
В 2019-м году в русской словесности произошло удивительное, на мой взгляд, событие. Один из самых начитанных, вдумчивых и горячих литературных критиков, — Валерия Пустовая, — выпустила в свет свою первую книгу прозы.
Четыре сотни страниц под названием «Ода радости».
Как точно сказано в аннотации: «...история без вымысла. Предельно личное, документальное свидетельство об одновременном проживании смерти и материнства»...
А в предисловии от автора, где почти каждое предложение — это новый абзац (что делает вступление похожим на стихи), Валерия пишет, что в книге — цитирую — «...много мелочей, но нет случайностей. / В ней два солнца, но жизнь одна. / Я хочу рассказать вам не об утрате и даре, не о горе и счастье. / А о том, как не сумела их разделить...» Конец цитаты.
Из жизни уходила от тяжкой болезни любимая мама. И в эти же дни-недели у дочери этой мамы нарождался долгожданный первенец. Вот оно как бывает.
Дадим слово автору. Валерия Пустовая читает из первой части своей «Оды радости»; из части под названием «Одна». Главка — «Утро утраты».
Сразу подскажу, что в оборотах «Его дети» и «Его любви», — местоимения написаны, разумеется, с прописной. Речь о Спасителе...
«...И прибавление, и утрата, и возвышение, и казнь, и жизнь, и смерть — это дети, Его дети, равно и одновременно врученные моему попечению.
Нет, в Его любви к нам не видно жалости, в нее не уткнешься поплакать, как в мамино мягкое тепло, обернутое байкой зимнего халата. Он не оставит доспать. Христос завершает исцеление словом „Иди“. Утрата — это когда ничего не остается, кроме как встать и идти и жить вперед и дальше, потому что все, что было, выплеснуто поганым ведром в ледяную яму вещей и отношений, которым от века положен предел меньше века.
Божья любовь не нежит, а нудит. Она не о том, чего бы мне хотелось, а о том, с чем я могу сейчас справиться. За это трудно почувствовать настоящую, слёзную благодарность. Но легче подтянуться, встать и пойти. Исцеленным от прошлого, с нуля начавшим жить, до новизны вычищенным человеком».
Отрывок из книги «Ода радости» нам читала её автор — Валерия Пустовая.
В популярной сетевой энциклопедии, в статье о Пустовой помещён фрагмент её интервью. Давайте я прочитаю первое предложение из него и пусть вас не смутит интеллектуальная насыщенность слов о профессии литературного критика. Итак: «Человек, выносящий приговор искусству, сам должен развивать в себе мировосприятие духовное (поднявшееся над видимостью), живое (открытое и развивающееся), цельное (умеющее находить соответствие между единой сутью и многообразными формами, способами её проявления)...» Конец цитаты.
Вы слышали? Духовное мировосприятие. Пустовая — христианка. И отсвет её веры лежит не только здесь, в «Оде радости» (тут этому посвящены десятки страниц), но — и во многих её статьях, что мне, как читателю, тоже очень важно.
Признаюсь: книга «Ода радости» оказалась для меня — в определённый момент собственной жизни — некоторым, как иногда говорят, антидотом, утешением...
Даже не стану говорить, трудный это был момент или счастливый. Мне просто очень хочется, чтобы книга писательницы Валерии Пустовой — досталась как можно большему числу отзывчивых читателей. А других — я у неё — и представить, честно говоря, не могу. Ещё добавлю, что «Ода радости» мягко и ненавязчиво учит нас думать о благодарности за каждый прожитый день. Горестный ли, счастливый ли.
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О доброделании

В 7-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу».
О доброделании — священник Алексей Дудин.
Желание добра есть в сердце каждого человека. Каждый человек хочет делать то, за что он получит поддержку, похвалу. Он хочет сделать то, чему будет радоваться его сердце. Но не каждый раз у человека это получается. Когда-то ему мешает лень, когда-то ему мешает страсть гордости или страсть гнева.
И человек, зная, как нужно поступить, тем не менее,поступает противоположным образом. Это нужно преодолевать, зная о том, что мы с вами призваны к тому, чтобы наследовать Царство Небесное через понуждение себя. «Царство Небесное нудится», — сказал Господь. Если человек не использует волевого усилия, если он не стремится победить свою страсть, он никогда не сможет сделать то, что нужно. Он всегда будет делать только то, что ему хочется, только то, что ему легче.
Поэтому в этом и заключается смысл и борьба нашего каждого дня и каждого часа, чтобы сделать не то, что хочется тебе, а то, что угодно Богу и нужно людям.
Все выпуски программы Актуальная тема