
Яна Зотова
В определенные моменты жизни каждый из нас подводит итоги, анализирует что получилось, а что нет из задуманного, строит дальнейшие планы. Вот в один из таких моментов я пришла к выводу, что наши достижения не гарантируют нам ощущения счастья. Приведу несколько примеров:
В июне 2015 года я попала в больницу. Мне оперировали ноги: правое колено, и три раза за месяц левую стопу. Получилось так, что я не могла передвигаться совсем, ни на костылях, ни на ходунках. Невозможно было наступить на ноги, боль была очень сильная, и требовалось время, чтобы срослись кости.
Все лето я пролежала на больничной койке, даже переворачиваться первый месяц не могла от боли. О чем я тогда думала? О том, что вокруг меня — все люди счастливые, они ведь могут самостоятельно ходить! Мне буквально хотелось достучаться до них, потрясти их за плечи и сказать: «Люди! Вы — Счастливые! Почему же вы не радуетесь? Вы же можете ходить!»
Прошу прощения за подробности, но моей мечтой на тот момент было дойти до туалета. Ведь это очень непросто ждать пока тебе принесут утку несколько раз в день, каждый день, три месяца подряд.
И что же было дальше? Осенью, когда я смогла передвигаться на ходунках, я очень этому радовалась. Но только первое время! А потом мне уже хотелось научиться передвигаться на костылях, потом с палочкой, потом уже без палочки. Это, разумеется, нормально. Человек же хочет выздороветь! Но я о другом. О том, что моя мечта исполнилась и я уже могла самостоятельно добираться до санузла. Однако, ощущение счастья очень быстро прошло, и я снова была недовольна своей участью.
Позже, когда я уже смогла ходить без палочки, я снова нашла массу поводов для расстройства и недовольства.
Приведу еще один пример. Бывает так, что человек думает: «Вот куплю себе новый компьютер, или машину, или телефон, или еще что-то, и буду счастлив!» Но проходит совсем небольшое время после приобретения, и человек уже не рад. Либо он уже озабочен следующей покупкой, либо эта уже не приносит удовольствия. И так далее.
Почему я часто нахожусь в состоянии недовольства, совершенно не обращая внимания на то, что у меня есть? Я могу ходить, говорить, петь, слышать, видеть, наслаждаться общением с близкими. Но почему-то я не думаю об этом, принимая это как должное. И нахожу то, о чем можно посокрушаться, как та старуха из сказки Пушкина. Всего ей было мало! Став царицей, все равно не стала она довольной. И вернулась в итоге к своему разбитому корыту.
Вот также и мы, несмотря на то, что жизнь меняется часто в лучшую сторону: кто-то делает карьерный рост, кто-то находит удачную работу, кто-то выходит замуж или женится по любви, у кого-то рождается долгожданный первенец, кто-то строит дом на дачном участке.
Много всего радостного происходит с нами, не говоря о том, что мы можем свободно ходить в церковь! Ни богоборчество, ни ковидные ограничения нам не стали помехой. Господь дает все необходимое.
Почему же мы не радуемся? Конечно, я, обобщаю. Но если говорить о себе, то я благодарна Богу за мою болезнь. Если я теперь впадаю в недовольство, я вспоминаю то состояние, когда не могла не то, что ходить. Перевернуться не могла от боли. Мне есть с чем сравнивать все мои нынешние скорби. Господи, прости! Благодарю Тебя все!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер