30-е годы 20-го века вошли в нашу историю как драматичное время, в котором, казалось, не было места христианской благотворительности. В это время святость рождалась в подвигах тысяч новомучеников. Однако есть герой, смерть которого до сих пор даёт пищу для размышлений и обсуждения разных версий её причин. А некоторые эпизоды его жизни заставляют нас по-другому взглянуть на привычный образ из советской пропаганды, по-другому взглянуть на всю ту эпоху.
«Если быть, то быть лучше», - так звучало жизненное кредо Героя Советского Союза, лётчика-испытателя Валерия Чкалова. И он действительно умел быть лучшим во всём, за что брался: на небе - асом, не знающим страха, на земле - человеком, который помогал тысячам своих сограждан.
В 1937-ом году Чкалов стал депутатом Верховного Совета от Горьковского округа. Только за месяц он провёл 70 встреч, побывав почти во всей области. Супруга Чкалова, помогая перегруженному работой мужу, стала исполнять при нём обязанности секретаря. За короткий срок она приняла 288 просьб, которые люди присылали Валерию Павловичу. И он ни одну из них не оставил без ответа. Вот тут и пригодился небольшой самолёт, который правительство подарило лётчику. Чкалов летал на нём по всей Горьковской области. Общался с колхозниками и рабочими, заходил в магазины, парикмахерские, в больницы и школы.
О том, как Чкалов откликался на просьбы людей, ходили легенды. Однажды он получил письмо, автор которого умолял помочь ему осуществить мечту – отправиться на работу в Арктику. Мечта сбылась, когда Чкалов взял дело под свой контроль. В другом письме была жалоба от мужчины, который не получал должного медицинского обслуживания. Чкалов направил в район, где жил этот мужчина, самолёт с врачом, а после устроил больного на лечение. Семье Трофимовых депутат помог с жильём. Двое взрослых и восемь детей ютились в одной комнате. Чкалов выбил для них отдельную квартиру.
Валерий Павлович, вхожий в кабинеты больших начальников, не боялся заступаться за репрессированных. В 1937-38-ом годах – в самое тяжёлое время массовых арестов – Чкалов, рискуя собой, добивался пересмотра дел невинно осуждённых.
Чкалов и в частной жизни оставался справедливым, добрейшей души человеком. У него было трое детей. Каждый Новый год им присылали множество приглашений на ёлки. Отец оставлял дочерям и сыну по одному билету, а остальные раздавал ребятам во дворе.
После последнего полёта Валерия Павловича, который закончился крушением самолёта, в кармане лётчика нашли листки бумаги, на которых было написано, кому и чем он должен помочь. В частности, там было напоминание о детском доме, воспитанников которого Чкалов опекал.
Страна, искренне любившая своего героя, горевала, когда он разбился, и бережно хранила память о нём. Бытуют версии, что авария его самолета не была случайной, что неудобный характер Чкалова и чрезмерная народная любовь к лётчику были её причиной. С началом Великой Отечественной войны жители Горьковской области собрали деньги на создание лётной эскадрильи. На каждом самолёте было написано «Валерий Чкалов». Так что и после смерти он продолжал бороться за мирное небо людей, которых так любил при жизни.
Чкалов никогда не причислял себя к элите, несмотря на то, что имя его гремело на весь мир после беспосадочных перелётов через Ледовитый океан и Северный полюс. Валерий Павлович говорил: «Там, где речь идёт о счастье моего народа, там я ищу себе работу». Будучи десятым ребёнком в бедной рабочей семье, Валерий с шести лет рос без матери. Заступаться за слабых, не проходить мимо тех, кого обижают – этому с детства учил Валеру отец – человек глубоко верующий, церковный староста села Васильева Слобода.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер