
Нина Юркова
В молитвослове, перед началом утренних молитв, есть небольшая инструкция, написанная мелким шрифтом. В ней говорится, что, пробудившись от сна, христианину, прежде всякого дела нужно встать благоговейно перед Господом, и, совершив короткую молитву, немного постоять в тишине. Только когда все мысли и чувства придут в покой, можно начинать молитву.
Вот с покоем у меня как раз и проблема. Прийти то в состояние покоя я прихожу, настраиваюсь на молитву, и даже какое-то время молюсь сосредоточенно. Но вот потом, как назло, мысли начинают цепко хвататься то за текущие дела, то за планы на будущие, а то и за мечты. Иногда у меня получается не поддаваться, возвращать ум к молитве. Но очень часто, я поддаюсь, и вот уже губы твердят священные слова, а ум где-то далеко, совсем не с Богом, а в миру.
Вот и буквально недавно я поймала себя на том, что думаю далеко не о молитве, а о том, как после, заварю себе вкусный кофе и включу любимую музыку. Я осеклась, перестала механически, без смысла произносить молитву, и с горечью обратилась к себе: «Получается, музыка для тебя важнее общения с Богом! Эх, вот если бы ты сейчас столь же горячо захотела молиться!» И знаете, неожиданно ощутила такой мир и покой на душе, будто положила голову на плечо кому-то очень родному.
В этом мирном состоянии я пребывала до последней строчки утреннего правила. А произнеся последнее «Аминь!», подумала: «Надо же, Господи! Ты услышал тот мой горький укор самой себе, и немедленно откликнулся, пришел на помощь!»
И словно в ответ на эту мысль, вспомнилась фраза из «Огласительного слова на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого... дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







