
Добрая, честная, смелая, рыцарски благородная. Такой запомнилась известному детскому писателю Анатолию Алексину его коллега и наставница в литературе — Валентина Александровна Осеева. Автор произведений, которыми до сих пор зачитываются от мала до велика — трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» и, конечно же, повести «Динка». «Её книги рождались из любви к людям, и делали всех нас лучше, добрее, человечнее» — вспоминал Алексин.
Удивительно, но Валентина Осеева совсем не собиралась становиться писательницей. С детства она мечтала о театре. И в начале двадцатых годов ХХ века даже поступила на актёрский факультет Киевского Высшего музыкально-драматического института имени Лысенко. Правда, уже там литературное дарование Осеевой дало о себе знать. На занятиях по актёрскому мастерству Валентина играла сценки и маленькие пьесы, которые сочиняла сама. Вот только окончить институт девушке не удалось. В 1923-м её семья перебралась в столицу. Мать Осеевой перевели на работу в подмосковный интернат для беспризорников. Валентина поначалу планировала поступать в один из московских театральных вузов. Но вскоре, неожиданно для себя самой, перестала думать о сцене.
Перемена произошла, когда Валя начала помогать матери в интернате. Она приходила посидеть с самыми младшими. Читала им сказки, смешно разыгрывая диалоги по ролям. Валентина смотрела на маленьких сирот, и сердце её наполнялось состраданием и любовью к малышам. Спустя годы эти чувства она выразила в своей знаменитой повести «Динка». В одном из её эпизодов главная героиня мечтает о большой семье. Она говорит: «У нас будет столько детей, сколько цветов на лугу. Это будут не только наши дети. А просто, всякие дети! И они так перемешаются, что мы даже не отличим, где свои, где чужие».
Осеева стала педагогом. И посвятила этой деятельности 16 лет. Для неё, действительно, не было чужих детей. Хотя работать ей приходилось с очень сложными ребятами. В 30-х Валентина Александровна устроилась работать воспитателем в Даниловскую колонию-спецприёмник для беспризорников. Учреждение располагалось на территории закрытого большевиками Данилова монастыря. С воспитанниками Валентина общалась тепло и дружески. Никогда не впадала в нравоучения и морализаторство. Остались записи Осеевой, где она вкратце обрисовала свой педагогический метод. «Нотация — это без пользы, — писала она. — А если вдруг сказать: вот, ребята, мне припомнился один случай. И рассказать историю — чтоб до сердца дотянуть». Одна из таких историй — о маленьком беспризорнике — настолько понравилась воспитанникам, что они убедили Валентину Александровну отправить её в редакцию одной из газет. Так в 1937 году увидел свет первый рассказ Осеевой «Гришка». И Валентина начала писать.
Произведения получали огромный отклик. Читателям пришлись по душе живые, тёплые книги, в которых писательница побуждала к состраданию и добру. Например, в небольшом произведении «Волшебное слово» она открывала секрет вежливости и благодарности. В другом рассказе, который называется «Почему?», писательница повествует о мальчике, который разбил чашку, и свалил вину на своего пса. А потом страдал от собственной лжи. Но в конце концов, после долгих сомнений, раскаялся и признался во всём маме.
Валентина Александровна Осеева хотела, чтобы её произведения помогали детям, да и вообще всем людям, видеть светлые стороны жизни. Находить радость — в любви к тем, кто рядом. В умении прощать и самому просить прощения. В честном и открытом сердце. С таким сердцем всегда обращалась к своим читателям и она сама.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
3 мая. Об истории духовных печатных изданий

Сегодня 3 мая. Всемирный день свободы печати.
Об истории духовных печатных изданий — протоиерей Андрей Ефанов.
В моей памяти ярко отложились времена, когда в советский период каждый листок, содержащий хоть какую-то информацию о православии, тщательно переписывался и бережно сохранялся. От прабабушки мне достались две такие толстые, как их тогда называли, общие тетради, которые я заучил наизусть. Потом наступили иные времена, и возникла другая проблема. В 90-е годы XX века многочисленные издательства без всякой цензуры или самоцензуры стали издавать духовную литературу подчас совершенно апокрифического и даже языческого характера. Потребовалось ввести грифование от издательского совета Русской Православной Церкви, всей распространяемой на приходах литературы, что навело определенный порядок. Но тут на фоне распространения сети интернет начался спад на востребованность печатных изданий. Что нас ожидает в будущем? Мне кажется, что печатная литература отстоит свое право на существование. Что до ее качества, то тут все зависит от нашей внутренней духовной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 15 зач., V, 21-33.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Все вещи имеют начало. Православное христианство исключением не является. Оно зародилось около двух тысяч лет назад в исторической Палестине, распространилось по миру, продолжает существовать и развиваться. Но это было уже потом. А вначале всё ограничивалось небольшой группой учеников Христа, живших и проповедовавших в Иерусалиме. Об этом нам сообщает отрывок из 5-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Наиболее ценным историческим источником, который повествует об особенностях существования первых христиан, является книга Деяний святых апостолов. Её автор, апостол Лука, совместивший в своей личности таланты врача, художника и историка-хрониста, постарался детально описать внутреннюю атмосферу христианской общины и внешнюю среду, окружавшую древних последователей Спасителя.
Не является секретом, что мир далеко не всегда был благоприятно настроен по отношению к христианам. В середине первого века основной оппозиционной силой для последователей Спасителя являлись иудеи, которые противодействовали развитию Церкви не только в Палестине, но и в европейской части Римской империи — в тех городах, где евреи имели свои диаспоры. В пятой главе книги Деяний мы находим описание очередного нападения иудейских вождей на ближайших учеников Спасителя — апостолов.
Поводом для конфликта послужило чудесное исцеление калеки, сидевшего у «Золотых» врат Иерусалима, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн Богослов. Иудейские вожди, испугавшись, что чудо привлечёт в ряды христиан ещё больше евреев, заключили учеников Христа в тюрьму, из которой они в ближайшую ночь благополучно освободились. В полночь двери камер чудом отрылись, и апостолы беспрепятственно покинули место своего заключения.
На утро после чудесного освобождения апостолы, следуя своей традиции, собрались в Притворе Соломоновом — крытой колоннаде у восточной стены внешнего двора Иерусалимского храма. Гонители старались всячески испугать учеников Христа, при этом используя хитрость, — якобы сами апостолы — люди уже конченые, исправить их нельзя, но пусть другим евреям они хотя бы не проповедуют. Апостол Пётр, бывший неофициальным лидером апостольской общины, прямо тогда ответил преследователям: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Эти слова служат ярким выражением христианского самосознания, видения мира и места человека в нём. Во время гонений древности и нового времени стойкие ученики Спасителя неизменно между верностью Богу и удобством мира выбирали первое, поскольку были убеждены — счастье только со Христом. Без Христа счастья быть не может.
И история всё расставила на свои места. Действительно — где теперь те гонители? Кто о них помнит? И если всё же помнит, то как? Преимущественно с горечью и даже некоторым презрением. Праведники веры же по-прежнему, подобно звёздам, сияют, своим светом вдохновляя современных христиан на то, чтобы не падать духом, не отчаиваться перед лицом испытаний, но вслед за апостолом Петром напоминать (прежде всего, себе): «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». И речь идёт не о бунте, не об общественной революции, а, прежде всего, о верности Богу и Его правде. Потому что, повторюсь, счастье только со Спасителем. Без Господа Иисуса счастья быть не может. Ни на земле, ни на Небе!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Макарий Оптинский о душевном покое». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги «Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского», посвященные душевному покою: что такое душевный покой и как его обрести.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов