
«В плену надежды», студии: Immersiverse, Lipsync, Origin Pictures, Protagonist Pictures, Sampsonic Media, режиссёр Уильям Николсон
— Я раньше здесь бывал...
— Что-что?
— Моя антология. Вот как это можно назвать. Идея такая: что бы ты не переживал, кто-то уже пережил это до тебя. И описал словами. Это первая строка стихотворения Россетти.
— Что именно?
— Я раньше здесь бывал.
— Видишь, я собирала стихи по темам. — одиночество, смерть любимого человека и тому подобное. Только хорошие стихи, конечно.
— Это своего рода система утешения.
— В этом, по сути, весь смысл. Другие люди переживали всё до нас. Не знаю, почему, но это утешает.
Замечательная идея пришла в голову Грэйс — героине художественного фильма «В плену надежды». Фрагмент из него только что прозвучал. Ленту снял британский режиссёр, сценарист, драматург и писатель Уильям Николсон в 2019 году. Он экранизировал собственную пьесу «Отступление из Москвы». Такое её название связано с другим главным героем — Эдвардом, мужем Грэйс. Он преподаёт историю — специализируется на войне 1812 года и пишет работу о бегстве французской армии из России. Словом, оба супруга — интеллектуалы. Они уже пожилые люди, у них — взрослый сын, который живёт в Лондоне. Казалось бы, их связывает и общий образ мыслей, и крепкие семейные узы. Рассказывая об идее своей поэтической антологии мужу, Грэйс не могла и подозревать, что утешение и поддержка вскоре понадобятся ей самой. На следующий день после этого разговора Эдвард объявил жене, что уходит от неё. Насовсем. После 29 лет брака.
В одном из интервью режиссёр признался, что воплотил на экране глубоко личные переживания. Точно так же, как герои фильма, однажды расстались его собственные родители. И он разделил с каждым из них всю тяжесть непростой ситуации. «Я взял на себя их боль», — рассказывал Уильям Николсон. И всё-таки, как подчёркивает режиссёр, его фильм — не о страданиях. А о том, что помогает их преодолеть.
Конечно, для Грэйс, главной героини картины «В плену надежды», неожиданная новость стала настоящим ударом. Несмотря на то, что в последнее время она чувствовала натянутость и отчуждённость в отношениях с мужем. Даже устроила ему по этому поводу сцену с переворачиванием кухонного стола. Грэйс обвинила супруга в том, что он её не слышит, не разговаривает с ней, как будто вообще отсутствует. Эдвард в ответ заявил, что все годы она только тем и занималась, что пыталась его переделать в соответствии со своими представлениями, не желая видеть и принимать таким, какой он есть. Словом, взаимных упрёков было высказано немало. Но если Грэйс свои ошибки признала, раскаялась в них, и была готова работать над собой, чтобы сохранить брак, то Эдвард оказался настроен категорично. И, словно между молотом и наковальней, в эпицентре конфликта оказался их сын, Джейми. Ему выпала непростая роль: помочь самым близким людям, союз которых рушится у него на глазах, справиться с душевной болью.
«В плену надежды» — глубокая психологическая драма. Это камерный фильм, состоящий из внутренних переживаний героев. Вместе с ними переживаем и мы. И прислушиваемся к их диалогам, в которых звучат весьма мудрые мысли. К примеру, накануне семейной трагедии к отцу и матери на выходные приезжает Джейми. И за семейным ужином происходит настоящий спор о вере:
— Скажи ему, Эдвард.
— Что сказать?
— Что Бог есть.
— Это невозможно кому-то сказать. Бог — это не информация, Бог — это убеждение. Это как... любовь — её нельзя высказать. Можно лишь чувствовать.
— Точно!
Вот именно об этом, как мне кажется, фильм Уильяма Николсона «В плену надежды». О том, что Бог есть любовь. Когда понимаешь это, страдания отступают. И тебе самому хочется кому-то помочь. Ведь если ты сам пережил сильную боль, значит, обязательно сможешь понять других — и утешить.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер