
«Без высшей идеи не может существовать человек. А высшая идея на земле лишь одна — идея о бессмертии души человеческой». Такую мысль высказал однажды Фёдор Михайлович Достоевский. Великого классика цитирует священник Валерий Духанин, известный современный проповедник, публицист и писатель, в своей книге, которая называется «Кто мы?»
Этот вопрос рано или поздно задаёт себе, наверное, каждый. В двух коротких словах — целый пласт глубоких мировоззренческих и духовных исканий. Зачем мы рождаемся? Для чего живём на этом свете? Почему умираем? В чём цель нашего существования? На эти и многие другие основополагающие вопросы человеческого бытия отец Валерий постарался ответить на страницах своей книги. Прежде всего, автор обращает внимание на парадокс нашей жизни, который наверняка замечал каждый из нас: мы всё время куда-то спешим, а в итоге нам кажется, что жизнь словно проходит мимо. Мы всё время что-то приобретаем, но не имеем самого главного. Корень проблемы, по мнению отца Валерия Духанина, заключается в том, что в гонке за сиюминутным мы забываем: вектор нашей жизни направлен в вечность. А значит, существование наше сможет стать полным и осмысленным тогда, когда в его центр мы поместим вечные приоритеты: собственную бессмертную душу и, разумеется, Бога.
Лишь осознав и приняв этот факт, можно двигаться дальше к пониманию смысла нашего бытия, уверен отец Валерий. Шаг за шагом, глава за главой, на страницах книги «Кто мы?» автор раскрывает перед читателями всё новые ступени духовной жизни. Так, например, в одной из глав автор касается темы милосердия и любви к ближнему. Он вспоминает Евангелие от Матфея, в котором говорится о том, что в жизни вечной нам воздастся по принципу нашего собственного отношения к людям в этой жизни. Были ли мы сами милостивы к другим или, наоборот, проявляли равнодушие и безучастность? Таким образом, подчёркивает отец Валерий, мы формируем свою вечность и своё отношение к Богу, поскольку Христос совершенно ясно сказал: «Что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне». Милосердие приближает нас к Богу. Более того — оно способно сделать нас самих похожими на Бога, отмечает автор. И напоминает слова Христа из Евангелия от Луки: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Священник Валерий Духанин размышляет о покаянии и смирении, любви и радости, прощении и благодарности. И приводит читателей к простому, но очень важному выводу. Каждый человек — художник собственной жизни. Он может нарисовать в самом себе черный квадрат с его угловатой пустотой, а может написать в своей душе прекрасную картину. От нас зависит, чему мы посвятим свою жизнь и каким в итоге станет наш ответ на короткий вопрос: «Кто мы?».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема