Сегодня мы говорили о становлении и развитии Руси, с какими вызовами приходилось сталкиваться и какие параллели можно провести между Удельной Русью и Спартой.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Д. Володихин
— Здравствуйте, дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера», в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. Никакого гостя нет, мы с вами наедине и поговорим мы сегодня на тему, которая может показаться странной, необычной, но потерпите минутку, сейчас я объясню ее смысл. Какой-то участок в истории Руси, а именно с XIII века по вторую половину XV века можно сравнить со Спартой и, в общем, это сравнение не представляет собой попытку провести аналоги между Удельной Русью или, если угодно, страной, которую можно называть «Предроссия» и настоящим Лакедемоном, дело здесь совершенно в другом, конечно, в России никогда не существовало обязательных общественных трапез, которые в Спарте назывались «сиссиитии», не существовало общественного воспитания мальчиков в военных лагерях, хотя, конечно, воспитывали их достаточно сурово, не было запрета на хранение золота и серебра, хотя запрет на свободное хождение иноземной монеты из благородных металлов в Московском царстве был, притом соблюдался строго, здесь дело в другом. Я сошлюсь на Константина Николаевича Леонтьева, замечательного историософа, публициста XIX столетия, он когда-то сравнил Россию с древним Македонским царством, причем сравнил с некоторым сожалением, в духе: «я вижу военную мощь империи, я вижу ее протяженность от Польши до Тихого океана, есть сходство с Македонией», в этом смысле есть определенно, и в его сознании возникал справедливо вопрос: и это все, что мы дали мировому историческому процессу? Соответственно, и сравнение Предроссии, России XIV-XV веков, России, которая, скажем так, представляла собой материал для будущей великой державы, крошево из огромного количества удельных княжеств, вечевых республик, вот этот период можно сравнить не с настоящей Спартой, а с большим мифом Спарты, то, о чем рассказывают, как об обобщенном образе Спарты, а не о настоящем историческом обществе в древней Греции, а что предполагает этот самый образ древней Спарты? Прежде всего Спарта-миф скудна, она чужда роскоши, в классическое время спартанского законодателя Ликурга она не знает золотой и серебряной монеты, из века в век она испытывает давление соседей или оказывает давление на них сама, поэтому постоянно в состоянии войн, это государство — военный лагерь. И кроме того, Спарта, воинственная, располагающая крайне немногочисленным количеством свободных людей, составляющих ее войско, приучает их к беспримерной стойкости, к отваге, к дисциплине, готовности выйти в поход в любое время и признавать над собой право царя-полководца над жизнью и смертью. Ну и наконец, это классическая Спарта, Спарта-образ, Спарта-миф, переходит от древнего культа героев к совершенно иному культу — культу службы, абсолютного выполнения воинского долга. Тяжело вооруженные солдаты, спартанцы, гоплиты идут плечом к плечу с товарищами в одной фаланге, вместе с ними они победят или погибнут, и спартанец, в общем, чуждается личного молодечества, он не рыцарь, он не романтик, и он даже не атлет, вот культ атлетизма, скорее, характерен для Афин, спартанец —солдат, воин, он не ищет славы для себя лично, а одной на всех чести для воинства, в составе которого он отправляется воевать. Это, повторяю, концентрированный образ общества военного лагеря, небогатого, не ищущего внутри себя героев и крайне эффективного, как воинская машина. Вот именно с таким багажом Удельная Русь или Предроссия пережила трансформацию из вотчины государей московских и коалиции удельных княжеств, сгрудившихся вокруг Москвы, в царство, в великую державу. Давайте посмотрим вот эти элементы сходства, Русь XIV, XV веков, в чем, иначе говоря, Предроссия напоминает Спарту: прежде всего жизнь Северо-Восточной Руси, когда ожерелье прекрасных городов залесских, с конца XIII века на протяжении двух столетий чрезвычайно скудна, то есть бедность — это тот признак общественной жизни Северо-Восточной Руси, который всем заметен, ну и, в первую очередь, историкам и археологам, те, кто копают русские города в этот момент, видят общую скудость инвентаря, очень небольшое количество монет, впрочем, о монетах мы еще попозже поговорим и, в общем, очень хорошо видят то, что грубеет ремесло и очень мало строится каменных храмов. Итак, скудость Руси видна в чрезвычайно многих отношениях, почему это происходит? Дело тут не только в том, что Московская Русь сеет и пашет в условиях полосы рискованного земледелия, дело тут не только в том, что климат, как Московской Руси, так и в целом, всей Северо-Восточной Руси, Руси Ростовской, Суздальской, Нижегородской, Владимирской, в общем, роскошеству не друг, тут холодновато, тут не очень хороший урожай и, знаете, среди историков ведется спор, какой был урожай Северо-Восточной Руси: сам-три или сам-четыре. Для человека непосвященного это такая темная абракадабра, о чем тут спорить, вроде бы достаточно маленькая проблема на фоне громадной истории громадной страны — вот от этой проблемы зависит трактовка всей исторической судьбы Руси. Что такое «сам-три» — одно брошенное в землю зерно дает к урожаю три полученных зерна, «сам-четыре» — соответственно, четыре полученных зерна, так вот, сам-три — это бедность очевидная, а сам-четыре — умеренная, то есть с сам-четыре еще могут быть какие-то проявления не то, чтобы роскоши, но во всяком случае зажиточности, но вот большинство специалистов, к сожалению, говорит, что между Волгой и Окой вот то ядро русских земель, из которого в конечном итоге и выросла наша громадная современная Россия, она получила сам-три и жила бедно, очень бедно. Однако если бы мы говорили только о природе, только о географии, мы бы, в сущности, не замечали нескольких чрезвычайно важных факторов, которые делают Русь бедной, здесь, повторюсь, дело не только в природе, дело не только в климате, три фактора делали Русь нищенкой, каждый из них по одиночке мог бы убить цветущее государство, приходится удивляться, как наши предки выдержали все три на своей хребтине и все же сумели в удобный час разогнуть спину. Поскольку у нас будет передача, которая говорит о Руси, как о военном лагере, о Руси, как Спарте, мелодии, которые сегодня прозвучат в этой передаче, будут касаться войны, воинства, воинов, ну и первая из них — это тема битвы из старого советского мультфильма «Детство Ратибора».
