
Нина Юркова
В молитвослове, перед началом утренних молитв, есть небольшая инструкция, написанная мелким шрифтом. В ней говорится, что, пробудившись от сна, христианину, прежде всякого дела нужно встать благоговейно перед Господом, и, совершив короткую молитву, немного постоять в тишине. Только когда все мысли и чувства придут в покой, можно начинать молитву.
Вот с покоем у меня как раз и проблема. Прийти то в состояние покоя я прихожу, настраиваюсь на молитву, и даже какое-то время молюсь сосредоточенно. Но вот потом, как назло, мысли начинают цепко хвататься то за текущие дела, то за планы на будущие, а то и за мечты. Иногда у меня получается не поддаваться, возвращать ум к молитве. Но очень часто, я поддаюсь, и вот уже губы твердят священные слова, а ум где-то далеко, совсем не с Богом, а в миру.
Вот и буквально недавно я поймала себя на том, что думаю далеко не о молитве, а о том, как после, заварю себе вкусный кофе и включу любимую музыку. Я осеклась, перестала механически, без смысла произносить молитву, и с горечью обратилась к себе: «Получается, музыка для тебя важнее общения с Богом! Эх, вот если бы ты сейчас столь же горячо захотела молиться!» И знаете, неожиданно ощутила такой мир и покой на душе, будто положила голову на плечо кому-то очень родному.
В этом мирном состоянии я пребывала до последней строчки утреннего правила. А произнеся последнее «Аминь!», подумала: «Надо же, Господи! Ты услышал тот мой горький укор самой себе, и немедленно откликнулся, пришел на помощь!»
И словно в ответ на эту мысль, вспомнилась фраза из «Огласительного слова на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого... дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема