Перечитывая сейчас небольшую книжку посланий и речей святителя Патриарха Тихона, выпущенную несколько лет тому назад православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в серии «Слово исповедников XX века», я не смог не задуматься о том, когда именно я её читаю, в какое именно время записываю программу. И, наконец, – где именно я это делаю.
…Итак, читаю я этот текст в начале XXI века, записывают меня в дни Великого поста 2015-го года от Рождества Христова, в самом конце марта месяца… А нахожусь я в студии радио «Вера», расположенного в древних стенах Андреевского ставропигиального мужского монастыря, – что «у Воробьёвых круч в Пленницах». При советской власти часть монастырских построек здесь разобрали, чудесный храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт, а некрополь обители с надгробиями славным сынам России, невосстановимо стёрт с лица земли.
И невозможно мне выместить из своего сознания, что в дни моей радиозаписи на востоке братской Украины всё еще гибнут люди, что те или иные смятения продолжают захватывать день ото дня души наших соплеменников – и там, и здесь, и везде по России.
И вот, в самые дни Великого поста я открываю одно из посланий святителя – по поводу так называемого Брестского мира, названного патриархом – «позорным», – открываю ближе к концу этого великого церковного документа мартовских дней 1918 года:
«Братие, настало время покаяния; наступили святые дни Великого поста, очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга как на врагов и разделять родную страну на враждующие страны. Все мы братья, и у всех нас одна мать родная русская земля, и все мы чада одного Отца Небесного, Которого молим: “Отче наш, остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим” (Мф. 6:9.12).
Пред лицом страшного, свершающегося над страной нашей суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенных».
...Читая, словно бы видишь его самого: то анафематствующего убийц мирян и духовенства, действующим от лица новой безбожной власти, то – предостерегающим паству против мщения, то взывающего о помощи голодающим. …Видишь его, пребывающего в первом и втором заключении, видишь даже того красногвардейца из охранявших патриарха, – чьи слова тоже сохранились в истории: «Всем хорош старик, только вот молится долго по ночам, не задремлешь с ним…»
А иные речи святого, восстановившего собою патриарший престол аж через двести лет пустования, направлены словно бы к пастве того самого храма, в котором старается – конечно же, плоховато старается – бывать – ежевоскресно – моя семья.
«Я очень сочувствую участию мирян в церковной жизни и делу объединения приходских советов, ибо по опыту своему знаю, какую силу и мощь в церковном делании представляет собой мирской элемент, правильно направляемый. Миряне – живая сила.
Я слышал сейчас, что Братство объединяет людей, готовых на подвиги исповедничества, мученичества, готовых на смерть.
Русский человек вообще умеет умирать, а жить и действовать он не умеет.
Задача Братства не в том только, чтобы воодушевлять на мучения и смерть, но и наставлять, как надо жить, указывать, чем должны руководствоваться миряне, чтобы Церковь Божия возрастала и крепла. Наше упование – это жизнь, а не смерть и могила».
Вослед этим словам, прочитанным сегодня моим коллегой по радио Андреем Тарасовым, думается невольно, что призывы святителя Тихона о не борьбе против советской власти – в самые последние его, патриарха земные времена – глубоки и объяснимы. Он увидел и понял в те дни, что они – надолго, что уже становится эта власть – существующим порядком вещей, внутри которого бессмысленно искать человеческой справедливости. Надо заниматься другими вещами. Какими? Откроем молитву святителю Тихону:
« …Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Истинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти… Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение…»
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема