Как я и обещала, буду коллекционировать и делиться с вами своими выстраданными рецептами от уныния. Все мы знаем, что уныние — это тяжкий грех, а тревога — недостаточное доверие Богу. Только вот ни от того, ни от другого знания легче как-то не делается. А ну не унывай, это грех! А ну не тревожься, надо доверять! Ну как, все прошло? Нет конечно... Поэтому продолжаем собирать рецепты от этих состояний, который собственно Господь и подкидывает — в помощь.
Итак, снова делюсь и надеюсь, что кому-то это поможет.
Светлану я нашла на просторах социальных сетей. Эта женщина поразила меня своими текстами. Я зацепилась за них — и стала следить за ее публикациями. Ее фонд помогает совсем тяжелым больным, инвалидам, которым мало что могут предложить обычные медицинские учреждения. У нас часто вызывает скуку слово «фонд». Я позвонила ей и попросила рассказать на программе Радио ВЕРА не о «деятельности фонда» — а именно истории людей. Она не разочаровала. «Добро должно быть с кулаками — это про меня!» — смеялась Светлана. «Кулаки у меня сжимаются, знаете когда? Когда моих подопечных обижают или, как говорится, „задвигают“. Вот тут я превращаюсь в фурию!»
Итак, подопечный Хулио. Парень, прилетевший в Россию с Кубы, чтобы заработать на лекарства от онкологии для своего отца, а если повезет — то и на выпускной старшей дочери. Как многие кубинцы, он приехал в огромный и загадочный для него мегаполис, не зная языка и не особо представляя, как собственно начинать свои заработки. На пятый день Хулио попал в аварию: в его старенькую машинку врезалась газель. Парень получил чудовищные травмы таза, позвоночника и шеи. Обездвиженный, с трахеостомой в горле он попал в больницу. Никто не понимал, на каком языке он хрипит в трубку в горле. И он не понимал никого. Друзья нашли его в больнице, помогли прилететь с Кубы маме, привели переводчика. Выписать его на улицу было невозможно, парня отправили в хоспис. Светлана со своими врачами приехали помочь. К этому времени Хулио с ужасом и надеждой всматривался в лицо каждого входящего в палату, в поисках еще одного шанса вынырнуть из этого необъяснимого кошмара. «Красивый широкоплечий молодой мужчина, — рассказывает Светлана. Надо жить и надо ходить.» Команда фонда взяла кубинца к себе в загородный дом, где выхаживают тяжелых больных. «Мне все равно, — рассказывал через переводчика Хулио, — какие у вас условия. Я могу спать сидя, могу на полу.» Главное после хосписа для него было: что никто вокруг не умирает! Врачам предстояло еще много работы. Но они обещали, что парень будет ходить. Полное имя кубинца — Хулио Цезарь. «Аве Цезарь!» — приветствует его Светлана. «Аве мне!» — соглашается Хулио, он уже немного говорит по-русски.
Или вот, девочка, выпавшая с восьмого этажа. При множественных переломах она обрела способность ходить, подтягиваясь на руках. Первое, что сделали для нее Светлана с соратниками — повезли в Нижний Новгород. Посмотреть на красивый старинный город. Зачем? Ведь девочке так тяжело было передвигаться! А вот зачем. Чтобы обрести новые впечатления, совместимые с жизнью. Чтобы почувствовать, что жизнь — это не только травма. Это просто жизнь, новые дороги, новые радости... Я смотрю видео, на котором при помощи всяких технических механизмов поломанная девочка делает первые шаги и улыбается сквозь боль.
Так, мне нужно сделать какой-то осмысленный вывод из своего рассказа, а я потерялась. Может так: переживая вместе с больными Светланы их ужас, отчаяние, боль и главное — абсолютную непонятность будущего — что для нас, по-моему, самое страшное — я выхожу совсем другим человеком из дорогой редакции. На улице темнеющая Москва-река, по ней плывут, подмигивая огнями, корабли. А я все еще там, в этих историях обретения опоры, в этих комнатах, где моя героиня и ее команда возвращает жизнь своим переломанным, лежачим ребятам. И моя душа снова перезагрузилась. Что мне теперь мои боли...
А доверие, то самое доверие Богу, которого так часто не хватает — как будто снова со мной. Моя переломанная душа снова встала и делает первые шаги, улыбаясь. На ту территорию, где уныние бессмысленно, а страх — бессилен.
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.