Звучит музыка
Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера», в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы с вами говорим о Предроссии, о Руси удельной, Руси XIV-XV веков, которые, с моей точки зрения, напоминают древнюю Спарту. И мы с вами перечисляем те факторы, которые делали Русь столь же бедной, какой была классическая Спарта, Спарта-образ. Ну, фактор первый — это, конечно, Орда, здесь, на мой взгляд, все настолько очевидно, что, в общем, особенно расшифровывать не надо. Орда — это система страшной зависимости, точнее было все-таки старое слово «иго», которое Русь страшно разоряло. Но давайте присмотримся к тому, чем была Русь до Батыя, до середины XIII века, я имею ввиду не вся огромная Русь, не все Древнерусское государство, от Изборска, Новгорода и до Переяславля Южного, нет, я имею ввиду только Северо-Восточную Русь, ее называли время от времени Ростово-Суздальская Русь, Владимирская Русь, но, скажем, это примерно четверть огромной империи Рюриковичей и ее северо-восточная окраина. Так вот, она до Батыя располагала примерно тремя-четырьмя десятками городов, малых и больших, притом некоторые из них были настоящими средневековыми мегаполисами, так, например, настоящей громадой был богатый город Ростов, фантастически богатый по тем временам, так вот, некоторые из них после Батыя просто исчезли, существовал близ Юрьева-Польского город Мстиславль — его нет, существовал город Ярополч-Залесский — его нет, Кидекша под Суздалем — это объект нынешнего усиленного внимания туристов, но сейчас те, кто приезжает в Кидекшу, видят, что это село, конечно, с древним храмом, конечно же, с замечательной историей, но все-таки именно село, ну вот, собственно, селом Кидекша стала после Батыева разгрома середины XIII века. Город Гороховец заглох надолго после Батыева нашествия, жизнь в нем едва мерцала, я уж не говорю о Рязанщине, которая была так разгромлена, что целая гроздь городов просто впоследствии не поднялась, не восстановилась. Те города, которые не погибли вчистую, оказались катастрофически разорены, я не буду сейчас их перечислять, перечисление можно найти в каждом учебнике, можно найти даже в «Википедии», не к ночи будет помянута, но во всяком случае, многие русские города горели не по одному разу, в том числе, от ордынцев не раз горела Москва, к сожалению, это надо констатировать. Ну и чаще прочих доставались огненные «подарки» ордынские Нижнему Новгороду, сейчас это город-миллионник, великолепный город, красивейший, а ведь когда-то Нижний от тяжких ран, многократно нанесенных ордынцами, на долгое время сошел со сцены большой истории и существовал в полуживом состоянии, это XV век. Итак, дополним эту картину тем, что по первому слову хана русский князь должен был отдать ему и своих умельцев-ремесленников, лучших, быть может, в его княжеском городе, Русь должна была выплачивать Орде тяжелую дань, иначе она называлась «выход», это, конечно, пагубно сказывалось на экономике. Ну вот давайте здраво рассудим: что можно было восстановить после монголо-татарских смерчей, неоднократно обрушивавшихся на Русь, если Русь после них еще и оплачивала собственную жизнь по дорогой цене? Ни в XIII, ни в первой половине XIV века Русь не то, что не выпускала собственные монеты, вот мы возвращаемся к истории с монетами, Русь и чужой-то монетой была скудна, а выпускались тогда платежные слитки серебра, гривны, но совсем уж без денег нельзя было обойтись, но тем не менее те слитки на северо-востоке Руси попадаются археологам исключительно редко, ну и с кладами за все это время на северо-востоке Руси также все очень скверно, почти ничего. Вот Орда может быть представлена, как государство-пылесос, громадный пылесос, который высасывает серебро из Руси, если что-то оставалось, то большей частью на руках у князей, которые играли роль посредников между собственными подданными и ханом, собирая дань и передавая ее в Орду. В общем, роль, которая не очень способствовала их популярности. Вот мы говорим сейчас об Орде — это то, что знают все, это то, что очевидно, это то, о чем не надо спорить, но существовали еще два фактора, давайте поговорим о них, они не менее важны, чем Орда и один из них, один из этих факторов был в советское время почти табуирован, этот фактор можно условно называть «Литва», как первый мы назвали одним словом «Орда», а в советское время в составе нашего государства существовала Литовская Советская Социалистическая Республика и обижать ее партийно-правительственному аппарату казалось неправильно, поэтому все то тяжелое вооруженное противоборство, которое велось между Русью и Литвой на протяжении многих столетий как-то затушевывалось: «ну давайте не будет трогать, давайте не будем упоминать, давайте вот лучше вообще вычеркнем все это из истории, как будто этого и не было и не существовало никогда» — не трогаем, не упоминаем, смягчаем, сглаживаем, разводим, да пусть вообще не будет. Ну, давайте теперь посмотрим на то, что было в действительности в XIII, XIV века: Литва доселе не считалась серьезным врагом, усиливается и начинает планомерные массированные атаки на Русь. Конечно, ослабление Руси в годы Батыева нашествия разжигает аппетит у соседей, вот, казалось бы, очевидно мне сейчас говорит об экспансии немецких рыцарей, шведских рыцарей, тех, кого Александр Невский разгромил на Неве и на льду Чудского озера, это вошло во все учебники, но, честно говоря, вся эта рыцарская экспансия, она, в общем, как капля дождя и дождь если сравнивать ее с экспансией Литвы, то есть она была гораздо менее грозным, гораздо менее опасным для Руси явлением, чем экспансия Литвы, но прежде всего потому, что рыцарство западно-европейское располагало гораздо меньшими ресурсами, Литва усиливается, повторяю, Литва рядом и, в общем, Литва постоянно атакует. Конечно же, часть русских областей после Батыева разгрома переходит в состав великого княжества Литовского, ожидая, что союз с Литвой избавит от ордынской опасности, то есть некоторые крупные княжества становятся элементами Литовской Руси мирной, но это сначала, а впоследствии Литва превращается в агрессивного завоевателя Руси, так, например, Смоленск с прилегающими землями был ею захвачен после долгой вооруженной борьбы, впоследствии здесь вспыхнуло освободительное восстание, его подавили силой оружия, и вот постепенно от Руси отрезались кусочки и переходили под власть великих князей литовских. Давайте посмотрим на свидетельства летописи, относящиеся к XIII веку: только крупных вооруженных столкновений между Русью и Литвой — два десятка и в подавляющем большинстве случаев это наступление Литвы, а не наоборот. Чаще всего Литву отбивали и обращали вспять, но случалось и иное, бывало, Литва захватывала русские крепости, города, жгла и разоряла посады, больше всего первоначально сражались с Литвой Псков и Новгород, ну вот вспомним двух великих военачальников: Александра Невского и его отца Ярослава Всеволодовича, так вот, первый из них с оружием в руках во главе новгородского воинства сражался с Литвой под городом Усвят в 1225 году, а ровно через двадцать лет Александр Невский встретит Литву в тех же местах и это будет битва, пожалуй, более упорная и более тяжелая для него, чем разгром немецких рыцарей на Чудском озере. Это даже не битва, это целая оборонительная операция, представьте себе, что войско литовского нашествия растеклось по Руси так широко, что пришлось дать три сражения: под Торопцом, под Зижечем и под тем же самым Усвятом, они, конечно, не столь знамениты, как Невская битва или Ледовое побоище, но для судьбы Руси не менее важны. В 1263 году Литва ставит под свой контроль Полоцк — центр большого русского княжения, и в середине XIII века она уже вторгается в центральные земли Руси, бьется за Смоленск и затрагивает уже города Северо-Восточной Руси, сражения идут на Тверской земле. Мало кто вспоминает факт, что великий князь Владимирский Михаил Хоробрит пал от Литвы в битве на Протве. Тем не менее вторжение противника вновь разбилось о русские полки, но для этого надо было дать новое сражение под Зубцовом на земле Тверского княжества, возглавлял целую коалицию великий князь Владимирский Святослав Всеволодович. 1258 год, новое массовое вторжение Литвы, 1285 год — новая большая битва, опять-таки коалиции Северо-Восточной Руси с Литвой в волости Алешня и, в общем, это победа, но победа очень тяжелая. Знаете, я могу, наверное, сейчас зачитывать список боевых столкновений Литвы и Руси бесконечно долго, но это не приведет ни к чему, на мой взгляд, полезному, просто это очень длинный список. Позднее, в 14-м столетии литовский натиск усиливается, Литва при Дмитрии Донском стояла у стен Кремля, надо это помнить, удалось отбиться, но с большим трудом. А в XV веке вечный мир 1449 года поставил крайний предел экспансии Литвы на восток, давайте посмотрим, где же был этот самый предел: Литва к тому времени овладела Смоленском, Дорогобужем, Вязьмой, Торопцом, Мценском, Брянском, Новосилем, и с аппетитом поглядывала на Новгород Великий, Рязань и некоторые тверские земли попали в сферу влияния Литвы. Подытожим: война с Литвой дается тяжелее, изматывает больше, нежели борьба против немецких и шведских рыцарей на периферии Северной Руси, великое княжество Литовское в XV веке территориально гораздо больше, чем великое княжество московское, к тому же богаче, в демографическом плане имеет неоспоримо больший ресурс. С конца XIV века, скажем так, государство-мастодонт, борьба с ним — дело одновременно разорительное и рискованное. Москва имела реальный шанс погибнуть под прессом Литвы. Ну что ж, я думаю, что сейчас мы с вами послушаем мелодию, такую же боевую, как предыдущие — это музыка Сергея Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», тема битвы на Чудском озере.
Звучит музыка
Д. Володихин
— Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера», в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, мы продолжаем обсуждение темы: Удельная Русь, как Спарта. Вот только что, буквально минуту назад я говорил об экспансии Литвы и о том, что бороться с Великим княжеством Литовским, государством-громадой было чрезвычайно сложно и рискованно, но давайте мы попробуем взглянуть на это глазами людей XIV-XV веков. Для современного жителя России что такое Литва — небольшое государство в Прибалтике, в общем, объект туризма и ожидать угрозы от такой Литвы невозможно, но, понимаете, современная Литва — это даже не одна десятая часть великого княжества Литовского, а несколько меньше, в XV веке Русь Московская, да и вся Северо-Восточная Русь намного уступала в территории Литве. Что, собственно, такое Северо-Восточная Русь, колыбель России в территориальном смысле до того, как она в Россию превратилась и стала довольно быстро расти: на восток и на север — это территория от Коломны на юге до Белого озера на севере, от Твери на западе до Нижнего Новгорода на востоке, плюс еще длинный выступ, прямо скажем, мало обжитых земель на северо-востоке, до Устюга Великого и Соли Вычегодской. На фоне колоссальной Орды эти земли еще при Дмитрии Донском выглядели очень скромно, на фоне великого княжества Литовского, скажем, при Витовте, это первая половина XV века, они смотрелись, как хилый подросток против взрослого мужчины-здоровяка. Современный русский человек привык к тому, что Россия всегда была государством-гигантом, но сейчас это так, а вот в старину, в эпохи Предроссии она имела очень умеренные размеры, если не сказать попросту, что она была маленькой, Северо-Восточная Русь. Но давайте говорить просто о Московском княжестве середины XV века: меньше Франции, меньше Венгрии, вот так, и, в общем, конечно, еще эта территория в XIV веке потерпела страшный урон от эпидемии черной смерти, она, эта эпидемия, наверное, может быть названа пандемией на территории Руси, и она принесла необозримые потери, тяжело об этом говорить, страшно об этом говорить, но приходится, большая часть Московского княжеского дома в ту пору вымерла, вся страна, и без того вовсе не густо населенная, стала выглядеть, как архипелаг обжитых мест в океане лесов и пустошей. Небольшая обезлюдевшая лесная страна оказалась зажата между Ордой и Литвой словно между молотом и наковальней, платила дань и добавим, вот это очень важный момент: сама же уничтожала тот ничтожный жизненный ресурс, который после всех оговоренных вычетов все-таки оставался на ее долю, о чем мы сейчас говорим — да вот третий фактор, после Орды, Литвы третий фактор — это страшные междоусобные войны, которые без конца шли с середины XIII века по середину XV века, 200 лет Северо-Восточная Русь была ареной для невероятного количества кровавых междоусобных столкновений. Вот прежня Владимирская Русь, Русь XI века, первой половины XIII века, добатыева Русь, она знала такие столкновения, в основном, в виде исключения — серьезно, я, как историк-профессионал, в голове постоянно держу хронологию событий того времени, так вот, за век с середины XII века до примерно Батыя — ну, два, может быть, по-настоящему серьезных междоусобных столкновения, а вообще-то считалось, что это грешно, это плохо, так нельзя, а вот после Батыева нашествия Владимирская Русь обагрилась кровью непримиримой вооруженной борьбы за великий стол, сначала между князьями Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким — родными братьями, заметим, которые жгли русские города, приводили татар и говорили: «Вот это вражья сила — бейте, режьте, жгите!» Потом ее сменила долгая московско-тверская война, она принесла смерть, перечислю: святому Михаилу Тверскому, его сыну Дмитрию Грозные очи, великому князю московскому Юрию Даниловичу. И в том конфликте, и в другом борющиеся стороны не стеснялись использовать друг против друга ордынскую силу, спокойно, с сознанием выполненного долга приводили ордынцев на Русь, что с сожалением надо сказать, ну вот что было, то было. Ну а в 1425 году началась четверть-вековая, внутренняя, если не сказать — гражданская война Московского княжеского дома: близкие родственники ослепляли друг друга, травили ядом, многое множество раз встречались в поле с мечами в руках и сражения шли с небывалым ожесточением. Я перечисляю только, скажем так, девятые валы в море русского междоусобия, но, конечно, вообще войн и междоусобных столкновений было гораздо больше. В результате совокупного действия всех этих трех факторов: Орды, Литвы и междоусобия Русь вела жизнь, поневоле избавленную от какой бы то ни было роскоши, люди очень часто жили на грани выживания, голод — обычное дело, даже величайшие политики располагали сравнительно небольшим ресурсом. Ну вот есть, например, духовная грамота (так назывались завещания XIV века), оставленная Иваном Калитой, казалось бы, политик огромного масштаба, а что он, собственно, перечисляет в завещаниях своих — а он очень скопидомно учитывает в своем завещании каждую мелочь из своего невеликого имущества: «Вот, дети мои, дорогой пояс, шитый жемчугом, а вот монисто новое, а вот блюдо серебряное, а вот сердоликовая коробочка» — и аккуратно распределяет этот небольшой ресурс между своими наследниками. Подобная ничтожная, нищая жизнь, наполненная унижением со стороны внешних врагов и злобой против врагов внутренних в постоянном ожидании войны, готовность ее прямо сейчас, за несколько минут снарядиться в поход, она, конечно, породила особого рода воинов — это вовсе не вольные слуги-дружинники удельной старины, это бойцы, признававшие собой, как в Спарте, право жизни и смерти со стороны государя, люди энергичные, стойкие, неприхотливые до такой степени, что могли ночевать в снегу и довольствоваться мучной болтанкой в качестве обеда, они приобрели равнодушие к смерти и переняли стремительность от степняков, крайнюю жесткость к неприятелю, никогда не ждали пощады к себе самим, уповали в военное время на Господа Бога, искусство воеводы и крепость воинского братства, раненого с поля боя никакая санитарная медицинская служба не могла вытащить, только свой брат-воин мог прийти за тобой и вытащить тебя с поля смерти и потом, уже при Иване XIII и позже старомосковский дух воинский был чужд геройству. Ну вот давайте взглянем на древние былины — там ведь были великие герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, рязанец Евпатий Коловрат, летописный древнекиевский воин Никита Кожемяка, то есть что ни личность, то все настоящий герой, а вот общество юной России и Предроссии не знало ничего подобного, понимаете, тут боевая деятельность описывалась совершенно в других словах, совершенно иначе, давайте вот я приведу ряд выражений, которые характеризуют практику воина тех времен: «бился честно, от врага с товарищи своими отстоялся, готов был смертную чашу пить, государево дело искал, службу служил прямо, ни которой клевизны в себе не имел» — вот слова, характерные для воинского быта Московского царства. Я напомню, что Спарта, что неприхотливое, крайне воинственное общество, крайне бедное притом общество XIV- первой половины XV веков передало Московскому царству для его последующего военно-политического триумфа: 1541 год, ожидают крымского царя, как тогда называли: «крымского хана в силе тяжкой» на реке Оке, и в Москве боятся: побегут-не побегут, выдержит воинство или не выдержит. Великому князю в этот момент невозможно возглавлять войска, потому что он находится в мальчишеском возрасте и от его имени в войска оправляют письмо и в нем обещает: «Мы будем жаловать всех, кто постоит за дело русское, за веру православную». А войско горделиво отвечает: «Мы готовы, мы вооружились, хотим с татарами смертную чашу пить. Что нам ваши жалования? Мы тут насмерть стоять собираемся». Вот так вот, вот что такое русская Спарта. Ну а сейчас я хотел бы, чтобы в эфире прозвучала еще одна воинская мелодия — Николай Андреевич Римский-Корсаков, «Наше доблестное воинство», фрагмент из оперы «Золотой петушок».
Звучит музыка
Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера», в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы обсуждаем тему исторических аналогий между Удельной Русью XIV-XV веков, и древней Спартой, во всяком случае, Спартой-мифом, Спартой-образом. Мы говорим сейчас о том русском воинстве, которое обретает спартанские черты, мы говорили о воинах, ну а теперь давайте посмотрим, какими словами характеризовали воеводу, полюбившегося воинству, итак, это слова: «искусен, храбр, верен государю, воинам — отец родной, градам и весям — истинный защитник». О прочих, скажем так, гоплитах царского воинства ни к чему и говорить, в летописях отмечали следующее: «вышли в поход, бились крепко, стояли на прямом деле с врагами», а дальше: либо «головы сложили, либо вернулись целы-здравы, оборонил Господь». Никаких слов о стратегическом мышлении, о героизме, о подвигах отдельных людей, о талантах полководцев нет совершенно, вообще нет ничего личного, как будто этого личного в принципе не существует и когда какое-нибудь странное послание от воеводы государю оказывается на страницах летописи, как правило, летописец удивляется, что за ерунда, что за задоринка такая, этого быть не должно, потому что у нас общество сражается монолитно и здесь все должно работать, как машина, как фаланга. Собственно, о каких играх и забавах летопись могла рассказывать, когда идет война, о каких отдельных личностях, когда все, встречая врага, равны, ну разве только о трусах или об изменниках, какое-то особое слово: тот, побросав оружие, бежал — так позор ему и всему его роду, этот государю не премил, в измене повинен, ну, речь не может быть о чем-то, кроме казни. Рядовой сын боярский в царском полку не ищет себе чести, а своему воеводе славу, как это было в древнекиевскую эпоху, он знает, что его занятие называется: «делать дело государево» и поэтому юная Россия на всех направлениях, помимо северного, окруженная сильными врагами, крайне воинственная, это ее воинство, повторяю: неприхотливое, отважное, братское, можно сказать, оно ведет бои год за годом вплоть до первых Романовых, до царевны Софьи, до молодого Петра русская держава представляла собой колоссальный военный лагерь. Общественный уклад и государственный строй в этом колоссальном военном лагере были подчинены нуждам войны в большей степени нежели чему-либо другому. Над свирепой силой меча разве что порой торжествует ласковая сила Креста Христова, и об этом тоже стоит поговорить, это сложная тема, но чрезвычайно важная для Руси того времени. Понимаете, конечно же, русский спартанец, как бы это сказать правильно: могуч, груб, отважен, жесток к неприятелю, научен по всякий день, как тогда говорили, думать о войне, легко берет в руки саблю, легко убивает и в семье суров, государю покорен, пока видит в нем истинного христианского правителя, но это только потому, что душу его освещает вера, и грубость нравов также смягчает вера, доброту к чадам и домочадцам внушает вера. Понимаете, когда человек много раз в жизни рискует собой, получает постоянно раны, увечья, его душа ожесточается, если бы не вера, ну, жили бы, как говорит летопись: «зверинским образом» и если бы не вера, в России стояла бы тьма непроглядная, то есть для XV века, например, или XIV века вера в России — второе солнце. Ну теперь давайте понемногу закругляться, переходить к выводам, переходить к разговорам о том, какой смысл был в существовании этой самой Спарты — а смысл был подготовительный: Спарта — это организация общества Руси, которая подготовила собой объединение русских земель, создание юной России, произошедшее при Иване III во второй половине XV века, создание триумфальное, настоящий территориальный взрыв, который принес десятки больших побед на поле брани, взятие множества крепостей, этот взрыв еще продолжался при сыне Ивана XIII, великом князе Василии XIII, еще присоединят Псков, Рязань, Смоленск и так далее, но до того нужно было, чтобы общество выстроилось в довольно необычную конструкцию. Русская Спарта со времен Батыя до времен Ивана Великого, до времен объединения была буквально испещрена письменами границ, княжества великие, княжества удельные, «княжествишки» мизерные со столицей в каком-нибудь невеликом селе, все они имели права государственного суверенитета, ну или хотя бы очень широкой автономии, а их ведь десятки! XIV век — апогей раздробленности, власть великого князя Владимирского над роем князей Северо-Восточной Руси, она ведь не более, чем формальности, она нарушалась многое множество раз и пока раздробленность питала гордыню нескольких десятков князей, Русь не могла подняться с ложа болезни, Русь, скажем прямо, не могла выйти из состояния ничтожества. XIV век, какие достижения у Руси: у Руси есть Сергий Радонежский, у Руси начинается перерождение монашества, выход его на поистине великий путь, но в отношении военном, политическом повторяю: скудость, слабость, да еще и раздробленность. У каждого из князей и таких вот «княжишек», что ли, маленьких, имелась своя правда, свой закон, свое войско, своя дипломатия, свои наследственные права на семейный пирог Рюриковичей, остаток Руси, именно остаток. Вместо множества государей и государиков, конечно, требовался один государь, для этого необходимо было раздавить все родовые правды и права, как гнилой орех и снести с наследственных камней могучие разросшиеся древа княжеских домов, это очень болезненный процесс, потому что права нескольких десятков высокопоставленных семей, родовитых Рюриковичей жестоко нарушались, по тем временам, как это тогда говорили, хорошее было выражение: «порушить старину» — вот Иван III рушил старину, причем рушил ее беспощадно, он в юношеском возрасте увидел, что такое большая смута, что такое, когда в семье родные люди, дядья и племянники стремятся искалечить, убить друг друга, выдернуть друг из-под друга престол и при этом сражения, сражения, сражения заливают кровью Восточную Русь, он этого не хотел, и он показал на протяжении всего своего правления, что уничтожит раздробленность, а те, кто будет ему сопротивляться, будут сметены. В общем, конечно, это опять новые битвы, это, конечно, очень серьезное политическое насилие, скажем прямо, в сущности, Иван III желал оставить Северо-Восточной Руси одну династию с одним правителем, которая будет обладать неограниченной властью и правом безраздельно повелевать единым общим воинством, соответственно, и воинство в его руке, как в древней Спарте, будет соглашаться с тем, что у государя право на жизнь и смерть в отношении каждого ратника. Можно назвать такого государя диктатором? Ну, в общем, грядущему государю требовалось произвести всю эту грязную работу на благо страну, так что деспотизм для русской Спарты, как это ни парадоксально, оказывался безусловным благом, более того, чуть ли не единственным путем всеобщего спасения, и в XIX веке Николай Михайлович Карамзин не напрасно скажет, что «Россия разнство погибала и единодержавием спасалась», вот в отношении XIV, XV, XVI века это, безусловно, правильно. Ну и закончилось все, все это мельтешение границ и все это приуготовление к великой судьбе бедной воинственной русской Спарты на Иване III Великом, он пришел и сделал все, чего жаждала Русь и от чего отворачивалось горделивое княжье, вырастил из маленькой бедной суровой русской Спарты великую Россию. На этом мы закончим сегодня нашу передачу, мне осталось, дорогие радиослушатели, поблагодарить вас за внимание и сказать вам до свидания.
Псалом 20. Богослужебные чтения
Конечно, настоящая религиозная жизнь не может существовать без глубокого погружения человека внутрь его сердца. Что в ряде случаев означает, в том числе, и суд над допущенными ошибками. Но не одним только судом ограничивается духовное переживание. Должно быть место и для радости. В этом был убеждён царь и пророк Давид. О том он и рассуждает в псалме 20-м, что звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 20.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдёт всех врагов Твоих, десница Твоя найдёт всех ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своём Господь погубит их, и пожрёт их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твоё могущество.
Услышанный нами псалом 20-й представляет собой самый настоящий гимн торжествующей радости. Царь и пророк Давид радуется, что испытания, терзавшие его сердце, остались позади. Речь, скорее всего, идёт о преследованиях, которые организовал против Давида безумный правитель древнего Израиля Саул. Боясь утратить власть, он желал погубить Давида, помазанного на царство вместо грешного Саула. Но Господь был на стороне праведника и уберёг его от всех козней. Даже самых изощрённых.
Саул, в конце концов, погиб, став жертвой собственного греховного упорства. Нельзя сказать, что Давид радовался смерти неприятеля. Даже, наоборот. Он грустил, что Саул, бывший когда-то избранником Божиим, просто сошёл с ума, поддавшись гордости. И Давид, вступая на трон, просил у Господа смирения и защиты. А ещё он, повторюсь, радовался, что горестные испытания остались в прошлом. И наступило время для созидательного и радостного служения.
Именно в служении Давид и видит смысл своего существования. Служения Богу и людям. Пророк, в частности, пишет: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул, ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота». Надо сказать, что Давид, торжествуя, тем не менее, не забывает об источнике своей радости. Он, безусловно, учёл печальный опыт Саула, присвоившего себе то, что ему не принадлежало.
Давид же проявляет смирение и подчёркивает, что всем он просто обязан Богу. Он, например, пишет: «Он (то есть царь) просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него (то есть на царя) честь и величие». А далее, рассуждая о том же самом, указывает: «Ты положил на него (то есть на царя) благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего, ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется».
Речь здесь, впрочем, идёт не только о каком-то земном величии, материальном благоденствии. Нет. Благословение, о котором пишет Давид, это ещё и великий дар — стать предком для обещанного Богом Спасителя-Мессии. Действительно, от рода пророка произошёл Господь Иисус Христос — Сын Божий, принявший человеческое естество, данное Ему Богородицей Марией, принадлежавшей к потомству Давида. Вот ещё один удивительный и предельно возвышенный повод для радости!
Есть в псалме 20-м и проявление ветхозаветного мировоззрения. В частности, Давид пишет, что Бог может отомстить всем его врагам, фактически уничтожить их. Или вот как он пишет: «Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих, ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их». Эти слова, безусловно, отражают ветхозаветную логику. Но есть в прозвучавших строках место не только для жестокости. Речь идёт о реальной, ощутимой заботе Господа о верных Ему людях. И это тоже повод для радости. Радости не о чьей-либо смерти, а об осязаемом присутствии Творца в жизни человека, стремящегося быть верным Богу и Его заповедям.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 215 зач., VI, 11-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В какой момент человек становиться христианином? Сразу после принятия Крещения? Или тогда, когда начинает участвовать в таинствах Церкви? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Первые четыре века истории христианства последователей Спасителя преследовали. И самые жестокие преследования были не со стороны иудеев, а со стороны Римской империи. Римские власти считали, что христианство — это зловредная секта, участники которой пошли против собственной религиозной и культурной традиции. А традиции и наследие предков в Риме ценили очень высоко.
Поэтому нет ничего удивительного, что с особым ожесточением гнали христиан именно те императоры, которые с точки зрения благоустройства жизни сделали много хорошего для своего государства. Так, самые сильные гонения были в эпоху династии Антонинов. Это были выдающиеся общественные и культурные деятели, к числу, которых принадлежал, например, выдающийся философ-стоик Марк Аврелий. Время их правления отличалось стабильностью. Римская империя достигла тогда точки своего наивысшего расцвета. Однако Церковь была для них вне закона. В проповеди Евангелия они видели угрозу государственности, которая основывалась на языческом культе.
А вот официальную иудейскую религию римляне поддерживали. В их глазах, это был тот столп, на который опиралась культура целой нации. Поэтому некоторые христиане принимали обрезание для того, чтобы избежать преследований со стороны властей. Перед лицом римского закона обрезание делало их иудеями и являлась своего рода гарантией безопасности. Против таких и выступает сегодня апостол Павел. Он упрекает их в том, что они «хвалятся по плоти» и бегают от креста Христова.
Смерть на кресте была ужасной. Тот, кто на нём оказался, терял всякую опору. И в буквальном, и в переносном смысле. Казнь через отсечение головы или через принятие яда была прерогативой благородных. Это было великой милостью по сравнению с дикой, нечеловеческой пыткой креста. Крест ставил на человеке печать изгоя. Он словно подчёркивал, что тебя никогда и не было. Ты просто ошибка, недоразумение. И это состояние тотального одиночества усиливало предсмертную агонию. Ведь людей той эпохи страшила не столько смерть, сколько отсутствие определённого статуса в глазах окружающих. Поэтому даже некоторые христиане принимали обрезание, чтобы ощущать, что они вписаны в общий поток жизни. В культурный контекст. В социальную общину.
И вот на этом фоне звучат слова Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». Он словно заявляет: а я и хочу быть никем. Я хочу выпасть из всех тех связей и отношений, которыми я некогда был связан. Я хочу обнулиться для этого мира. Я хочу висеть в пустоте. То, от чего у многих людей волосы вставали дыбом, для апостола было желанным. Очевидно, что Павлу открылась какая-то важная тайна. Он на собственном опыте познал, что порой непростое и тяжкое состояние одиночества и изгнания — это не путь в небытие. Это необходимая прелюдия к великому таинству нового рождения. Лишь тогда, когда человек умирает для мира, превращается для него в ничто, Дух Божий открывает в его сердце новое измерение. И это происходит уже здесь, в этой жизни, будучи ещё в этом теле. Поэтому Павел и говорит: «я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
Важную духовную истину открывает нам апостол сегодня. Быть христианином — это не просто принадлежать к какому-то сообществу. Это не просто иметь определённый культурный статус. Всё это вторично. Быть христианином — это в первую очередь познать тайну креста Христова. То есть не стараться казаться кем-то в глазах окружающих. Не пытаться удержаться на плаву этой жизни подыгрывая и заискивая перед людьми. Но жить по закону той новой реальности, которую описывает Евангелие. По тем принципам, которое оно предлагает. И чем самоотверженней наш труд, тем явственней ощущение, что под ногами у нас не пустота. Но Тот, Кто с избытком укрепляет наше тело, питает наш ум и наполняет благодатью наше сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь для храма Петра и Павла в Тюменской области

Когда подъезжаешь к деревне Битюки в Тюменской области, первое, что видишь — большой деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла, расположенный на самом возвышенном месте. Он восстановлен по старинным чертежам. Прежнюю стоявшую здесь церковь XVIII века закрыли в 1930 году. Поначалу в ней сушили зерно, а потом использовали как загон для животных. Со временем она обветшала настолько, что начала рассыпаться прямо на глазах.
В конце 90-х годов прошлого века жители деревни Битюки взялись за возрождение Петропавловского храма. Они разобрали ветхие стены, чтобы возвести на старом фундаменте новое здание. Восстановление шло очень медленно — не хватало денег и материалов, но люди не сдавались. Постепенно молва об их трудах дошла и до других населённых пунктов, и желающих помогать становилось всё больше.
Со временем над церковью и колокольней установили купола и старинные кресты, которые сохранились с XVIII века. Над всей округой снова стал разливаться колокольный звон, собирая верующих на богослужения.

Прихожане очень дорожат своим храмом. Когда в 2022 году случился лесной пожар, и огонь подбирался к деревне Битюки и церкви, люди святыню не оставили. Таскали воду из местной реки, помогая пожарным, и сами поливали деревянные стены храма. Так, совместными силами огонь удалось остановить — святыня осталась невредимой, и деревня не пострадала!
Сегодня работы в храме Петра и Павла продолжаются. Важно доделать крыльцо, а ещё провести газ, чтобы обеспечить стабильное и недорогое отопление. Кроме этого, на территории церкви достраивается здание воскресной школы, куда необходимо приобрести мебель. Подробную информацию о том, как и чем помочь приходу можно уточнить у помощницы настоятеля храма:
Контакты: Соснина Татьяна Геннадьевна
+79129293716, 89923122884
Также поддержать Петропавловский храм можно по реквизитам:
В назначении платежа указывать: Пожертвование на реконструкцию крыльца и благоустройство Воскресной школы в храме д.Битюки.
МПРО Прихода в честь Казанской иконы Божией Матери с.Исетское Исетского района Тюменской области ТТЕ РПЦ
ИНН 7216003896
КПП 72701001
Юридический и фактический адрес
626380, Тюменская область, м.р-н Исетский, с.п Исетское, ул.Кирова, зд 91а
Расчетный счет:
Номер счета 40703810067280000064
Банк Западно-Сибирское отделение № 8647 ПАО СБЕРБАНК
БИК 047102651
Корр. счет 30101810800000000651
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







