
Фото: Simon Berger / Pexels
20 мая 1773 года в Торбеево, родовом имении дворян Прончищевых, венчался младший представитель этого славного рода — морской офицер Василий Васильевич Прончищев. Его невестой стала дворянка Татьяна Фёдоровна Кондырева, дочь помещика из соседнего имения Берёзово. Новобрачные знали друг друга с детских лет — их семьи дружили. И Василий, и Татьяна в ранней юности, почти одновременно, потеряли отцов. Утрата сблизила молодых людей. С благословения своих матерей, они решили, что однажды станут мужем и женой. И вот этот день пришёл. Счастливые молодожёны выходили из Успенского храма, где только что обвенчались. Они шли рука об руку: миниатюрная, хрупкая, темноволосая Татьяна и Василий — белокурый, высокий, мужественный офицер. «Какая красивая пара», — восхищённо переговаривались гости.
Да, Прончищевы могли бы блистать на балах и светских приёмах. Однако избрали для себя совсем другую судьбу. Спустя месяц после свадьбы они отправились... в Сибирь. Василий Васильевич был назначен командиром одного из отрядов Великой Северной экспедиции — второго этапа знаменитого похода Витуса Беринга. Его целью было исследовать побережье Арктики и проложить Северный морской путь. Команде Василия Прончищева предстояло составить карту земель, расположенных между реками Леной и Енисеем.
Татьяна не сомневалась ни минуты — она сразу же решила следовать за мужем. Экспедиция стартовала из Якутска — города на реке Лене. Путь до него был далёким и трудным — в общей сложности Прончищевы добирались туда полтора года. В конце июня корабль Василия Васильевича должен был сняться с якоря. Татьяне же предстояло остаться в Якутске и там ожидать возвращения мужа. Она была бы рада плыть вместе с ним, но Морской устав не позволял женщинам находиться на судне среди матросов. Как же не хотелось супругам расставаться!
До отплытия оставались считанные дни, когда с Прончищевыми приключилась беда. Сбежал их слуга, прихватив с собою всё ценное имущество: деньги, драгоценности. Поймать вора не удалось. Оставить жену в Якутске без средств к существованию Василий Васильевич не мог. Выход был только один: взять Татьяну с собой, рискуя службой — ведь это стало бы нарушением устава. Но экипаж поддержал своего командира. 29 июня 1735 года Татьяна Фёдоровна Прончищева взошла на борт корабля и вместе с мужем отправилась в Великую Северную экспедицию.
В августе ударили морозы. Судно обледенело и у берегов небольшого арктического поселения Усть-Оленёк получило пробоину. Было решено встать на ремонт и зимовку. Не теряя времени, Василий Васильевич изучал местность и наносил на карту очертания прибрежной полосы. Татьяна Фёдоровна помогала мужу: вела подробные дневники, готовила еду для моряков, оказывала медицинскую помощь членам экипажа и местным жителям — якутам и эвенкам, с которыми, благодаря ей, сразу же удалось установить дружеские отношения. В суровых условиях крайнего севера она не жаловалась на неудобства. Наоборот, своей любовью и преданностью воодушевляла мужа. «Супруга господина лейтенанта — как лучик света», — говорили о ней участники похода.
Зима кончилась, и экспедиция продолжила путь. Татьяна храбро шла рядом с мужем, когда он высаживался на безлюдных ледяных берегах, по которым бродили непуганые белые медведи. Но неожиданно Василия настигла болезнь. Он слёг, и 30 августа 1736 года скоропостижно скончался. Командира предали земле на вершине высокой сопки. Татьяна Фёдоровна, несмотря на холод, дни напролёт проводила на могиле супруга. Она пережила его всего на две недели. Моряки похоронили Татьяну Фёдоровну рядом с мужем. И долго, сняв шапки на морозе, стояли у могилы женщины, которая не побоялась пойти за любимым человеком в буквальном смысле на край света.
Команда Прончищева при активном участии его жены открыла более пятисот километров новых, ранее неизвестных арктических территорий. Среди них — полуостров и бухта в море Лаптевых, названные в честь Василия Васильевича и Татьяны Фёдоровны. Две маленькие точки среди льдов как свидетельство огромной горячей любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Карло Коллоди «Пиноккио» — «Стать настоящим»

Фото: PxHere
Мы с детства помним приключения деревянного мальчика Буратино, описанные Алексеем Николаевичем Толстым. В основу повести Толстого легла сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио». Два текста сильно отличаются, ведь Толстой не просто перевёл книгу Коллоди, он активно её переработал.
В чём заключается одно из ключевых отличий между Пиноккио и Буратино? Буратино стремится завладеть золотым ключиком и отворить заветную дверцу. У Пиноккио другая цель. Он, невзирая на все свои недостатки, больше всего на свете мечтает стать настоящим, живым, а не деревянным, мальчиком.
И здесь на память приходит библейский текст. В книге пророка Иезекииля, одной из книг Ветхого Завета, в главе одиннадцатой, мы читаем следующее: «И возьму из плоти их сердце каменное и дам им сердце плотяное». Под плотяным сердцем подразумевается сердце, способное воспринять божественную благодать, иными словами, способное к подлинной жизни.
Святитель Филарет Московский, выдающийся проповедник девятнадцатого века, говорил, что человек не может сам изменить своего сердца, это возможно только для Создателя. А в наших силах горячо желать подобного изменения.
Самым заветным желанием героя Коллоди было из деревянного мальчика стать настоящим. Так ли пламенно и мы стремимся к тому, чтобы наши сердца стали настоящими и наполнились божественной благодатью?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение