
Декабрьским вечером 1846 года московский губернатор, князь Алексей Григорьевич Щербатов, давал в своём особняке большой приём. Повод для тожества имелся: в Первопрестольную прибыл генерал от инфантерии бывший комендант Казанской крепости, сенатор Павел Апполонович Чертов. Приехал он в Москву на постоянное место жительства, вместе с женой. Красивая, умная, рассудительная, интеллигентная Варвара Евграфовна Чертова поразила московский высший свет; на балу у князя Щербатова ей спешили представиться самые влиятельные особы. Ни на шаг не отходила от новой гостьи и супруга губернатора. С Варварой Евграфовной они быстро нашли общий язык.
Со временем, узнав, что жена губернатора возглавляет в Москве сразу несколько благотворительных обществ, Варвара Чертова выразила горячее желание ей помогать.
Ещё живя в Казани, Варвара Евграфовна проявляла большую заботу о нуждающихся. С согласия мужа она устраивала бесплатные воскресные трапезы для бедных, жертвовала деньги на раздачу милостыни казанским храмам и Раифскому Богородицкому монастырю. В Москве она тоже не собиралась сидеть без дела, и знакомство с княгиней Щербатовой оказалось как нельзя кстати.
Уже через несколько дней после приезда Варвара Чертова начала деятельно трудиться в московском Дамском Попечительстве о бедных, которое возглавляла тогда губернаторша Щербатова. Варвара Евграфовна самозабвенно искала средства для благотворительных проектов Попечительства, лично посещала потенциальных жертвователей, убеждала в необходимости помочь. И немало жертвовала сама. Довольно скоро Чертова стала вице-председательницей Попечительства, а также председательницей Московского совета детских приютов. На собственные средства в шести из них она устроила домовые храмы.
Варвара Евграфовна оказала финансовую и организационную поддержку открытию в Москве, на Пречистенке, Александро-Мариинского женского училища, выкупив для этих целей бывшую усадьбу Долгоруковых. В учебное заведение принимались девицы из бедных семей всех сословий, где они получали специальное педагогическое образование. При училище на средства Чертовой была устроена домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Ещё одно начинание, в котором Варвара Евграфовна приняла деятельное участие, — поддержка богадельни для престарелых женщин в Дурновском переулке. Богадельню эту с домовой церковью Спаса Нерукотворного Попечительству о бедных подарил купец Иван Барыков; по его имени богадельню и было решено назвать Барыковской. Чертова вложила средства в реконструкцию здания и ремонт церкви. При непосредственном участии Варвары Евграфовны в Москве были учреждены Убежище во имя Христа Спасителя с бесплатными квартирами, Убежище для незрячих пожилых женщин и детей. Во время Крымской войны 1853-1856 годов Чертова на собственные средства организовала в Москве госпиталь для воинов.
Наверное, одной из самых важных вех благотворительной деятельности Варвары Евграфовны Чертовой стало открытие Приюта святой Марии для неизлечимо больных детей. Это был специализированный пансион, куда принимались тяжелобольные с рождения дети — эпилептики, умственно отсталые и слепые. Чертовой удалось привлечь к участию в проекте знаменитого педиатра, профессора медицины Николая Алексеевича Тольского.
Тем временем в 1871 году скончался нежно любимый супруг Варвары Евграфовны. В память о нём она передала унаследованный от мужа дом и капитал в сто тысяч рублей на нужды московского Дамского попечительства о бедных.
Варвара Чертова умерла 1 февраля 1903 года. Отпевали её в церкви Воскресения СловУщего на Остоженке, прихожанкой и попечительницей которой была Варвара Евграфовна.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











