршировал по селу.
Настоящая военная служба началась для Кочеткова в 1811 году. Василия определили в лейб-гвардии гренадерский полк. А в 1812-м в Россию вторглась наполеоновская армия. 7 сентября Василий Николаевич был в самой гуще Бородинского сражения. Лейб-гренадеры обороняли левый фланг — Утицкий курган, чтобы не дать неприятелю проникнуть в тыл русской армии. Сражение было тяжёлым. В редкие минуты затишья Василий молился и спрашивал у Бога, не здесь ли, при Бородине, суждено ему сложить свою голову? Господь сохранил его — Кочетков вышел живым из битвы, которая унесла множество его товарищей. А через два года вместе с русской армией триумфально вошёл в Париж.
В своей жизни Василий Николаевич не раз бывал буквально на волосок от смерти. В 1844-м, во время военной кампании на Северном Кавказе, Кочетков попал в плен. Он участвовал в операции по взятию имама Шамиля, предводителя горцев-партизан, при ауле Дарго. Русские войска тогда оказались в осаде и были вынуждены отступать. Василий был ранен — перебило коленный сустав. Он не мог идти, поэтому попал в руки врага. Но через девять месяцев, как только немного зажила нога, бежал из плена. Ногу пришлось ампутировать, но Василий Николаевич быстро свыкся с деревянным протезом и службы не оставил.
В отставку Кочетков вышел в 1849-м, в звании прапорщика. Ему было уже за шестьдесят. С трудом Василий Николаевич высидел дома четыре года. А в 53-м, когда началась Крымская война, он снова встал в строй и отважно сражался на передовой. В Севастополе Кочетков оборонял один из бастионов. Рядом разорвалась бомба, его контузило. Но это не сломило боевого духа старого солдата. «Ещё повоюем», — прищурив глаза, говорил он товарищам.
Окончательно на покой Кочетков ушёл только в 1892 году, успев повоевать на Балканах в ходе Русско-Турецкой войны. Отставному солдату исполнилось 107 лет. Но даже тогда он не захотел сидеть без дела. С высочайшего императорского дозволения Василий Николаевич был назначен в охрану при Зимнем дворце. Он стоял у ворот — подтянутый, по-солдатски статный, на мундире едва умещались 23 Георгиевских креста и множество медалей. И проходящие мимо люди невольно склоняли головы в почтении перед человеком, который посвятил свою жизнь служению Отчизне.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер