Как я и обещала, буду коллекционировать и делиться с вами своими выстраданными рецептами от уныния. Все мы знаем, что уныние — это тяжкий грех, а тревога — недостаточное доверие Богу. Только вот ни от того, ни от другого знания легче как-то не делается. А ну не унывай, это грех! А ну не тревожься, надо доверять! Ну как, все прошло? Нет конечно... Поэтому продолжаем собирать рецепты от этих состояний, который собственно Господь и подкидывает — в помощь.
Итак, снова делюсь и надеюсь, что кому-то это поможет.
Светлану я нашла на просторах социальных сетей. Эта женщина поразила меня своими текстами. Я зацепилась за них — и стала следить за ее публикациями. Ее фонд помогает совсем тяжелым больным, инвалидам, которым мало что могут предложить обычные медицинские учреждения. У нас часто вызывает скуку слово «фонд». Я позвонила ей и попросила рассказать на программе Радио ВЕРА не о «деятельности фонда» — а именно истории людей. Она не разочаровала. «Добро должно быть с кулаками — это про меня!» — смеялась Светлана. «Кулаки у меня сжимаются, знаете когда? Когда моих подопечных обижают или, как говорится, „задвигают“. Вот тут я превращаюсь в фурию!»
Итак, подопечный Хулио. Парень, прилетевший в Россию с Кубы, чтобы заработать на лекарства от онкологии для своего отца, а если повезет — то и на выпускной старшей дочери. Как многие кубинцы, он приехал в огромный и загадочный для него мегаполис, не зная языка и не особо представляя, как собственно начинать свои заработки. На пятый день Хулио попал в аварию: в его старенькую машинку врезалась газель. Парень получил чудовищные травмы таза, позвоночника и шеи. Обездвиженный, с трахеостомой в горле он попал в больницу. Никто не понимал, на каком языке он хрипит в трубку в горле. И он не понимал никого. Друзья нашли его в больнице, помогли прилететь с Кубы маме, привели переводчика. Выписать его на улицу было невозможно, парня отправили в хоспис. Светлана со своими врачами приехали помочь. К этому времени Хулио с ужасом и надеждой всматривался в лицо каждого входящего в палату, в поисках еще одного шанса вынырнуть из этого необъяснимого кошмара. «Красивый широкоплечий молодой мужчина, — рассказывает Светлана. Надо жить и надо ходить.» Команда фонда взяла кубинца к себе в загородный дом, где выхаживают тяжелых больных. «Мне все равно, — рассказывал через переводчика Хулио, — какие у вас условия. Я могу спать сидя, могу на полу.» Главное после хосписа для него было: что никто вокруг не умирает! Врачам предстояло еще много работы. Но они обещали, что парень будет ходить. Полное имя кубинца — Хулио Цезарь. «Аве Цезарь!» — приветствует его Светлана. «Аве мне!» — соглашается Хулио, он уже немного говорит по-русски.
Или вот, девочка, выпавшая с восьмого этажа. При множественных переломах она обрела способность ходить, подтягиваясь на руках. Первое, что сделали для нее Светлана с соратниками — повезли в Нижний Новгород. Посмотреть на красивый старинный город. Зачем? Ведь девочке так тяжело было передвигаться! А вот зачем. Чтобы обрести новые впечатления, совместимые с жизнью. Чтобы почувствовать, что жизнь — это не только травма. Это просто жизнь, новые дороги, новые радости... Я смотрю видео, на котором при помощи всяких технических механизмов поломанная девочка делает первые шаги и улыбается сквозь боль.
Так, мне нужно сделать какой-то осмысленный вывод из своего рассказа, а я потерялась. Может так: переживая вместе с больными Светланы их ужас, отчаяние, боль и главное — абсолютную непонятность будущего — что для нас, по-моему, самое страшное — я выхожу совсем другим человеком из дорогой редакции. На улице темнеющая Москва-река, по ней плывут, подмигивая огнями, корабли. А я все еще там, в этих историях обретения опоры, в этих комнатах, где моя героиня и ее команда возвращает жизнь своим переломанным, лежачим ребятам. И моя душа снова перезагрузилась. Что мне теперь мои боли...
А доверие, то самое доверие Богу, которого так часто не хватает — как будто снова со мной. Моя переломанная душа снова встала и делает первые шаги, улыбаясь. На ту территорию, где уныние бессмысленно, а страх — бессилен.
Все выпуски программы Частное мнение
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов