
У нас в гостях была оперная певица, обладательница самого высокого в мире колоратурного сопрано Светлана Феодулова и художественный руководитель, главный дирижер Большого детского хора имени В.С. Попова Георгий Журавлев.
Светлана рассказала о том, с чего начался её музыкальный творческий путь. Георгий поделился, как проходят занятия в этом хоре в настоящее время, и как пение может влиять на духовное развитие и воспитание детей. Разговор также шел о Новогоднем концерте памяти Людмилы Сенчиной с участием наших гостей.
Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова
А.Пичугин:
— Дорогие слушатели, здравствуйте!
Это «Светлый вечер» на светлом радио.
Здесь, в этой студии, с удовольствием приветствуем вас мы — Алла Митрофанова...
А.Митрофанова:
— ... Алексей Пичугин.
А.Пичугин:
— Здравствуйте!
И, также, с большим удовольствием представляем наших сегодняшних гостей. Идёт декабрь, и, поэтому, у нас постепенно приближается Новогодний праздник. Ну, и программы тоже становятся всё более праздничными.
Итак, сегодня, здесь, так хорошо знакомая всем нашим слушателям, я уверен, оперная певица Светлана Феодулова...
Света, здравствуйте! Добрый вечер!
С.Феодулова:
— Добрый вечер!
А.Пичугин:
— ... и художественный руководитель и главный дирижёр Большого Детского хора им. Виктора Сергеевича Попова — Георгий Журавлёв.
Здравствуйте!
Г.Журавлёв:
— Добрый вечер!
А.Митрофанова:
— Мы сегодня будем говорить о прекрасном предпраздничном событии — вашем концерте — 18 декабря в 20.00, который можно будет и офф-лайн ( очень, правда, ограниченно ), и, главным образом, он-лайн посмотреть, стать его зрителями, и концерт этот... ну... вот, он, такой, по-настоящему сказочный, я бы сказала.
Света в этом концерте окунается в своё детство, и вспоминает музыкальные композиции, с которых началась прекрасная карьера самого высокого в мире сопрано, занесённого... нет... колоратурного сопрано...
С.Феодулова:
— Да...
А.Митрофанова:
— ... попрошу заметить, занесённого в Книгу рекордов Гиннеса. То есть, Светлана Феодулова, теперь уже легенда, когда-то тоже была ребёнком и первый раз в жизни выходила на сцену!
Светочка, что Вы исполняли тогда?
С.Феодулова:
— Я исполняла замечательную песню Александры Николаевны Пахмутовой на стихи Добронравова «Добрая сказка», и меня вывел за ручку Михаил Плетнёв. Это всё происходило в зале Филармонии Московской, на её творческом вечере — Александры Николаевны.
Конечно же, очень волнительно это было! И тогда произошла моя первая встреча с Александром Борисовичем Градским — я о ней рассказывала уже...
А.Митрофанова:
— О, да...
С.Феодулова:
— ... да... когда он мне дал такие... очень важные... напутственные слова, которые помогли мне справиться с волнением, не испугаться, не растеряться, спеть песенку...
А.Митрофанова:
— А сколько лет Вам было?
С.Феодулова:
— 8-9 приблизительно — маленькая!
А.Митрофанова:
— Понятно...
С.Феодулова:
— С бантиками такими! Я стояла — мои бантики тряслись! И он... вот... увидел меня ребёнком. Спасибо ему огромное, что он не прошёл мимо, и, как раз, вот, помог мне справиться с этим волнением, и правильно меня настроил.
А после... перед выходом на сцену, я зареклась, что это — последний раз, когда я на это согласилась! Никогда в жизни я больше солисткой не буду! Максимум, только в хоре... может быть... где-то...
А.Пичугин:
— Ещё раз, сколько Вам лет было?
С.Феодулова:
— 8-9 лет где-то...
А.Пичугин:
— Серьёзное решение!
С.Феодулова:
— Да, серьёзное решение! Решение было абсолютное — прям, вот, категорическое.
Мне так было страшно! Зачем я на это согласилась? Зачем я сюда пришла? Зачем я утром сегодня... вообще... не сбежала? У меня было столько мыслей, столько... и я, прям, решение приняла: всё, это — последний раз. Я один раз сегодня выйду, это сделаю — потому, что уже обещала, ответственность, всё... доверили песню петь, но больше — ни-ког-да!
А.Пичугин:
— А сколько Вам было лет, когда пришло другое ощущение, что — сцена! Зрители! И — я стою...
С.Феодулова:
— Через пять минут.
А.Пичугин:
— Понятно!
С.Феодулова:
— После того, как я спела именно эту замечательную песню!
Знаете... ну... я открывала концерт. Сначала звучала увертюра Дунаевского «Дети капитана Гранта», и потом, как раз, первое выступление, первый выход... вот... это был первый номер этого концерта — я открывала его.
Ах, да... я помню сейчас это волнение, но после выхода на сцену... Вы знаете, мне так понравилось! Мне Александр Борисович... потому, что, вот, он, как раз сказал: «Света, ты, когда находишься на сцене, ты спой — с любовью... Они не кусаются, зрители, они не будут тебя... там... осуждать, обсуждать... Они, наоборот, тебя ждут, они хотят услышать — и подари им эту песню! Спой от души. Спой про маму — мама в зале, наверняка, твоя сидит!» — он видел, что мы на репетиции... он ещё помог на репетиции звук мне отстроить. Он говорит: «Мама твоя в зале сидит — спой для неё! Прямо посмотри на неё, в глаза ей — и спой с любовью эту песенку!» — и, Вы знаете, я, действительно, так настроилась... я помню, что я, действительно, всю душу из себя вынула. Я... прям, вот... «милая ма-а-а-а-ма»... чуть не со слезами на глазах спела эту песню. То есть, вот, настолько, я, прям, сама прониклась всем, о чём я пою — и сказку прочитала, и всё... и... ну... понравилось! Меня несколько раз вызывали на сцену аплодисментами. Михаил Плетнёв меня... несколько раз выходил за кулисы, чтобы меня опять вернуть, и я кланялась. И, знаете, наверное, даже не вот это ощущение оваций, а само ощущение... вот... на сцене когда я находилась... вот этот обмен эмоциональный со зрителями — я тогда, будучи маленькой, настолько это прочувствовала и осознала! И мне так понравилось вот это ощущение! Мне очень понравилось... вообще, я поняла то, что музыка — она, как раз, вот, может передавать все эти эмоции, и вот эту любовь... и как-то я это всё испытала, и, когда вернулась со сцены, я... прям, вот... приняла категорическое абсолютное решение — что я хочу всю жизнь мою связать с музыкой, хочу выходить на сцену, хочу быть певицей, и солисткой. И, в будущем, не только солисткой хора — я хочу быть, прям, вот, певицей, и работать на сцене, и чтобы это была моя профессия. Вот, я приняла такое решение! Вот, женщины, да? Сначала — так, потом — так...
А.Пичугин:
— Да, да, да...
А.Митрофанова:
— Вот... точно!
А.Пичугин:
— У меня есть замечательная возможность сегодня... я давно хотел это сделать — правда, Георгий — это не потому, что мы с Вами сегодня познакомились, и Вы к нам пришли... мне всегда было интересно, когда я смотрел советские фильмы — фильмы 70-80-х годов — где присутствовали дети, там всегда в титрах... ну... там играла обычно... какая-то песня всегда звучала, и она была исполнена Детским хором Попова. И мне всегда было интересно, что же там, за кадром? Кто эти люди, которые поют эти песни? Как устроен этот хор? Какова его история? Действительно, мне всегда было интересно!
Естественно, у меня рефреном, если спросить про хор Попова, будет играть «Крылатые качели» — не знаю, почему, но вот именно она.
Расскажите, пожалуйста, немного хотя бы, про то, как выглядит хор Попова, и с чего он начинался. И я понимаю, что Вы руководите им не так много времени, но, тем не менее, всё равно, Вы его представляете, Вы его возглавляете, и Вы, наверняка, внутри этого хора, всё равно, давно.
А.Митрофанова:
— И 18 декабря выйдете на сцену, вместе со Светланой Феодуловой.
А.Пичугин:
— Да.
Г.Журавлёв:
— Совершенно верно. Спасибо за добрые слова.
Наш хор был основан в 1970 году, и он был основан при Центральном комитете по телевидению и радиовещанию. Потом эта структура стала называться «Гостелерадио». И, поскольку хор всегда был в эфирах Центрального радио и телевидения, то одна из его задач была — популяризация детской песни, и, конечно же, государственные заказы на записи песен для фильмов, передач и других различных мероприятий.
Соответственно, было огромное количество ситуаций, и, это доподлинно всем известно, когда композитор приносит песню, её дети разучивают просто за один вечер, буквально, практически, за два вечера, и на следующий день — записывают с утра, например, рано, даже не идя в школу, и эта песня — уже вечером попадает на стол монтажа, и, после этого, буквально, через несколько дней, выходит в эфир — либо в радиопередаче, либо в фильме.
А.Пичугин:
— Стол монтажа... уже кто помнит?
Г.Журавлёв:
— Да. Это было очень всё динамично, было быстро, детей отбирали самых чётких, самых цепких таких, конкретных для этой записи, и это всё очень быстро репетировалось, в высоком качестве. И сейчас фонд этот — к сожалению, мы не обладаем им в наших руках, чтобы все эти записи можно было включить. Они где-то хранятся, где-то в каких-то Государственных архивах, но, тем не менее, это достигает даже до 3000 записей.
А.Митрофанова:
— Потрясающе...
Г.Журавлёв:
— Потому, что у нас есть, у самих, доподлинный документ, книга старинная — вот, прям, тех, советских лет — уже страницы жёлтые, потрескавшиеся, где написано, в какой год, в какой месяц была записана какая песня, и, буквально, для какой передачи. То есть, уже записи эти трудно найти, а документ этот остался.
А.Пичугин:
— Ну, по крайней мере, по этой книге понятно, что где-то они есть, и, если искать, то, наверняка, найдутся.
Г.Журавлёв:
— Да, совершенно верно.
А по поводу «Крылатых качелей», которые Вы так прекрасно помните в исполнении нашего хора — это потому, что песня уже была написана после 80-х годов, и, в то время, хор был... ну... на пике своей популярности — скажем, до 90-х годов. Потом уже, когда «Гостелерадио» превратилось в другие структуры телевизионные, уже это отошло на второй план. Но до 90-х годов хор, конечно, блистал, был совершенно на гребне волны известности и популярности.
А.Митрофанова:
— Но и песня гениальная — чего уж там...
Г.Журавлёв:
— Да.
А.Митрофанова:
— ... «Крылатые качели»-то. Она бы не была так популярна, если бы не её содержание и музыкальный ряд, который захватывает... и вот этот восторг детский, я думаю, мы все помним... да... когда её слышишь.
А сколько лет участникам хора, Георгий? В среднем.
Г.Журавлёв:
— В среднем... в среднем — сказать трудно. Потому, что в нашем хоре — свыше 200 детей. Сейчас, конечно, мы все отдыхаем и не репетируем, но в нашем хоре занимаются дети с 5 лет — и до 17-ти.
А.Митрофанова:
— Понятно.
Г.Журавлёв:
— То есть, до совершеннолетия, прямо с 5 лет. Средний возраст сказать трудно — потому, что в подготовительной группе поют 35 человек, в младшей, скажем... там... 70, в другой группе — ещё 50, ещё в иной группе — тоже какое-то количество детей, поэтому — весь возраст рассыпан на все группы.
А.Митрофанова:
— Ну, вот, ваши артисты, в отличие от Светочки, которая в 8 или 9 лет впервые вышла на сцену — её сам Плетнёв за руку вывел туда, ваши дети — артисты уже бывалые, где только, наверное, ни выступал хор Попова?
Г.Журавлёв:
— Это — верно. Дети, действительно, достаточно опытные, их не смутить, порой, большим залом, и, самое важное, на что мы настраиваемся, конечно — например, на этом концерте — это на то, чтобы, во-первых, подарить эту сказку, подарить это настроение, это волшебство, и на то, что их в упор будет снимать телекамера. То есть, это... это уже немножечко другое. Когда, всё-таки, зрители сидят в зрительном зале, и на каком-то отдалении — 20-30 метров — это... немножко... там... может кто-то что-то и не разглядеть. А когда камера тебя снимает...
А.Митрофанова:
— ... крупным планом...
Г.Журавлёв:
— ... крупным планом, да, твоё лицо выразительное, то здесь, конечно, все очень настраиваются, и мы над этим работаем.
Дети, действительно, чувствуют себя уверенно всегда. Солисты — всегда волнуются. Это — всегда было, они всегда волнуются, но...
С.Феодулова:
— Вот... Градского на них нет!
А.Митрофанова:
— Да, Градского на них нет!
Г.Журавлёв:
— ... нужно напутствовать всех — это, действительно, так. Но, тем не менее... Причём, даже, знаете, больше волнуются солисты, кто уже солировал. Те, кто первый раз выходят — они ничего не понимают, у них всё... как-то вот...
А.Митрофанова:
— Они пока ещё не знают, с чем они столкнутся...
Г.Журавлёв:
— ... ну... как будто бы, да! И — всё получается. Всё получается, на самом деле. Они перебарывают свой страх, и отдаются музыке с большим удовольствием.
С.Феодулова:
— Знаете, всегда всё получалось. Я даже сама помню, когда мы выступали иногда в Кремлёвском Дворце, у меня мама тоже со стороны... она всегда была на моих репетициях... на наших... всегда была на концертах, и она говорит: «Удивительно... вроде, как... здесь, вот, вышли, здесь — не вышли... вся... такая... скомканная репетиция... а как же будет на концерте?» — и, вы представляете, на концерте — всё идеально... раз — всё сложилось!
На репетиции даже какие-нибудь могут быть нюансы, где-то что-то не так... вот, все всегда собираются — и всё всегда получается.
А.Пичугин:
— Мы будем переходить к музыке сейчас... ну, что ж мы тут — собираемся, а песни слушать не будем, что ли? А концерт, надо сказать, носит название «Любимые песни Людмилы Сенчиной», и мы сейчас, послушав первую песню, поговорим о том, почему он так называется, при чём здесь Людмила Сенчина. И слушаем мы сегодня, надо сказать, песни, которые когда-то исполняла именно она. И первая, которая прозвучит у нас, носит название «Добрая сказка»...
А.Митрофанова:
— Та самая...
С.Феодулова:
— Та самая песня...
А.Пичугин:
— Та самая, да... из репертуара Людмилы Петровны Сенчиной.
Ну, давайте, сначала её послушаем, а потом уже поговорим о том, каким образом всё это с Сенчиной связано... ну... и... вообще... про весь концерт.
С.Феодулова:
— «Добрая сказка» — это та самая, как раз, песня, с которой я вышла первый раз на сцену, и сейчас мы записали её с новым составом хора. Вот, именно, моё исполнение теперь уже, сегодняшнего дня.
А.Митрофанова:
— Прекрасно...
-ПЕСНЯ-
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Митрофанова:
— Светлый вечер на радио «Вера» продолжается.
Напомню, что сегодня в нашей студии оперная дива — русская Плава Лагуна, как мы её с гордостью называем — Светлана Феодулова, обладатель самого высокого в мире колоратурного сопрано. Светочка занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Георгий Журавлёв — художественный руководитель и главный дирижёр Большого Детского хора имени Виктора Сергеевича Попова — тот самый хор, на песнях в исполнении которого мы росли. Большинство фильмов для детей советского времени — они шли, как раз, в сопровождении музыкальных композиций в исполнении хора Попова. Поэтому, абсолютное большинство из нас с этим хором знакомы, что называется, с детства.
И, вы знаете, для меня, конечно, огромная радость — видеть такой симбиоз потрясающий — хор Попова будет на сцене 18 декабря в концертном зале «Измайлово» и Светлана Феодулова, которая окунается в детство. И программа составлена так, что она — предновогодняя, она — предпраздничная, и, поскольку Новый год — это один из любимых детских праздников, там будет, как раз, такое настроение, где и дети, наверное, и взрослые смогут почувствовать себя... ну... кто-то волшебником, кто-то, как раз, человеком, который попадает в сказку. Потому, что и репертуар соответствующий подобран — вот, «Добрая сказка», которая только что у нас в эфире прозвучала, как раз, наглядный пример такой невероятной атмосферы — и доброй, и волшебной, которая будет на этом концерте.
И, Светочка... вот... Вы упомянули уже Людмилу Сенчину. Наверное, её голос — один из таких... ну... как волшебная палочка, которая нас сразу вот в этот мир переносит — волшебный и сказочный.
С.Феодулова:
— Да, в общем-то...
А.Митрофанова:
— Как ваш концерт связан с её именем? Недавно, кстати, ведь, День рождения её был, да?
С.Феодулова:
— Да. Совершенно верно. Именно поэтому мы решили... вот... упомянуть, и хотелось бы вспомнить её тёплыми словами, и её творчество так же. Потому, что... вообще, я сама — большая поклонница Людмилы Сенчиной. Я слушала её замечательные записи, и до сих пор слушаю...
А.Митрофанова:
— Как и все мы.
С.Феодулова:
— Да. Мне очень-очень нравится и подача... я учусь у неё очень многим нюансам, моментам — и подаче голоса, и актёрскому мастерству, и поведению на сцене — мне очень это близко...
А.Пичугин:
— А вы знакомы были?
С.Феодулова:
— Вы знаете, мы пересекались за кулисами неоднократно, но, вот именно, общения у нас, к сожалению, не было. Я была, потому что, очень маленькая. Но, тем не менее, я уже слышала её тогда, и мне тоже уже, и когда я была маленькая, на концертах очень-очень нравилось, как Людмила Петровна исполняет эти произведения.
Она, также, часто пела и с Большим Детским хором — то есть, это тоже некоторый... такой, вот... можно сказать, симбиоз, и сейчас такие события... всё случайно и неслучайно... но тоже очень часто они выступали. Они пели песню «По камушкам» совместно, и «Добрая сказка»...
А.Пичугин:
— И в фильмах это зафиксировано в советских...
Г.Журавлёв:
— На фестивале «Песня года»...
С.Феодулова:
— Совершенно верно! Ну... много, много они делали совместных проектов.
И я, и все — влюблены в её голос, конечно же, и... вы знаете, когда я предложила сделать репертуар советских песен, мне сразу: «Ах... как Сенчина! А давай — репертуар Сенчиной!» И, вы знаете, мне настолько близко... и, может быть, мы по голосу близки — она тоже ведь, в своё время, была классическая певица, и начинала с этого, пела в оперетте, поэтому — академическая постановка голоса. И, в общем-то, и у меня тоже академическая постановка голоса, и, вот... мне это очень близко. Поэтому, я выбрала репертуар песен, которые она исполняла, и, в общем-то, было огромное желание, как раз, упомянуть, и вспомнить. И, поэтому, мы написали, что мы исполняем любимые песни Людмилы Сенчиной — песни, которые она исполняла, которые были — одни из самых любимых не только в её исполнении, но и советских авторов.
А.Митрофанова:
— Георгий, если позволите, к Вам вопрос. А как сейчас дети воспринимают песни из репертуара Людмилы Сенчиной?
А.Пичугин:
— Вообще, песни из того... я думаю, что хор Попова, наверное же, исполняет те песни, которые нам знакомы по советским годам, и насколько дети понимают, о чём они поют?
Г.Журавлёв:
— Конечно, конечно исполняют — с большим удовольствием всегда. Никогда у детей не ассоциируется какая-либо песня с тем, например, что песне 30 лет, 40, 50 — они совершенно не комплексуют по этому поводу, они чувствуют текст, они чувствуют подтекст, прекрасно понимают, о каких высотах поётся в песне, и какие там смыслы, потаённые глубины раскрываются в этом. И поэтому... они чувствуют ещё и качество музыки той эпохи, или того времени, когда песня была написана. Поэтому, для них это большая радость. Совершенно никто и никогда не думает, что... мол... мои друзья в школе слушают музыку современную, а я — люблю вот те песни...
С.Феодулова:
— Про жирафа...
Г.Журавлёв:
— Никто, никто по этому поводу не комплексует...
С.Феодулова:
— И я не комплексовала.
Г.Журавлёв:
— ... и мы... конечно же, мы поём и современные песни современных композиторов. У нас, знаете, порой произведения лежат в стопке — на очередь на исполнение. Потому, что у нас нет произведений, которые мы учим «в стол», у нас нет такого, что мы выучили 25 произведений, а спели — 5.
А.Пичугин:
— А у вас есть... хотел сказать «придворные»... ну, почти придворные... прихорные авторы, которые приносят свои работы...
С.Феодулова:
— Приближённые...
А.Пичугин:
— ... приносят свои работы, и, вот, Вы уже знаете, что с ними вы постоянно работаете, и, скорее всего, эта песня пойдёт в работу?
Г.Журавлёв:
— Точно можно сказать, что у рас есть композиторы-друзья — их несколько человек... их даже много — их может быть и 10, и 15, и, если они принесут свои произведения, мы точно будем знать, что эти произведения — со знаком качества. Но, тем не менее, эти произведения тоже будут немножечко выжидать своего часа...
А.Пичугин:
— А принести может любой?
Г.Журавлёв:
— Принести может любой — так и происходит, как правило. Да. Ну, бывает, конечно, приносят произведения с эстрадным налётом — это не совсем наша тема, но те произведения, которые написаны классическим пером, и со знанием детского хора, мы, с большим удовольствием, исполняем в наших концертах. Соответственно, исполняем и наш «золотой репертуар» детской песенной классики — то есть, песни советского периода. Ну, и российского — тоже.
А.Митрофанова:
— А мне кажется, такой репертуар... всё-таки, вот эта традиция советской детской песни... они же, в большинстве своём, очень добрые, и, в большинстве своём, абсолютно лишённые каких бы то ни было политических подтекстов — они про самое главное. А... вот... мне кажется, такие песни — они не могут не влиять на сознание ребёнка.
Замечали Вы что-то подобное? Вот... как дети меняются, когда они начинают вдумываться в эти песни, работать над ними, проживать их?
Г.Журавлёв:
— Совершенно верно. Вы точно говорите.
Во-первых, эти песни написаны для детей, и исполняются детьми на их темы — на те темы, которые их интересуют, им интересны, и им подвластны, чтобы они их полностью поняли — совершенно и глубоко.
А сейчас, в современном мире, есть такая проблема, что дети исполняют, например, взрослые песни, и они поют о том, что они ещё не знают, что им неведомо. А взрослые потешаются над тем, как же это хорошо... допустим... интересно звучит.
А.Пичугин:
— Да, это Вы тоже хорошо подметили. Но тут же возникает вопрос: а в репертуаре старого хора Попова, в советское время, в общем-то, были достаточно политические песни. Ну... они, конечно же, под пионерию были написаны, но, всё равно... там... «мы — тоже советская власть»... другие... они остались?
Г.Журавлёв:
— Вы совершенно правы. В том момент, конечно, поскольку у хора был Госзаказ, и хор был флагманом детской массовой песни, была просто необходимость такие песни исполнять...
А.Пичугин:
— Это безусловно! А они — остаются? И, если они остаются, когда дети их сейчас поют, у них нет вопросов — что это такое, о чём это?
Г.Журавлёв:
— Я скажу так, что... конечно же, огромная часть этих песен осталась только в истории. Сейчас мы не восхваляем, не поём осанну Советскому союзу, но у нас есть произведения... например, великолепное «Как хорошо в стране Советской жить! Как хорошо стране полезным быть!» — это прекрасная песня, и, когда дети её поют, они поют её про эту землю, на которой они сейчас живут. Тут у них нет никакого подтекста.
