
20 мая 1773 года в Торбеево, родовом имении дворян Прончищевых, венчался младший представитель этого славного рода — морской офицер Василий Васильевич Прончищев. Его невестой стала дворянка Татьяна Фёдоровна Кондырева, дочь помещика из соседнего имения Берёзово. Новобрачные знали друг друга с детских лет — их семьи дружили. И Василий, и Татьяна в ранней юности, почти одновременно, потеряли отцов. Утрата сблизила молодых людей. С благословения своих матерей, они решили, что однажды станут мужем и женой. И вот этот день пришёл. Счастливые молодожёны выходили из Успенского храма, где только что обвенчались. Они шли рука об руку: миниатюрная, хрупкая, темноволосая Татьяна и Василий — белокурый, высокий, мужественный офицер. «Какая красивая пара», — восхищённо переговаривались гости.
Да, Прончищевы могли бы блистать на балах и светских приёмах. Однако избрали для себя совсем другую судьбу. Спустя месяц после свадьбы они отправились... в Сибирь. Василий Васильевич был назначен командиром одного из отрядов Великой Северной экспедиции — второго этапа знаменитого похода Витуса Беринга. Его целью было исследовать побережье Арктики и проложить Северный морской путь. Команде Василия Прончищева предстояло составить карту земель, расположенных между реками Леной и Енисеем.
Татьяна не сомневалась ни минуты — она сразу же решила следовать за мужем. Экспедиция стартовала из Якутска — города на реке Лене. Путь до него был далёким и трудным — в общей сложности Прончищевы добирались туда полтора года. В конце июня корабль Василия Васильевича должен был сняться с якоря. Татьяне же предстояло остаться в Якутске и там ожидать возвращения мужа. Она была бы рада плыть вместе с ним, но Морской устав не позволял женщинам находиться на судне среди матросов. Как же не хотелось супругам расставаться!
До отплытия оставались считанные дни, когда с Прончищевыми приключилась беда. Сбежал их слуга, прихватив с собою всё ценное имущество: деньги, драгоценности. Поймать вора не удалось. Оставить жену в Якутске без средств к существованию Василий Васильевич не мог. Выход был только один: взять Татьяну с собой, рискуя службой — ведь это стало бы нарушением устава. Но экипаж поддержал своего командира. 29 июня 1735 года Татьяна Фёдоровна Прончищева взошла на борт корабля и вместе с мужем отправилась в Великую Северную экспедицию.
В августе ударили морозы. Судно обледенело и у берегов небольшого арктического поселения Усть-Оленёк получило пробоину. Было решено встать на ремонт и зимовку. Не теряя времени, Василий Васильевич изучал местность и наносил на карту очертания прибрежной полосы. Татьяна Фёдоровна помогала мужу: вела подробные дневники, готовила еду для моряков, оказывала медицинскую помощь членам экипажа и местным жителям — якутам и эвенкам, с которыми, благодаря ей, сразу же удалось установить дружеские отношения. В суровых условиях крайнего севера она не жаловалась на неудобства. Наоборот, своей любовью и преданностью воодушевляла мужа. «Супруга господина лейтенанта — как лучик света», — говорили о ней участники похода.
Зима кончилась, и экспедиция продолжила путь. Татьяна храбро шла рядом с мужем, когда он высаживался на безлюдных ледяных берегах, по которым бродили непуганые белые медведи. Но неожиданно Василия настигла болезнь. Он слёг, и 30 августа 1736 года скоропостижно скончался. Командира предали земле на вершине высокой сопки. Татьяна Фёдоровна, несмотря на холод, дни напролёт проводила на могиле супруга. Она пережила его всего на две недели. Моряки похоронили Татьяну Фёдоровну рядом с мужем. И долго, сняв шапки на морозе, стояли у могилы женщины, которая не побоялась пойти за любимым человеком в буквальном смысле на край света.
Команда Прончищева при активном участии его жены открыла более пятисот километров новых, ранее неизвестных арктических территорий. Среди них — полуостров и бухта в море Лаптевых, названные в честь Василия Васильевича и Татьяны Фёдоровны. Две маленькие точки среди льдов как свидетельство огромной горячей любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема