
«В плену надежды», студии: Immersiverse, Lipsync, Origin Pictures, Protagonist Pictures, Sampsonic Media, режиссёр Уильям Николсон
— Я раньше здесь бывал...
— Что-что?
— Моя антология. Вот как это можно назвать. Идея такая: что бы ты не переживал, кто-то уже пережил это до тебя. И описал словами. Это первая строка стихотворения Россетти.
— Что именно?
— Я раньше здесь бывал.
— Видишь, я собирала стихи по темам. — одиночество, смерть любимого человека и тому подобное. Только хорошие стихи, конечно.
— Это своего рода система утешения.
— В этом, по сути, весь смысл. Другие люди переживали всё до нас. Не знаю, почему, но это утешает.
Замечательная идея пришла в голову Грэйс — героине художественного фильма «В плену надежды». Фрагмент из него только что прозвучал. Ленту снял британский режиссёр, сценарист, драматург и писатель Уильям Николсон в 2019 году. Он экранизировал собственную пьесу «Отступление из Москвы». Такое её название связано с другим главным героем — Эдвардом, мужем Грэйс. Он преподаёт историю — специализируется на войне 1812 года и пишет работу о бегстве французской армии из России. Словом, оба супруга — интеллектуалы. Они уже пожилые люди, у них — взрослый сын, который живёт в Лондоне. Казалось бы, их связывает и общий образ мыслей, и крепкие семейные узы. Рассказывая об идее своей поэтической антологии мужу, Грэйс не могла и подозревать, что утешение и поддержка вскоре понадобятся ей самой. На следующий день после этого разговора Эдвард объявил жене, что уходит от неё. Насовсем. После 29 лет брака.
В одном из интервью режиссёр признался, что воплотил на экране глубоко личные переживания. Точно так же, как герои фильма, однажды расстались его собственные родители. И он разделил с каждым из них всю тяжесть непростой ситуации. «Я взял на себя их боль», — рассказывал Уильям Николсон. И всё-таки, как подчёркивает режиссёр, его фильм — не о страданиях. А о том, что помогает их преодолеть.
Конечно, для Грэйс, главной героини картины «В плену надежды», неожиданная новость стала настоящим ударом. Несмотря на то, что в последнее время она чувствовала натянутость и отчуждённость в отношениях с мужем. Даже устроила ему по этому поводу сцену с переворачиванием кухонного стола. Грэйс обвинила супруга в том, что он её не слышит, не разговаривает с ней, как будто вообще отсутствует. Эдвард в ответ заявил, что все годы она только тем и занималась, что пыталась его переделать в соответствии со своими представлениями, не желая видеть и принимать таким, какой он есть. Словом, взаимных упрёков было высказано немало. Но если Грэйс свои ошибки признала, раскаялась в них, и была готова работать над собой, чтобы сохранить брак, то Эдвард оказался настроен категорично. И, словно между молотом и наковальней, в эпицентре конфликта оказался их сын, Джейми. Ему выпала непростая роль: помочь самым близким людям, союз которых рушится у него на глазах, справиться с душевной болью.
«В плену надежды» — глубокая психологическая драма. Это камерный фильм, состоящий из внутренних переживаний героев. Вместе с ними переживаем и мы. И прислушиваемся к их диалогам, в которых звучат весьма мудрые мысли. К примеру, накануне семейной трагедии к отцу и матери на выходные приезжает Джейми. И за семейным ужином происходит настоящий спор о вере:
— Скажи ему, Эдвард.
— Что сказать?
— Что Бог есть.
— Это невозможно кому-то сказать. Бог — это не информация, Бог — это убеждение. Это как... любовь — её нельзя высказать. Можно лишь чувствовать.
— Точно!
Вот именно об этом, как мне кажется, фильм Уильяма Николсона «В плену надежды». О том, что Бог есть любовь. Когда понимаешь это, страдания отступают. И тебе самому хочется кому-то помочь. Ведь если ты сам пережил сильную боль, значит, обязательно сможешь понять других — и утешить.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер