«Портрет Николая Второго», написанный Валентином Серовым, был уничтожен революционерами-матросами в октябре 1917 года. К счастью, сохранилась точная копия картины, которую предусмотрительно и промыслительно создал живописец.

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Вы теперь в Третьяковской галерее работаете?
— Наташенька! Здравствуй, дорогая! Да, я теперь здесь, штатный сотрудник. Это сын у тебя уже такой взрослый?
— Да, это мой Ваня. В десятом классе учится.
— Здравствуйте!
— Я Ивану рассказывала, как вы у нас художественную культуру преподавали — ярко, захватывающе!
— Полно, Наташенька! Это просто душа у тебя чуткая, восприимчивая. А Ванечка чем занимается?
— Учусь в классе с углублённым изучением психологии.
— Ему вот в школе задали составить психологическую характеристику человека по портрету.
— Только я картину выбрать никак не могу. Вот, пришел в Третьяковку вдохновляться.
— Может быть, Вы посоветуете какое-нибудь выразительное полотно?
— Присмотритесь к портрету Николая Второго кисти Валентина Александровича Серова. Вот он, перед вами.
— Скромный такой, в серых тонах.
— Если под скромностью подразумевать благородную сдержанность, то я соглашусь с определением. Колорит картины, действительно, выдержан в серых тонах. Но какое при этом богатство оттенков! Какую глубину они создают! И я не только о глубине пространства картины говорю, но и об её особом психологизме. Серов умел так подметить и обнажить особенности души — правдиво, не комплиментарно.
— Почему же не комплиментарно? Николай Второй производит на этой картине благоприятное впечатление!
— Знаете, Ваня, как отозвался об этом портрете живописец Константин Коровин? «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора...». Слабость, понимаете? Многие прочитывают в образе Николая Второго это качество, и мало кто считает его положительным для самодержца.
— А вы, Маргарита Константиновна? Вы согласны с Коровиным?
— Я? Думаю, это не слабость. Как не можем мы назвать слабым Христа, восходящего на Голгофу. Это смирение. Николай Александрович принял бедствия России как волю Божию и покорился ей. Серов изобразил того императора Николая, которого Церковь прославила, как страстотерпца.
— Вы хотите сказать, что Серов написал икону царя Николая?
— У иконописи, Наташенька, есть свои законы. Она далека от телесности. А Серов изобразил человека из плоти и крови, понятного и близкого, одного из нас, но, однако, такого, для которого призыв вечности стал важнее всех привычных нам ценностей. При этом в процессе работы живописец был категорически недоволен картиной, он в какой-то момент заявил государю: «Мы должны признать, что портрет не получился». Николай Александрович молча сел за стол, положив руки перед собой, с грустью посмотрел на художника... И тут Серов уловил тот образ, который ему затем удалось запечатлеть. Вы обратили внимание, какими лёгкими, свободными мазками написан портрет? По манере он почти эскизен.
— И при этом царь как живой!
— Это точно! Закончив картину, Серов принес её в журнал «Мир искусства» и веселился, наблюдая, как сотрудники редакции входили в кабинет и замирали перед полотном. Коллегам казалось, что Николай Второй и вправду присутствует рядом. Живого царя увидели на портрете и революционеры-матросы, ворвавшиеся в октябре 1917 года в Зимний дворец. Они изрешетили эту картину штыками.
— Но как же удалось её восстановить?
— А и не удалось. Полотно погибло безвозвратно. Портрет, что мы видим — точная копия, предусмотрительно и промыслительно созданная Валентином Серовым.
— Как же я много интересного сегодня узнал! Нужно поразмышлять и ещё раз прийти в галерею взглянуть на картину Серова.
— Ваня, почему же только ещё раз? Царский портрет кисти Валентина Серова стоит того, чтобы многократно к нему возвращаться и смотреть на него не спеша. Поверь, внимательному зрителю эта картина поведает о многом. Так что приходи к нам в Третьяковку почаще!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Еда для Галины Фёдоровны и других нуждающихся в Омске
В городе Омске, при храме Рождества Христова, недавно открылась благотворительная столовая «Гостеприимный Авраам». Здесь волонтёры православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» готовят для нуждающихся горячие и вкусные обеды — не менее 180 порций в день. Часть из них раздают в самой столовой, а остальное добровольцы отвозят в уличные пункты помощи, которые находятся в разных районах города.

Галина Фёдоровна регулярно приходит за горячим обедом в один из мобильных пунктов. Через полгода ей исполнится 80 лет. Из близких рядом никого не осталось, поэтому поддержка православных волонтёров для неё особенно важна. Бабушка берёт еду пять дней в неделю, но не только для себя. По мере сил она заботится и о соседке, которой трудно выходить на улицу.
Тех, кто как и Галина Фёдоровна оказался в непростой ситуации — много. И это не только пожилые люди, но и семьи с детьми, и те, кто лишился дома. Поддержите работу благотворительной кухни «Гостеприимный Авраам», чтобы у волонтёров была возможность кормить всех, кто приходит за помощью. Подарить людям тарелку горячего супа, а вместе с ней и надежду — просто. Для этого переходите на сайт православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» и оставьте любой денежный перевод.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«28-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Кол.1:12-18) и Евангельского (Лк.17:12-19) чтений в двадцать восьмое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших, Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», святителя Иоасафа Белгородского, преподобного Даниила Столпника, святителя Спиридона Тримифунтского.
Все выпуски программы Седмица











