Перечитывая сейчас небольшую книжку посланий и речей святителя Патриарха Тихона, выпущенную несколько лет тому назад православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в серии «Слово исповедников XX века», я не смог не задуматься о том, когда именно я её читаю, в какое именно время записываю программу. И, наконец, – где именно я это делаю.
…Итак, читаю я этот текст в начале XXI века, записывают меня в дни Великого поста 2015-го года от Рождества Христова, в самом конце марта месяца… А нахожусь я в студии радио «Вера», расположенного в древних стенах Андреевского ставропигиального мужского монастыря, – что «у Воробьёвых круч в Пленницах». При советской власти часть монастырских построек здесь разобрали, чудесный храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт, а некрополь обители с надгробиями славным сынам России, невосстановимо стёрт с лица земли.
И невозможно мне выместить из своего сознания, что в дни моей радиозаписи на востоке братской Украины всё еще гибнут люди, что те или иные смятения продолжают захватывать день ото дня души наших соплеменников – и там, и здесь, и везде по России.
И вот, в самые дни Великого поста я открываю одно из посланий святителя – по поводу так называемого Брестского мира, названного патриархом – «позорным», – открываю ближе к концу этого великого церковного документа мартовских дней 1918 года:
«Братие, настало время покаяния; наступили святые дни Великого поста, очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга как на врагов и разделять родную страну на враждующие страны. Все мы братья, и у всех нас одна мать родная русская земля, и все мы чада одного Отца Небесного, Которого молим: “Отче наш, остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим” (Мф. 6:9.12).
Пред лицом страшного, свершающегося над страной нашей суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенных».
...Читая, словно бы видишь его самого: то анафематствующего убийц мирян и духовенства, действующим от лица новой безбожной власти, то – предостерегающим паству против мщения, то взывающего о помощи голодающим. …Видишь его, пребывающего в первом и втором заключении, видишь даже того красногвардейца из охранявших патриарха, – чьи слова тоже сохранились в истории: «Всем хорош старик, только вот молится долго по ночам, не задремлешь с ним…»
А иные речи святого, восстановившего собою патриарший престол аж через двести лет пустования, направлены словно бы к пастве того самого храма, в котором старается – конечно же, плоховато старается – бывать – ежевоскресно – моя семья.
«Я очень сочувствую участию мирян в церковной жизни и делу объединения приходских советов, ибо по опыту своему знаю, какую силу и мощь в церковном делании представляет собой мирской элемент, правильно направляемый. Миряне – живая сила.
Я слышал сейчас, что Братство объединяет людей, готовых на подвиги исповедничества, мученичества, готовых на смерть.
Русский человек вообще умеет умирать, а жить и действовать он не умеет.
Задача Братства не в том только, чтобы воодушевлять на мучения и смерть, но и наставлять, как надо жить, указывать, чем должны руководствоваться миряне, чтобы Церковь Божия возрастала и крепла. Наше упование – это жизнь, а не смерть и могила».
Вослед этим словам, прочитанным сегодня моим коллегой по радио Андреем Тарасовым, думается невольно, что призывы святителя Тихона о не борьбе против советской власти – в самые последние его, патриарха земные времена – глубоки и объяснимы. Он увидел и понял в те дни, что они – надолго, что уже становится эта власть – существующим порядком вещей, внутри которого бессмысленно искать человеческой справедливости. Надо заниматься другими вещами. Какими? Откроем молитву святителю Тихону:
« …Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Истинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти… Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение…»
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница