
Нина Юркова
В молитвослове, перед началом утренних молитв, есть небольшая инструкция, написанная мелким шрифтом. В ней говорится, что, пробудившись от сна, христианину, прежде всякого дела нужно встать благоговейно перед Господом, и, совершив короткую молитву, немного постоять в тишине. Только когда все мысли и чувства придут в покой, можно начинать молитву.
Вот с покоем у меня как раз и проблема. Прийти то в состояние покоя я прихожу, настраиваюсь на молитву, и даже какое-то время молюсь сосредоточенно. Но вот потом, как назло, мысли начинают цепко хвататься то за текущие дела, то за планы на будущие, а то и за мечты. Иногда у меня получается не поддаваться, возвращать ум к молитве. Но очень часто, я поддаюсь, и вот уже губы твердят священные слова, а ум где-то далеко, совсем не с Богом, а в миру.
Вот и буквально недавно я поймала себя на том, что думаю далеко не о молитве, а о том, как после, заварю себе вкусный кофе и включу любимую музыку. Я осеклась, перестала механически, без смысла произносить молитву, и с горечью обратилась к себе: «Получается, музыка для тебя важнее общения с Богом! Эх, вот если бы ты сейчас столь же горячо захотела молиться!» И знаете, неожиданно ощутила такой мир и покой на душе, будто положила голову на плечо кому-то очень родному.
В этом мирном состоянии я пребывала до последней строчки утреннего правила. А произнеся последнее «Аминь!», подумала: «Надо же, Господи! Ты услышал тот мой горький укор самой себе, и немедленно откликнулся, пришел на помощь!»
И словно в ответ на эту мысль, вспомнилась фраза из «Огласительного слова на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого... дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема