— Имя?
— ВА... ВАЛЛ-И
— ВАЛЛ-И? ВАЛЛ-И! ЕВА...
Даже если вы никогда не смотрели мультипликационный фильм Эндрю Стэнтона «ВАЛЛ-И», вам, наверняка, знакомы некоторые из его сцен. Ведь кино-цитаты этого мультфильма уже много лет привлекают внимание в сети Интернет и не теряют своей популярности. Картина Стэнтона названа именем скромного робота-уборщика Валл-и, который оказался последним выжившим обитателем превратившейся в огромную свалку планеты Земля. Но сюжет мультфильма закручивается и вокруг ещё одного героя — Евы. В противоположность Валли, она высокотехнологичный и сложный робот. А цель её прибытия на нашу планету секретна.
Уже в сцене знакомства, казалось бы, бездушные машины начинают проявлять черты человеческого характера. В их разговорах слышатся и смущение первой встречи, и радость зарождающейся дружбы. Валл-и напоминает нам наивного и застенчивого, но смелого юношу, а Ева — дружелюбную, хотя и немного вспыльчивую девушку. Такой режиссёрский ход помогает зрителю принять героев «за своих» и начать им сопереживать.
И Валл-и, и Ева очень одиноки. И если тоска обитателя опустевшей планеты понятна зрителю, то внутреннее одиночество нано-робота связано с представлениями режиссёра о будущем человечества. Ева пребывает на Землю с космического корабля «Аксиома». Этот корабль — своеобразный Ноев ковчег будущего, на котором люди сбежали от мусорных бурь родной планеты Земля.
Жизнь на «Аксиоме» — пародия на потребительскую мечту современного человека. У пассажиров корабля всё своё: неограниченная еда и развлечения, комфортные условия существования и множество роботов-помощников, которые могут избавить от любых хлопот. Но режиссер «Валли» Эндрю Стэнтон показывает нам, как, постепенно облегчая себе жизнь с помощью техники, люди теряют волю и желание трудиться, а вместе с ними и вкус к жизни, и даже возможность самостоятельно ходить. В одной из сцен фильма капитан «Аксиомы» скажет, что его пассажиры не живут, а выживают. В заботах об удовлетворении телесных потребностей, эти люди совсем забыли о существовании души. В сравнении с ними даже роботы кажутся нам куда более человечными. Так, Валл-и, и Ева умеют любить и заботиться о тех, кто рядом. И своим примером герои напоминают другим, что значит чувствовать:
— Гляньте, сколько звезд! Эй! Это же тот... как его?...
— Эй! Вы что...
— Смотрите скорее! Вот там!
— Что? Эй! А я его знаю... Это.. э... Валли... Точно...
— Эй, Валли. Привет, Валли, помнишь меня, я Джон?
— Здрасьте!
— Здрасьте!
Однако речь в фильме идёт не только о способности людей испытывать добрые чувства к друг другу, но и об умении ценить то место, где мы родились. Потребительское отношение человека к родной планете уничтожило её, а бережное отношение робота — дало вторую жизнь. Интересно, что сама задумка мультфильма «Валли» появилась в далеком 1994 году, хотя проблемы экологии в то время ещё не стояли так остро. Но в прокат картина вышла только в 2008-м, когда авторские опасения о загрязнении окружающей среды уже начали сбываться.
Ответственность за состояние родной планеты Земля в конце концов осознает и капитан корабля «Аксиома». Его слова, обращенные к роботу по имени Авто, звучат и для каждого из нас:
— Выходит, что он ошибался!
— Не имеет значение, капитан.
— Что? Даже очень имеет! Земля наш дом. Дом, Авто. И он в беде. Я не могу сидеть здесь и ничего не делать. Я всю жизнь бездельничал, как и все на этом дурацком корабле. Хватит!
Фильм Эндрю Стэнтона поражает своей детальностью. Внимательный зритель найдет в нём много милых мелочей — отсылок к различным произведениям культуры прошлого. Например, роботы часто пересматривают старую кассету с музыкальным фильмом «Здравствуй, Долли» и учатся у киногероев человеческим чувствам. А мы, следя за приключениями добрых роботов Валли и Евы, можем стать немного внимательнее по отношению к окружающим нас людям и природе.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди