— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Вы теперь в Третьяковской галерее работаете?
— Наташенька! Здравствуй, дорогая! Да, я теперь здесь, штатный сотрудник. Это сын у тебя уже такой взрослый?
— Да, это мой Ваня. В десятом классе учится.
— Здравствуйте!
— Я Ивану рассказывала, как вы у нас художественную культуру преподавали — ярко, захватывающе!
— Полно, Наташенька! Это просто душа у тебя чуткая, восприимчивая. А Ванечка чем занимается?
— Учусь в классе с углублённым изучением психологии.
— Ему вот в школе задали составить психологическую характеристику человека по портрету.
— Только я картину выбрать никак не могу. Вот, пришел в Третьяковку вдохновляться.
— Может быть, Вы посоветуете какое-нибудь выразительное полотно?
— Присмотритесь к портрету Николая Второго кисти Валентина Александровича Серова. Вот он, перед вами.
— Скромный такой, в серых тонах.
— Если под скромностью подразумевать благородную сдержанность, то я соглашусь с определением. Колорит картины, действительно, выдержан в серых тонах. Но какое при этом богатство оттенков! Какую глубину они создают! И я не только о глубине пространства картины говорю, но и об её особом психологизме. Серов умел так подметить и обнажить особенности души — правдиво, не комплиментарно.
— Почему же не комплиментарно? Николай Второй производит на этой картине благоприятное впечатление!
— Знаете, Ваня, как отозвался об этом портрете живописец Константин Коровин? «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора...». Слабость, понимаете? Многие прочитывают в образе Николая Второго это качество, и мало кто считает его положительным для самодержца.
— А вы, Маргарита Константиновна? Вы согласны с Коровиным?
— Я? Думаю, это не слабость. Как не можем мы назвать слабым Христа, восходящего на Голгофу. Это смирение. Николай Александрович принял бедствия России как волю Божию и покорился ей. Серов изобразил того императора Николая, которого Церковь прославила, как страстотерпца.
— Вы хотите сказать, что Серов написал икону царя Николая?
— У иконописи, Наташенька, есть свои законы. Она далека от телесности. А Серов изобразил человека из плоти и крови, понятного и близкого, одного из нас, но, однако, такого, для которого призыв вечности стал важнее всех привычных нам ценностей. При этом в процессе работы живописец был категорически недоволен картиной, он в какой-то момент заявил государю: «Мы должны признать, что портрет не получился». Николай Александрович молча сел за стол, положив руки перед собой, с грустью посмотрел на художника... И тут Серов уловил тот образ, который ему затем удалось запечатлеть. Вы обратили внимание, какими лёгкими, свободными мазками написан портрет? По манере он почти эскизен.
— И при этом царь как живой!
— Это точно! Закончив картину, Серов принес её в журнал «Мир искусства» и веселился, наблюдая, как сотрудники редакции входили в кабинет и замирали перед полотном. Коллегам казалось, что Николай Второй и вправду присутствует рядом. Живого царя увидели на портрете и революционеры-матросы, ворвавшиеся в октябре 1917 года в Зимний дворец. Они изрешетили эту картину штыками.
— Но как же удалось её восстановить?
— А и не удалось. Полотно погибло безвозвратно. Портрет, что мы видим — точная копия, предусмотрительно и промыслительно созданная Валентином Серовым.
— Как же я много интересного сегодня узнал! Нужно поразмышлять и ещё раз прийти в галерею взглянуть на картину Серова.
— Ваня, почему же только ещё раз? Царский портрет кисти Валентина Серова стоит того, чтобы многократно к нему возвращаться и смотреть на него не спеша. Поверь, внимательному зрителю эта картина поведает о многом. Так что приходи к нам в Третьяковку почаще!
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди