Писательница Валентина Александровна Осеева — автор трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» и повести «Динка» — произведений, которыми до сих пор зачитываются от мала до велика.
С детства Валентина Александровна мечтала о театре: в начале двадцатых годов ХХ века она даже поступила на актерский факультет Киевского Высшего музыкально-драматического института имени Лысенко. Но окончить учёбу не удалось — в 1923 году семья Валентины перебралась в Москву, и вскоре она перестала думать о сцене. Позднее Валентина Александровна стала педагогом, а в 30-х устроилась работать воспитателем в Даниловскую колонию-спецприемник для беспризорников. В 1937 году увидел свет первый рассказ Осеевой «Гришка», который получил огромный отклик. Книги Валентины Александровны «рождались из любви к людям и делали всех нас лучше, добрее, человечнее», — вспоминал известный писатель Анатолий Алексин.
Что Валентина Александровна видела главной целью своего творчества?

Добрая, честная, смелая, рыцарски благородная. Такой запомнилась известному детскому писателю Анатолию Алексину его коллега и наставница в литературе — Валентина Александровна Осеева. Автор произведений, которыми до сих пор зачитываются от мала до велика — трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» и, конечно же, повести «Динка». «Её книги рождались из любви к людям, и делали всех нас лучше, добрее, человечнее» — вспоминал Алексин.
Удивительно, но Валентина Осеева совсем не собиралась становиться писательницей. С детства она мечтала о театре. И в начале двадцатых годов ХХ века даже поступила на актёрский факультет Киевского Высшего музыкально-драматического института имени Лысенко. Правда, уже там литературное дарование Осеевой дало о себе знать. На занятиях по актёрскому мастерству Валентина играла сценки и маленькие пьесы, которые сочиняла сама. Вот только окончить институт девушке не удалось. В 1923-м её семья перебралась в столицу. Мать Осеевой перевели на работу в подмосковный интернат для беспризорников. Валентина поначалу планировала поступать в один из московских театральных вузов. Но вскоре, неожиданно для себя самой, перестала думать о сцене.
Перемена произошла, когда Валя начала помогать матери в интернате. Она приходила посидеть с самыми младшими. Читала им сказки, смешно разыгрывая диалоги по ролям. Валентина смотрела на маленьких сирот, и сердце её наполнялось состраданием и любовью к малышам. Спустя годы эти чувства она выразила в своей знаменитой повести «Динка». В одном из её эпизодов главная героиня мечтает о большой семье. Она говорит: «У нас будет столько детей, сколько цветов на лугу. Это будут не только наши дети. А просто, всякие дети! И они так перемешаются, что мы даже не отличим, где свои, где чужие».
Осеева стала педагогом. И посвятила этой деятельности 16 лет. Для неё, действительно, не было чужих детей. Хотя работать ей приходилось с очень сложными ребятами. В 30-х Валентина Александровна устроилась работать воспитателем в Даниловскую колонию-спецприёмник для беспризорников. Учреждение располагалось на территории закрытого большевиками Данилова монастыря. С воспитанниками Валентина общалась тепло и дружески. Никогда не впадала в нравоучения и морализаторство. Остались записи Осеевой, где она вкратце обрисовала свой педагогический метод. «Нотация — это без пользы, — писала она. — А если вдруг сказать: вот, ребята, мне припомнился один случай. И рассказать историю — чтоб до сердца дотянуть». Одна из таких историй — о маленьком беспризорнике — настолько понравилась воспитанникам, что они убедили Валентину Александровну отправить её в редакцию одной из газет. Так в 1937 году увидел свет первый рассказ Осеевой «Гришка». И Валентина начала писать.
Произведения получали огромный отклик. Читателям пришлись по душе живые, тёплые книги, в которых писательница побуждала к состраданию и добру. Например, в небольшом произведении «Волшебное слово» она открывала секрет вежливости и благодарности. В другом рассказе, который называется «Почему?», писательница повествует о мальчике, который разбил чашку, и свалил вину на своего пса. А потом страдал от собственной лжи. Но в конце концов, после долгих сомнений, раскаялся и признался во всём маме.
Валентина Александровна Осеева хотела, чтобы её произведения помогали детям, да и вообще всем людям, видеть светлые стороны жизни. Находить радость — в любви к тем, кто рядом. В умении прощать и самому просить прощения. В честном и открытом сердце. С таким сердцем всегда обращалась к своим читателям и она сама.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема