
Убеждена, праздник — не только дата в календаре. Праздник — состояние души. В святых, благодатных местах это чувствуется особенно.
...Иерусалим. Храм Гроба Господня. В пещере Воскресения Христова круглый год — Пасха, потому что именно здесь, как поётся в самом любимом православными тропаре, «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ».
Совершается Божественная литургия. Мы стоим напротив входа в Кувуклию. Богослужение возглавляют два епископа — иерусалимский и наш, российский. Трое мужчин-певчих молитвенно поют по-гречески. Но церковнославянский язык тоже звучит время от времени, потому что некоторые ектении — молитвенные прошения — возглашает русский диакон. Так что ориентироваться в службе нетрудно.
Я читаю составленный перед поездкой в Иерусалим помянник. Хочется помянуть у Святого Гроба всех знакомых — родных, друзей, коллег. Не каждому выпадает счастье побывать здесь.
Увы, сначала молилась голова, а сердце молчало. Но Господь обращает нам во благо даже наши слабости. Мы с одной женщиной из нашей группы обменялись парой фраз, за что тут же получили резкое замечание молящейся рядом паломницы. Справедливое, конечно, но именно здесь, на Святой Земле, оно показалось особенно обидным. И моё затаившееся, словно боявшееся дать волю каким бы то ни было эмоциям, сердце проснулось. Да, сначала я заплакала от стыда и даже жалости к себе, но потом по щекам потекли слёзы покаяния и умиления.
Я начала молиться. За себя, за своих родных, за обидевшую меня незнакомую паломницу. Не могу сказать, что больше ничто не отвлекало моего внимания. То кто-то зашуршал пакетом, то неожиданно закашлялся, то вдруг громко всхлипнул. Но это вызывало не раздражение, а понимание, сочувствие и желание молиться еще горячее. Понимаете, я вдруг почувствовала, что мы — братья и сёстры во Христе — собрались здесь, чтобы вместе радоваться Его Воскресению.
Литургия прошла на одном дыхании. Все молившиеся на ней причастились Святых Христовых Таин. Душа ликовала и пела Пасху!
Когда мы шли по ночному Иерусалиму в гостиницу, то не стали сдерживать рвущуюся наружу радость и, счастливые, огласили гулкие улицы Святого града пасхальными песнопениями: «Воскресения день, просветимся, людие!»...
Слава Богу, я знаю точно: праздник — это не дата в календаре, а особое, благодатное состояние души.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.