В молитвослове, перед началом утренних молитв, есть небольшая инструкция, написанная мелким шрифтом. В ней говорится, что, пробудившись от сна, христианину, прежде всякого дела нужно встать благоговейно перед Господом, и, совершив короткую молитву, немного постоять в тишине. Только когда все мысли и чувства придут в покой, можно начинать молитву.
Вот с покоем у меня как раз и проблема. Прийти то в состояние покоя я прихожу, настраиваюсь на молитву, и даже какое-то время молюсь сосредоточенно. Но вот потом, как назло, мысли начинают цепко хвататься то за текущие дела, то за планы на будущие, а то и за мечты. Иногда у меня получается не поддаваться, возвращать ум к молитве. Но очень часто, я поддаюсь, и вот уже губы твердят священные слова, а ум где-то далеко, совсем не с Богом, а в миру.
Вот и буквально недавно я поймала себя на том, что думаю далеко не о молитве, а о том, как после, заварю себе вкусный кофе и включу любимую музыку. Я осеклась, перестала механически, без смысла произносить молитву, и с горечью обратилась к себе: «Получается, музыка для тебя важнее общения с Богом! Эх, вот если бы ты сейчас столь же горячо захотела молиться!» И знаете, неожиданно ощутила такой мир и покой на душе, будто положила голову на плечо кому-то очень родному.
В этом мирном состоянии я пребывала до последней строчки утреннего правила. А произнеся последнее «Аминь!», подумала: «Надо же, Господи! Ты услышал тот мой горький укор самой себе, и немедленно откликнулся, пришел на помощь!»
И словно в ответ на эту мысль, вспомнилась фраза из «Огласительного слова на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого... дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема