— Я раньше здесь бывал...
— Что-что?
— Моя антология. Вот как это можно назвать. Идея такая: что бы ты не переживал, кто-то уже пережил это до тебя. И описал словами. Это первая строка стихотворения Россетти.
— Что именно?
— Я раньше здесь бывал.
— Видишь, я собирала стихи по темам. — одиночество, смерть любимого человека и тому подобное. Только хорошие стихи, конечно.
— Это своего рода система утешения.
— В этом, по сути, весь смысл. Другие люди переживали всё до нас. Не знаю, почему, но это утешает.
Замечательная идея пришла в голову Грэйс — героине художественного фильма «В плену надежды». Фрагмент из него только что прозвучал. Ленту снял британский режиссёр, сценарист, драматург и писатель Уильям Николсон в 2019 году. Он экранизировал собственную пьесу «Отступление из Москвы». Такое её название связано с другим главным героем — Эдвардом, мужем Грэйс. Он преподаёт историю — специализируется на войне 1812 года и пишет работу о бегстве французской армии из России. Словом, оба супруга — интеллектуалы. Они уже пожилые люди, у них — взрослый сын, который живёт в Лондоне. Казалось бы, их связывает и общий образ мыслей, и крепкие семейные узы. Рассказывая об идее своей поэтической антологии мужу, Грэйс не могла и подозревать, что утешение и поддержка вскоре понадобятся ей самой. На следующий день после этого разговора Эдвард объявил жене, что уходит от неё. Насовсем. После 29 лет брака.
В одном из интервью режиссёр признался, что воплотил на экране глубоко личные переживания. Точно так же, как герои фильма, однажды расстались его собственные родители. И он разделил с каждым из них всю тяжесть непростой ситуации. «Я взял на себя их боль», — рассказывал Уильям Николсон. И всё-таки, как подчёркивает режиссёр, его фильм — не о страданиях. А о том, что помогает их преодолеть.
Конечно, для Грэйс, главной героини картины «В плену надежды», неожиданная новость стала настоящим ударом. Несмотря на то, что в последнее время она чувствовала натянутость и отчуждённость в отношениях с мужем. Даже устроила ему по этому поводу сцену с переворачиванием кухонного стола. Грэйс обвинила супруга в том, что он её не слышит, не разговаривает с ней, как будто вообще отсутствует. Эдвард в ответ заявил, что все годы она только тем и занималась, что пыталась его переделать в соответствии со своими представлениями, не желая видеть и принимать таким, какой он есть. Словом, взаимных упрёков было высказано немало. Но если Грэйс свои ошибки признала, раскаялась в них, и была готова работать над собой, чтобы сохранить брак, то Эдвард оказался настроен категорично. И, словно между молотом и наковальней, в эпицентре конфликта оказался их сын, Джейми. Ему выпала непростая роль: помочь самым близким людям, союз которых рушится у него на глазах, справиться с душевной болью.
«В плену надежды» — глубокая психологическая драма. Это камерный фильм, состоящий из внутренних переживаний героев. Вместе с ними переживаем и мы. И прислушиваемся к их диалогам, в которых звучат весьма мудрые мысли. К примеру, накануне семейной трагедии к отцу и матери на выходные приезжает Джейми. И за семейным ужином происходит настоящий спор о вере:
— Скажи ему, Эдвард.
— Что сказать?
— Что Бог есть.
— Это невозможно кому-то сказать. Бог — это не информация, Бог — это убеждение. Это как... любовь — её нельзя высказать. Можно лишь чувствовать.
— Точно!
Вот именно об этом, как мне кажется, фильм Уильяма Николсона «В плену надежды». О том, что Бог есть любовь. Когда понимаешь это, страдания отступают. И тебе самому хочется кому-то помочь. Ведь если ты сам пережил сильную боль, значит, обязательно сможешь понять других — и утешить.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Как важно быть честным. Мария Чугреева
Чем старше я становлюсь, тем ярче чувствую, насколько мы часто лукавим, насколько привыкаем к разным образам, маскам, которые используем в зависимости от ситуации.
Я говорю о себе, но точно знаю — подобная внутренняя «неверность, духовное непостоянство» беспокоят многих моих православных друзей. Они со мной делились подобными мыслями.
Мы мимикрируем, подстраиваемся под людей, под обстоятельства. В храме — смиренные, благостные, не раздражаемся, улыбаемся друг другу, но как только выходим за порог, мирное состояние души исчезает, а на смену приходит совершенно другое, мирское, раздражительное, осуждающее, суетное... Хорошо, если продержимся воскресный день. А с понедельника уже рядом с неверующими людьми ведем себя по-мирски, позволяем много того, что в обществе верующих, воцерковленных не позволили бы...
Боимся быть чересчур верующими, говорим то, что надо, а не то, что думаем и чувствуем... И так повсюду. Этих образов-масок такое множество, что часто запутываешься в них, и думаешь, а где ты настоящий или настоящая? Кто ты? Куда ты идешь?
Это лукавство проникает в саму сущность, становится кожей. А разве митрополит Филипп был разным — со своей паствой или Иваном Грозным, менялась ли блаженная Ксения Петербургская в зависимости от того, с кем рядом она находилась? Дух веры и христианское устроение души были неизменными, и в этом заключалась безусловная преданность Господу, богоподобие, а значит, святость.
Если задуматься, то лукавство по мелочам по-настоящему страшно, это ничуть не меньший грех, чем то, что мы привыкли считать главными пороками. Слава Тебе, Господь, что дал это увидеть в себе. Теперь — прошу — исцели душу от лукавства!
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
«Пресвятая Богородица, земля нам мачеха и как мачеха на нас смотрит»
Пресвятая Богородица, земля нам мачеха и как мачеха на нас смотрит. Смотрит на нас как на пасынков, как на пришельцев и подкидышей, пока не сделает нас рабами своими.
День и ночь на неё гнём спины свои, она же платит нам своим худым имением — грехами, болезнями и смертью. Кто лишь её хлебом питается, не узнать тому сытости. И чем больше ест, тем больше алчет. И чем усерднее пляшет под дудку её, печаль всё большая давит сердце его.
Словно зверь, в яму угодивший, роет землю всё глубже, спастись пытается, и удаляясь от спасения, думает, что всё ближе к нему.
Таковы, воистину, и чада земные, излишне уповающие на труды земные и по трудам своим судящие о близости спасения.
К чему всё глубже в прах себя зарываете? Чада человеческие, спасение ваше осталось за спинами вашими.
Говорите, вот немного ещё осталось нам копать и выйдем к свету. Меня послушайте: насколько углубитесь в землю, настолько дальше от света будете.
Говорите: вот ещё завтра и ещё один день, закончим мы некоторые дела свои — и царство добра будет построено. Меня послушайте: все здания ваши из праха земного падут на головы вам, а завтра и вновь мучительно руины копать будете, чтобы спасти свои головы.
Отцы ваши тем же себя утешали, и умерли среди развалин и дел незаконченных.
Лествица нужна вам, ничто иное как лествица. Чтобы подняться из ямы, в которую упали. Чтобы бежать из холодных объятий мачехи.
Дева есть лествица. Держит она свечу небесную, чтобы указать вам путь из тьмы. Прозорлива она и знает то, что вами забыто. Отверглась она земли и сдружилась с небом. Не имеющая в себе тьмы, облечена она во свет. Сквозь неё небо смотрит на вас. Сквозь неё вы небо увидеть можете.
Осторожна она к советам вашим; в её разуме правда, в её утробе мудрость небесная, огонь священный в сердце её.
Из неё исходит Лекарь и лекарство. От её чресл исходит и путь и Указующий. Она мать, а не мачеха, и не обещает сыну своему больше того, чем может дать. Её обещание — даяние её. Даяние же мачехи в одних обещаниях.
Мачеха нам земля, о Богородица, и смотрит на нас как мачеха.
Вуалью чёрной сокрыла Тебя от глаз наших, чтобы, не видя мы Тебя, думали, что Ты мертва. Потому род человеческий веками жмётся к мачехе и целует руку её жесткую.
Мати Божия, блесни Ликом Своим и бежит мачеха, и рабы станут чадами.
9 сентября. О духовном смысле Христова поста
В 1-й главе Евангелия от Марка есть повествование об искушении Христа в пустыне после 40-дневного поста.
О духовном смысле Христова поста, — иеромонах Назарий Рыпин.