А, конечно, произведения, где они могли восхвалять, в прошлые годы, Ленина, или каких-то ещё политических деятелей — таких произведений в нашем репертуаре нет.
А.Пичугин:
— А мы — к музыке возвращаемся. И сейчас, перед небольшим перерывом, послушаем песню «Снежинка».
С.Феодулова:
— Да, это, также, песня, записанная сейчас — и в моём исполнении, и в исполнении нового состава хора Виктора Сергеевича Попова.
А.Митрофанова:
— А, давайте-ка, пока мы... вот... ещё не перешли к музыке, Светочка, уже скажем нашим слушателям, где можно было бы посмотреть — и время вашего выступления, и как стать зрителями концерта, подробную информацию...
С.Феодулова:
— А... ну... информация... Ссылки на онлайн трансляцию, которая будет в прямом эфире — она пройдёт 18 декабря в восемь часов вечера. То есть, так же, как у нас начинается концерт, в это же время, без задержек, начинается онлайн трансляция — всё в прямом эфире...
А.Пичугин:
— Ну, давайте ещё скажем, что — при соблюдении всех эпидемиологических норм концерт пройдёт, и, поэтому, конечно же, зал не будет заполнен на 100%, но не потому, что... я думаю, что...
А.Митрофанова:
— Он даже и на 50% не будет заполнен...
А.Пичугин:
— Я думаю, что он на 200% был бы заполнен, если бы не вот эта ситуация. Но, чтобы никто не остался за бортом, будет трансляция.
С.Феодулова:
— Значит, можно будет посмотреть её на моём официальном сайте sfeodulova.ru, или же — ссылка есть также во всех социальных сетях, которые принадлежат мне, залу «Измайлово» и Большому Детскому хору.
А.Пичугин:
— Светлана Феодулова, Большой Детский хор имени Виктора Сергеевича Попова и гости. Гости — это звёзды проекта «Голос»: Ив Набиев, Елена Максимова, Сергей Волчков, Елена Минина и Илья Юдичев. Вот, всех, вроде бы, назвали. А теперь — слушаем песню «Снежинка».
-ПЕСНЯ-
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Митрофанова:
— Светлый вечер на радио «Вера» продолжается.
Ещё раз, здравствуйте!
Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова.
И, с удовольствием, напоминаю, что наши гости сегодня — Георгий Журавлёв, художественный руководитель и главный дирижёр Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова, и оперная дива, обладательница самого высокого в мире колоратурного сопрано, Светлана Феодулова.
В таком составе мы сегодня говорим о концерте, который будет 18 декабря в 20.00 в Концертном зале «Измайлово» и в онлайн-формате доступен всем желающим, где бы вы ни находились — в любой точке мира.
Пожалуйста, на сайте sfeodulova.ru — можно зайти туда, и стать зрителями потрясающе удивительной сказки, и, наверное, не только зрителями, но и, в каком-то смысле, участниками. Когда мы слышим песни, которые там звучат — вот, как, например, «Снежинка», которая только что была у нас в эфире, мы проваливаемся, погружаемся в сказку, как Алиса. Сразу, так, раз — и в какую-нибудь волшебную страну, или в Зазеркалье, и вот — уже чувствуешь, как... как будто Нарния перед тобой раскрывается...
С.Феодулова:
— ... в детство...
А.Митрофанова:
— ... ну... я не знаю... детьми мы становимся, когда слышим эти песни! Спасибо вам огромное!
Георгий, хочу вернуться, всё-таки, к вопросу про то, как может влиять на детей вот такого уровня музыка и песни, которые они исполняют?
Может быть, Вы знаете... там... я не знаю... вот, ребёнок пришёл к вам, позанимался несколько лет, и тут вдруг — раз, что-то для себя открыл, какое-то открытие сделал. Для себя, про себя, про этот мир. Вот, что-то подобное, да? Как вот это влияние сказывается?
Г.Журавлёв:
— Знаете, влияние большое, конечно. Иногда даже трудно объяснить, почему ребёнок поменялся и совершенно другими глазами смотрит на мир, поскольку, на него влияет вот тот репертуар, который он поёт, и те произведения.
Бывает, что ребёнок на прослушивании поёт песню какую-то — просто современную. Ну, вот, как говорят, «из утюга» которая звучит. А потом он погружается в наш репертуар, он находится в наших предлагаемых обстоятельствах, и ты глядишь — через полгода этот ребёнок ни за что не наденет наушники, чтобы там что-то слушать, он хочет солировать, он меняется... у него меняется речь, в конце концов, у него меняется манера, он становится более спокойным, более взвешенным, более уравновешенным. Они становятся более интересными, у них больше тем для общения, и вся эта музыка влияет... дети, наверное, не понимают, как эти тексты, как эта музыка влияет — они об этом не задумываются, но это видно. И, поскольку, это, но самом деле, серьёзный вопрос, и, прямо, даже тема для какого-то исследования, в двух словах — не ответить просто. Но это влияет на них, конечно, в воспитательном плане... очень большую роль играет, конечно.
А.Пичугин:
— А сколько лет детям? Есть там чёткий возрастной ценз «от» и «до»?
А.Митрофанова:
— Ну... вот... от 5 до 17.
Г.Журавлёв:
— Да. А хоры делятся... подготовительная группа — 5-6 лет, младший хор — 7-9 лет, средний хор — 10-12, и старший хор — 13-17.
А.Пичугин:
— А вместе они на сцену не выходят? Потому, что это будет... сочетание несочетаемого...
Г.Журавлёв:
— Вот... когда у нас не было... скажем... пандемии, коронавируса, мы, конечно, выходили все вместе — 200 человек — на сцену. Но, как правило, в концерте — это несколько произведений. Потому, что найти произведения, в которых могли бы спеть дети, которым 5 лет и 17 — это сложная задача. Это... как бы... одним может быть неинтересно, а другим — слишком трудно. Поэтому, мы, конечно, пели большим составом, но, вот, составом в 100 человек мы поём постоянно, много, часто — можно часовой концерт дать хором в 100 человек из... там... 15-ти произведений...
А.Митрофанова:
— Потрясающе...
А.Пичугин:
— А Вы — главный дирижёр. Соответственно, дирижёров — несколько, и каждый работает со своей возрастной категорией?
Г.Журавлёв:
— Да, конечно. У нас есть прекрасный хормейстер Анна Марцинкевич, которая работает со всеми детьми младшего и подготовительного возраста.
А.Пичугин:
— А Вы с кем работаете?
Г.Журавлёв:
— А я работаю со средним хором и со старшим.
А.Митрофанова:
— А, вот, вместе со Светой в концерте какие будут представлены артисты? Какого возраста? И какой хор... там... средний, старший, младший?
Г.Журавлёв:
— У нас будет участвовать старший хор — это, конечно, дети, которые уже... скажем так... с паспортом, и уже сознательные, взрослые. Состав будет, конечно, самый небольшой — то есть, наверное, человек 25, и дети эти подготовлены, они опытные уже будут, они с большим трепетом... и... все в предвкушении исполнять произведения со Светланой Феодуловой...
А.Митрофанова:
— Ещё бы!
Г.Журавлёв:
— Они за ней следят, они за ней наблюдают, они её, в хорошем смысле, пародируют, они наблюдают за ней. И, поскольку мы уже встречались с ней на репетиции, и на записи, то, конечно, они смотрят на неё просто... с восторженными глазами!
А.Митрофанова:
— Очень хорошо понимаю этих детей! И, тем не менее... вот... если мы говорим о малышах... там... скажем... 5-6 лет — вопросов нет, 7-10 лет — наверное, тоже. Но когда у детей начинается переходный возраст, и их колбасит, их мотает из стороны в сторону, и они, при этом... ну, то есть, родители для них уже не авторитет, учителя, зачастую, тоже, далеко не все, сохраняют в их глазах свой авторитет, и прочая, и прочая. И вот они приходят, как зайцы, в хор, получается, и исполняют вот эту самую, вполне классическую, музыку, и Вы хотите сказать, что им...
С.Феодулова:
— Нравится.
А.Митрофанова:
— ... не скушно? Им — нравится?
С.Феодулова:
— Нравится, да. Я сама, просто, тот самый ребёнок, который тоже пережил, можно сказать, и все эти переходные возрасты, и могу сказать по себе, что — да, действительно, наступает какой-то момент, когда начинается... такой... поиск эксперимента, но... Я тоже пробовала слушать Скутера, Бритни Спирс — буквально, два дня. И мне — честно — мне... вот... не зашло.
А.Пичугин:
— Но есть люди, которые, как раз, совмещают...
С.Феодулова:
— Вот, после уже этого воспитания, которое было заложено с 8 лет — оно уже... вот... не заходит. И это — прекрасно, я считаю. Потому, что тогда сглаживаются вот эти все переходные... Потом, музыка — сама по себе — она успокаивает нервную систему. Само по себе, влияние музыки классической.
Я хочу ещё отметить, что Большой детский хор — это не только песни советской эстрады. Это, также, классическая музыка — очень много поём классическую музыку, и пели, и сейчас Георгий сохраняет традиции обязательного репертуара, который завещал Виктор Сергеевич Попов.
И у нас всегда, обязательно, репетиция делилась... ну, если нет какого-то очень важного концерта, и к нему нужно плотно готовиться... у нас, обязательно, была духовная музыка — православная духовная музыка. То есть, мы пели и Чеснокова, и Архангельского, и Рахманинова...
А.Митрофанова:
— Потрясающе...
С.Феодулова:
— ... вот... именно, прям... вот... о Боге. И Виктор Сергеевич Попов — тогда ещё даже, в советское время, когда я ещё тоже застала уже эти отголоски, — нельзя было об этом говорить, а он нам очень аккуратно рассказывал и про Иисуса Христа рассказывал, и про Деву Марию...
А.Митрофанова:
— Серьёзно?
А.Пичугин:
— А он сам был верующий человек?
С.Феодулова:
— Он сам был верующий человек.
Г.Журавлёв:
— Конечно. И, кроме того, исполняли даже произведения с изменёнными словами — то есть, духовную музыку с изменёнными словами...
А.Пичугин:
— Например?
Г.Журавлёв:
— ... на стихи... ну, например, Рахманинова исполняли «Тебе поем...», или «Богородице, Дево, радуйся...», например, с совершенно другими словами. Или Бортнянского...
А.Пичугин:
— А — с какими словами? Я бы даже... эфир закончится, пошёл бы...
Г.Журавлёв:
— Вот, например, концерт Бортнянского исполняли со словами... например: «Солнце красное воссияло... утро проснулось... ручьи зажурчали... птички защебетали...» — и прочая, и прочая, и прочая... то есть, это всё...
А.Пичугин:
— Вы мне, за эфиром, скажете, что надо набрать, чтобы выдало...
Г.Журавлёв:
— Я думаю, найдём. У меня есть такие ноты — я смогу их продемонстрировать.
А.Митрофанова:
— А объясняли вам — что называется, за кадром, — что, на самом деле, вы исполняете, или вы не знали об этом?
С.Феодулова:
— Нет, нет... «Богородице Дево, радуйся...» мы исполняли с оригинальным текстом, и, как раз, нас Виктор Сергеевич учил петь... он прямо говорил: «Это должно звучать, как молитва». Это не должно быть: «Бо-го-ро-ди-це-Де-во-ра-дуй-ся...» — то есть, прям вот... Он говорит... он рассказывал, что это Мама Иисуса Христа, как... ну... вкладывал в нас вот этот смысл, осознание, и что мы здесь должны не петь просто музыку, «а здесь вы должны помолиться». И это... как бы... нам рассказывал, да, он не боялся. Но... очень аккуратно, в рамках наших репетиций. Сейчас уже можно об этом говорить. Раньше он, наверное бы... как бы... мог рисковать...
Г.Журавлёв:
— Да. Сейчас нужно об этом говорить.
С.Феодулова:
— Да. И, потом, обязательно была классическая музыка, зарубежная музыка духовная — то есть, Иоганн Себастьян Бах, Бетховен, Моцарт, вот эти все мессы, несмотря на то, что это — католицизм, мы тоже пели, потому, что это — классика. И он учил и эту музыку тоже исполнять.
Поэтому, ребёнок, который оказывается в Большом детском хоре — у него абсолютный музыкальный вкус вырабатывается. Не только детские песни — это также присутствует, но и очень большой репертуар для Детского хора также есть, существует от Виктора Сергеевича, в его переложениях — потому, что он сам перекладывал очень много нот, и делал их, как раз, под детский хор, раскладывал на голоса. Это — огромное наследие, огромный архив, и сейчас это исполняется.
Вы знаете, я прекрасное... я могу сказать, что это — замечательное детство, это — невероятно счастливое детство! Во-первых, очень интересно, много друзей, на минутках ты можешь, там... как мы маленькие были — наклейками обменивались... это тоже всё было! Мы не то, чтобы ходили по струнке, но всегда была дисциплина как-то — видимо, может быть, потому, что, действительно, ребёнок, который поёт в хоре — он, всё-таки, приучается к определённым некоторым таким... рамкам. Потом, всегда воспитывалось уважение к коллективу. Достаточно было одного взгляда Виктора Сергеевича Попова, когда ты опоздал! То есть, вы знаете...
Г.Журавлёв:
— Это правда.
С.Феодулова:
— И все не боялись, а — было стыдно. Вот, он как-то... причём, он об этом не говорил, а достаточно было взгляда. Вот, это вот было очень удивительно, и ты чувствовал уважение, что... вот... весь хор... Он говорил: «А где солист? Опаздывает? Ну, мы подождём...» — и он стоял, руки — вот так — складывал, и ждал. И ты бежишь, видишь уже вот этот взгляд, это вот всё... и тебе уже стыдно, что весь хор стоит, там, 5 минут и тебя ждёт. Это... он воспитывал, он воспитывал уважение к коллективу, и это замечательно. Потому, что ребёнок растёт в такой атмосфере, и это, на будущее, очень многим пригодилось — когда ты умеешь таким образом относиться к своим близким, к своим коллегам, так сказать. Потому, что это — именно было вот... как работа! То есть, мы приходили... это... это очень здорово!
И сейчас — прекрасно, что хор существует, и спасибо большое Георгию, что он эти все традиции сохранил, и восстанавливает, и хор — живёт. Я хочу сказать, что хор — бесплатный, правильно?
Г.Журавлёв:
— Совершенно верно.
С.Феодулова:
— И может любой ребёнок, который талантлив, прийти и записаться в хор, и там петь, развиваться. И если вдруг в семье нет возможности — там... сейчас все студии... я просто знаю... сейчас, куда ни пойдёшь, везде всё платное. Я сама мама, и везде... там... здесь... здесь... и всё это — достаточно немаленькие деньги!
А.Пичугин:
— Причём, то, что было ещё совсем недавно бесплатно — я, вот, всё детство ходил в кружок Исторического музея...
С.Феодулова:
— Вот!
А.Пичугин:
— Всё советское время он был бесплатный, все 90-е, когда никто никому ничего не платил, всё было бесплатно — хотя, странно, да? А вот сейчас... причём, не очень дёшево...
С.Феодулова:
— А Виктор Сергеевич завещал, что хор всегда должен быть бесплатным, и доступным для тех семей, которые, допустим, не имеют возможности это оплачивать. Много многодетных есть в хоре... поэтому, это прекрасно, что хор сейчас существует в тех же самых традициях, как завещал Виктор Сергеевич Попов.
А.Пичугин:
— Слушаем музыку!
А.Митрофанова:
— Что у нас сейчас на очереди? «Золушка»?
А.Пичугин:
— «Золушка».
А.Матрофанова:
— Ой... это же — визитная карточка Людмилы Сенчиной! Возвращаясь к тому, что у неё, буквально, вот... когда... 13 декабря, если я не ошибаюсь, был День рождения, и ваш концерт, получается, будет после... да... можно сказать, её памяти. И, конечно, наверное, это — одна из любимых песен всех времён.
«Золушка», в исполнении, теперь уже, Светланы Феодуловой.
-ПЕСНЯ-
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Напомним, дорогие слушатели, что программа у нас сегодня праздничная! Чем ближе к Новому году, тем с большим удовольствием мы говорим о разных праздниках. И, пускай, сегодня у нас не совсем у нас... вернее... совсем ещё пока не Новогодний эфир, но мы про замечательное событие говорим, которое состоится 18 декабря в КЗ «Измайлово». Мероприятие это называется «Любимые песни Людмилы Сенчиной и советских композиторов, в сопровождении оркестра».
Сегодня у нас — Светлана Феодулова, оперная певица, организатор этого концерта, солистка — именно она будет исполнять, в основном, все те песни, которые прозвучат со сцены 18 декабря.
Георгий Журавлёв — художественный руководитель и главный дирижёр Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова.
Ну, и в концерте также будет принимать участие камерный оркестр «Antonio-orchestra» Антона Пайсова и друзья Светланы Феодуловой — звёзды проекта «Голос»: Ив Набиев, Елена Максимова, Сергей Волчков, Елена Минина и Илья Юдичев.
А.Митрофанова:
— Да. Но, конечно, снова и снова подчеркнём, очень мало мест в зале, с учётом всех ограничений, и концерт будет транслироваться онлайн — живьём — на сайте Светланы Феодуловой sfeodulova.ru. Вот, пожалуйста, можно там присоединиться и стать зрителем, не выходя из дома и не подвергая себя никакой опасности.
Ну, а... вот... поскольку сейчас потрясающе интересные вещи нам Георгий рассказывал про хор, и если кого-то заинтересовало — может быть, для своих детей вы рассматриваете такую перспективу, — все подробности о работе хора можно найти на его сайте... ещё раз повторите, пожалуйста...
Г.Журавлёв:
— popovchoir.ru
А.Митрофанова:
— Спасибо огромное!
Георгий, сейчас, я так понимаю, тоже Вы с детьми занимаетесь и духовной музыкой, в том числе? Не только классической, и не только классической советской, но и духовное наследие — тоже им передаёте?
Г.Журавлёв:
— Да, совершенно верно. К сожалению, в этом году количество репетиций подсократилось — так, примерно, месяцев на семь — но, тем не менее, мы всегда занимаемся духовной музыкой. На одном из наших последних концертов мы исполняли произведение Бортнянского, как раз, которого я сегодня упоминал, и мы исполняем произведения и Архангельского, и других композиторов. Конечно же, как правило, это — законченные духовные концерты. Это не те сочинения духовные, которые используются в службе, например, в самый сакральный и духовный момент — это больше концертные произведения, которые можно исполнять на сцене. Потому, что это — естественно для тех, кто понимает, о чём я говорю.
И для нас духовная музыка очень важна и ценна. И, вероятно, вот, сейчас, в это время, наверное, это — музыка, одна из самых сложных для исполнения. Потому, что требует самой высочайшей концентрации, погружения в себя, состояния вот этого, молитвенного, скажем так, по-честному говоря. Поскольку, сейчас самая главная проблема у современных детей — это концентрация...
А.Митрофанова:
— О, да...
Г.Журавлёв:
— ... то это — самая большая сверхзадача, которая стоит...
А.Пичугин:
— Слушайте, это — проблема во все века! Просто, до определённого возраста — это проблема, а потом — уже проблем с этим становится гораздо меньше.
А.Митрофанова:
— Ну, не скажи... всё-таки, ритм жизни настолько возрос именно в наше время, перед таким вызовом, я думаю...
Г.Журавлёв:
— Да.
А.Митрофанова:
— Другие вызовы были, да, но вот этот вот, связанный с сумасшедшим ритмом белки в колесе — наверное, впервые в наше... вот именно... в нашем поколении так... даёт по башке!
А.Пичугин:
— А что, ты не помнишь разве, как в детстве: «Митрофанова, что ты опять в окно смотришь? Что ты птиц считаешь?» А потом было уже... не знаю, там: «Петров, а почему ты опять в гаджет свой уставился?» Ну... та же концентрация внимания, только окно заменил смартфон.
А.Митрофанова:
— Нет, я немножко про другое... я про то, что, всё-таки, ритм жизни и плотность событий и информационного потока сейчас — они на порядок выше, чем... Это не потому, что раньше... там... вода была мокрее и сахар слаще, и люди — добрее, не про это... а объективно — просто появился интернет, и всё...
Г.Журавлёв:
— Да.
А.Митрофанова:
— И всё! Сейчас детям, действительно, концентрироваться ещё сложнее. У Пушкина тоже был синдром гиперактивности, как мы знаем...
А.Пичугин:
— ... до конца дней!
А.Митрофанова:
— ... вот... но сейчас, всё-таки, вот этот вот пульс — он стучит несколько иначе. Конечно, детям сложнее.
Г.Журавлёв:
— Да.
А.Митрофанова:
— Но, тем не менее, мы знаем, как — вот, на примере даже вашего хора, того, что вы рассказываете — оказывается, через хорошую музыку можно ребёнка переключать...
С.Феодулова:
— И, всё-таки, хор — это коллектив. Потому, что, если даже... ну... просто заниматься индивидуально соло — это немножечко, всё-таки, иное. Хотя, конечно же, если исполнять классическую музыку... Но, тем не менее, всё-таки, работа в коллективе, в хоре, когда ты стоишь рядом со своими сверстниками — это некоторая тоже, опять-таки, дисциплина. Поэтому, здесь ещё более влияет... вот это вот... элемент воспитания ребёнка.
А.Пичугин:
— Какую мы сейчас песню, под конец программы, послушаем?
Если уж кто-то из наших слушателей, вдруг, не слышал «Добрую сказку», «Снежинку» или «Золушку», то уж песню «Три белых коня» слышали все точно — но не в исполнении Светланы Феодуловой!
А.Митрофанова:
— А, может быть, кто-то и слышал в исполнении Светы?
С.Феодулова:
— Премьера сегодня!
А.Пичугин:
— Нет, это премьера! Впервые!
С.Феодулова:
— Впервые! Вообще, сегодня все эти песни — это, вот, мы только-только записали, это всё звучит у вас — впервые.
А.Пичугин:
— Вот, видите, как... И, с удовольствием, мы напоминаем, что эти песни, и многие другие, вы сможете услышать, если придёте на концерт, который на днях — 18 декабря — в Концертном зале «Измайлово» пройдёт, при соблюдении всех возможных требований и норм нынешней эпидемиологической ситуации. Или — посмотрев трансляцию на сайте Светланы Феодуловой — sfeodulova.ru.
Концерт называется «Любимые песни Людмилы Сенчиной». Мы сегодня и Людмилу Петровну Сенчину, которой, к сожалению, уже два года... уже почти три года с нами нет, но мы её помним, и обязательно, благодаря Светлане Феодуловой, вспомним ещё раз — 18 декабря мы слушаем песни, которые когда-то Людмила Петровна исполняла.
Георгий Журавлёв — художественный руководитель и главный дирижёр Большого детского хора имени Попова, Светлана Феодулова — оперная певица, замечательный друг нашей радиостанции — были сегодня здесь.
В концерте также примут участие Ив Набиев, Елена Максимова, Сергей Волчков, Елена Минина, Илья Юдичев. И — при участии всё это будет камерного оркестра «Antonio-orchestra» Антона Пайсова.
Спасибо вам большое!
Мы слушаем песню «Три белых коня». Это песня, в исполнении Светланы Феодуловой и, конечно же, хора имени Попова, безусловно.
И — прощаемся с вами! Приходите и подключайтесь к концерту 18 декабря прямо в восемь вечера.
-ПЕСНЯ-
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема