Человек, посвятивший всю свою жизнь служению Отчизне, Василий Николаевич Кочетков, пройдя в своей жизни ряд лишений и невзгод, совершил много военных подвигов. Он побывал и в Париже, и в Хиве, исколесил всю Россию с Кавказом и Польшей, пролил свою кровь в Турции, Венгрии и славянских землях.
Василий Николаевич родился в 1785 году в селе Спасское Симбирской губернии. Военная служба началась для Василия Кочеткова в 1811 году: его определили в лейб-гвардию гренадерского полка. В 1812 в Россию вторглась наполеоновская армия. 7 сентября Василий Николаевич был в самой гуще Бородинской битвы. В отставку Кочетков вышел в 1849 году, в звании прапорщика, когда ему было уже за шестьдесят. Но и после этого он продолжал участвовать в сражениях.
В каком возрасте был Василий Кочетков, когда окончательно ушел на покой?

В 1877 году началась Русско-Турецкая война. Со всех концов России добровольцы отправлялись на фронт, чтобы отстоять Отечество. В Симбирске к дверям призывного пункта тянулась длинная очередь. Мужчины ждали, тихонько переговаривались. Многим из них воевать было не впервой. Тут же, в очереди, стоял старик. Высокий, с длинной, окладистой седой бородой. Если бы не она и не глубокие морщины на лице, его легко можно было бы принять за бравого молодца. Мужчины с удивлением переглядывались: неужто дед на войну собрался? Они не ошиблись — старик действительно пришёл, чтобы записаться добровольцем. Звали его Василий Кочетков. Незадолго до начала войны Василию Николаевичу исполнилось 92 года.
«На закате дней это был еще бравый старик. Сколько перенес этот человек в своей жизни лишений и невзгод, как много он совершил военных походов. Побывал и в Париже, и в Хиве, исколесил всю Россию с Кавказом и Польшей, пролил свою кровь в Турции, Венгрии и славянских землях», — писала в 1892 году о Кочеткове петербургская газета «Правительственный вестник». В общей сложности в строю Василий Николаевич провёл больше 80-ти лет своей жизни. На его счету десять военных кампаний, сотни сражений, несколько серьёзных ранений и множество наград. Служить своему Отечеству, защищать его от врагов — иной доли Василий Кочетков для себя не мыслил.
Он родился в 1785 году в селе Спасское Симбирской губернии. Отец Василия был солдатом. Как сын служивого человека, Кочетков с детства числился приписанным к волостному военному ведомству. Отец, приезжая на редкие и короткие побывки, рассказывал Василию о солдатских буднях. Неудивительно, что любимым детским развлечением Васи была игра «в солдаты». Мальчик собирал окрестную детвору, и импровизированный отряд во главе с Василием строем маршировал по селу.
Настоящая военная служба началась для Кочеткова в 1811 году. Василия определили в лейб-гвардии гренадерский полк. А в 1812-м в Россию вторглась наполеоновская армия. 7 сентября Василий Николаевич был в самой гуще Бородинского сражения. Лейб-гренадеры обороняли левый фланг — Утицкий курган, чтобы не дать неприятелю проникнуть в тыл русской армии. Сражение было тяжёлым. В редкие минуты затишья Василий молился и спрашивал у Бога, не здесь ли, при Бородине, суждено ему сложить свою голову? Господь сохранил его — Кочетков вышел живым из битвы, которая унесла множество его товарищей. А через два года вместе с русской армией триумфально вошёл в Париж.
В своей жизни Василий Николаевич не раз бывал буквально на волосок от смерти. В 1844-м, во время военной кампании на Северном Кавказе, Кочетков попал в плен. Он участвовал в операции по взятию имама Шамиля, предводителя горцев-партизан, при ауле Дарго. Русские войска тогда оказались в осаде и были вынуждены отступать. Василий был ранен — перебило коленный сустав. Он не мог идти, поэтому попал в руки врага. Но через девять месяцев, как только немного зажила нога, бежал из плена. Ногу пришлось ампутировать, но Василий Николаевич быстро свыкся с деревянным протезом и службы не оставил.
В отставку Кочетков вышел в 1849-м, в звании прапорщика. Ему было уже за шестьдесят. С трудом Василий Николаевич высидел дома четыре года. А в 53-м, когда началась Крымская война, он снова встал в строй и отважно сражался на передовой. В Севастополе Кочетков оборонял один из бастионов. Рядом разорвалась бомба, его контузило. Но это не сломило боевого духа старого солдата. «Ещё повоюем», — прищурив глаза, говорил он товарищам.
Окончательно на покой Кочетков ушёл только в 1892 году, успев повоевать на Балканах в ходе Русско-Турецкой войны. Отставному солдату исполнилось 107 лет. Но даже тогда он не захотел сидеть без дела. С высочайшего императорского дозволения Василий Николаевич был назначен в охрану при Зимнем дворце. Он стоял у ворот — подтянутый, по-солдатски статный, на мундире едва умещались 23 Георгиевских креста и множество медалей. И проходящие мимо люди невольно склоняли головы в почтении перед человеком, который посвятил свою жизнь служению Отчизне.
Все выпуски программы Жизнь как служение
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема