«Творчество. Новогодний концерт «Любимые песни Людмилы Сенчиной и советских композиторов». Светлана Феодулова, Георгий Журавлев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Творчество. Новогодний концерт «Любимые песни Людмилы Сенчиной и советских композиторов». Светлана Феодулова, Георгий Журавлев

* Поделиться

У нас в гостях была оперная певица, обладательница самого высокого в мире колоратурного сопрано Светлана Феодулова и художественный руководитель, главный дирижер Большого детского хора имени В.С. Попова Георгий Журавлев.

Светлана рассказала о том, с чего начался её музыкальный творческий путь. Георгий поделился, как проходят занятия в этом хоре в настоящее время, и как пение может влиять на духовное развитие и воспитание детей. Разговор также шел о Новогоднем концерте памяти Людмилы Сенчиной с участием наших гостей.

Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова


А.Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте!

Это «Светлый вечер» на светлом радио.

Здесь, в этой студии, с удовольствием приветствуем вас мы — Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Алексей Пичугин.

А.Пичугин:

— Здравствуйте!

И, также, с большим удовольствием представляем наших сегодняшних гостей. Идёт декабрь, и, поэтому, у нас постепенно приближается Новогодний праздник. Ну, и программы тоже становятся всё более праздничными.

Итак, сегодня, здесь, так хорошо знакомая всем нашим слушателям, я уверен, оперная певица Светлана Феодулова...

Света, здравствуйте! Добрый вечер!

С.Феодулова:

— Добрый вечер!

А.Пичугин:

— ... и художественный руководитель и главный дирижёр Большого Детского хора им. Виктора Сергеевича Попова — Георгий Журавлёв.

Здравствуйте!

Г.Журавлёв:

— Добрый вечер!

А.Митрофанова:

— Мы сегодня будем говорить о прекрасном предпраздничном событии — вашем концерте — 18 декабря в 20.00, который можно будет и офф-лайн ( очень, правда, ограниченно ), и, главным образом, он-лайн посмотреть, стать его зрителями, и концерт этот... ну... вот, он, такой, по-настоящему сказочный, я бы сказала.

Света в этом концерте окунается в своё детство, и вспоминает музыкальные композиции, с которых началась прекрасная карьера самого высокого в мире сопрано, занесённого... нет... колоратурного сопрано...

С.Феодулова:

— Да...

А.Митрофанова:

— ... попрошу заметить, занесённого в Книгу рекордов Гиннеса. То есть, Светлана Феодулова, теперь уже легенда, когда-то тоже была ребёнком и первый раз в жизни выходила на сцену!

Светочка, что Вы исполняли тогда?

С.Феодулова:

— Я исполняла замечательную песню Александры Николаевны Пахмутовой на стихи Добронравова «Добрая сказка», и меня вывел за ручку Михаил Плетнёв. Это всё происходило в зале Филармонии Московской, на её творческом вечере — Александры Николаевны.

Конечно же, очень волнительно это было! И тогда произошла моя первая встреча с Александром Борисовичем Градским — я о ней рассказывала уже...

А.Митрофанова:

— О, да...

С.Феодулова:

— ... да... когда он мне дал такие... очень важные... напутственные слова, которые помогли мне справиться с волнением, не испугаться, не растеряться, спеть песенку...

А.Митрофанова:

— А сколько лет Вам было?

С.Феодулова:

— 8-9 приблизительно — маленькая!

А.Митрофанова:

— Понятно...

С.Феодулова:

— С бантиками такими! Я стояла — мои бантики тряслись! И он... вот... увидел меня ребёнком. Спасибо ему огромное, что он не прошёл мимо, и, как раз, вот, помог мне справиться с этим волнением, и правильно меня настроил.

А после... перед выходом на сцену, я зареклась, что это — последний раз, когда я на это согласилась! Никогда в жизни я больше солисткой не буду! Максимум, только в хоре... может быть... где-то...

А.Пичугин:

— Ещё раз, сколько Вам лет было?

С.Феодулова:

— 8-9 лет где-то...

А.Пичугин:

— Серьёзное решение!

С.Феодулова:

— Да, серьёзное решение! Решение было абсолютное — прям, вот, категорическое.

Мне так было страшно! Зачем я на это согласилась? Зачем я сюда пришла? Зачем я утром сегодня... вообще... не сбежала? У меня было столько мыслей, столько... и я, прям, решение приняла: всё, это — последний раз. Я один раз сегодня выйду, это сделаю — потому, что уже обещала, ответственность, всё... доверили песню петь, но больше — ни-ког-да!

А.Пичугин:

— А сколько Вам было лет, когда пришло другое ощущение, что — сцена! Зрители! И — я стою...

С.Феодулова:

— Через пять минут.

А.Пичугин:

— Понятно!

С.Феодулова:

— После того, как я спела именно эту замечательную песню!

Знаете... ну... я открывала концерт. Сначала звучала увертюра Дунаевского «Дети капитана Гранта», и потом, как раз, первое выступление, первый выход... вот... это был первый номер этого концерта — я открывала его.

Ах, да... я помню сейчас это волнение, но после выхода на сцену... Вы знаете, мне так понравилось! Мне Александр Борисович... потому, что, вот, он, как раз сказал: «Света, ты, когда находишься на сцене, ты спой — с любовью... Они не кусаются, зрители, они не будут тебя... там... осуждать, обсуждать... Они, наоборот, тебя ждут, они хотят услышать — и подари им эту песню! Спой от души. Спой про маму — мама в зале, наверняка, твоя сидит!» — он видел, что мы на репетиции... он ещё помог на репетиции звук мне отстроить. Он говорит: «Мама твоя в зале сидит — спой для неё! Прямо посмотри на неё, в глаза ей — и спой с любовью эту песенку!» — и, Вы знаете, я, действительно, так настроилась... я помню, что я, действительно, всю душу из себя вынула. Я... прям, вот... «милая ма-а-а-а-ма»... чуть не со слезами на глазах спела эту песню. То есть, вот, настолько, я, прям, сама прониклась всем, о чём я пою — и сказку прочитала, и всё... и... ну... понравилось! Меня несколько раз вызывали на сцену аплодисментами. Михаил Плетнёв меня... несколько раз выходил за кулисы, чтобы меня опять вернуть, и я кланялась. И, знаете, наверное, даже не вот это ощущение оваций, а само ощущение... вот... на сцене когда я находилась... вот этот обмен эмоциональный со зрителями — я тогда, будучи маленькой, настолько это прочувствовала и осознала! И мне так понравилось вот это ощущение! Мне очень понравилось... вообще, я поняла то, что музыка — она, как раз, вот, может передавать все эти эмоции, и вот эту любовь... и как-то я это всё испытала, и, когда вернулась со сцены, я... прям, вот... приняла категорическое абсолютное решение — что я хочу всю жизнь мою связать с музыкой, хочу выходить на сцену, хочу быть певицей, и солисткой. И, в будущем, не только солисткой хора — я хочу быть, прям, вот, певицей, и работать на сцене, и чтобы это была моя профессия. Вот, я приняла такое решение! Вот, женщины, да? Сначала — так, потом — так...

А.Пичугин:

— Да, да, да...

А.Митрофанова:

— Вот... точно!

А.Пичугин:

— У меня есть замечательная возможность сегодня... я давно хотел это сделать — правда, Георгий — это не потому, что мы с Вами сегодня познакомились, и Вы к нам пришли... мне всегда было интересно, когда я смотрел советские фильмы — фильмы 70-80-х годов — где присутствовали дети, там всегда в титрах... ну... там играла обычно... какая-то песня всегда звучала, и она была исполнена Детским хором Попова. И мне всегда было интересно, что же там, за кадром? Кто эти люди, которые поют эти песни? Как устроен этот хор? Какова его история? Действительно, мне всегда было интересно!

Естественно, у меня рефреном, если спросить про хор Попова, будет играть «Крылатые качели» — не знаю, почему, но вот именно она.

Расскажите, пожалуйста, немного хотя бы, про то, как выглядит хор Попова, и с чего он начинался. И я понимаю, что Вы руководите им не так много времени, но, тем не менее, всё равно, Вы его представляете, Вы его возглавляете, и Вы, наверняка, внутри этого хора, всё равно, давно.

А.Митрофанова:

— И 18 декабря выйдете на сцену, вместе со Светланой Феодуловой.

А.Пичугин:

— Да.

Г.Журавлёв:

— Совершенно верно. Спасибо за добрые слова.

Наш хор был основан в 1970 году, и он был основан при Центральном комитете по телевидению и радиовещанию. Потом эта структура стала называться «Гостелерадио». И, поскольку хор всегда был в эфирах Центрального радио и телевидения, то одна из его задач была — популяризация детской песни, и, конечно же, государственные заказы на записи песен для фильмов, передач и других различных мероприятий.

Соответственно, было огромное количество ситуаций, и, это доподлинно всем известно, когда композитор приносит песню, её дети разучивают просто за один вечер, буквально, практически, за два вечера, и на следующий день — записывают с утра, например, рано, даже не идя в школу, и эта песня — уже вечером попадает на стол монтажа, и, после этого, буквально, через несколько дней, выходит в эфир — либо в радиопередаче, либо в фильме.

А.Пичугин:

— Стол монтажа... уже кто помнит?

Г.Журавлёв:

— Да. Это было очень всё динамично, было быстро, детей отбирали самых чётких, самых цепких таких, конкретных для этой записи, и это всё очень быстро репетировалось, в высоком качестве. И сейчас фонд этот — к сожалению, мы не обладаем им в наших руках, чтобы все эти записи можно было включить. Они где-то хранятся, где-то в каких-то Государственных архивах, но, тем не менее, это достигает даже до 3000 записей.

А.Митрофанова:

— Потрясающе...

Г.Журавлёв:

— Потому, что у нас есть, у самих, доподлинный документ, книга старинная — вот, прям, тех, советских лет — уже страницы жёлтые, потрескавшиеся, где написано, в какой год, в какой месяц была записана какая песня, и, буквально, для какой передачи. То есть, уже записи эти трудно найти, а документ этот остался.

А.Пичугин:

— Ну, по крайней мере, по этой книге понятно, что где-то они есть, и, если искать, то, наверняка, найдутся.

Г.Журавлёв:

— Да, совершенно верно.

А по поводу «Крылатых качелей», которые Вы так прекрасно помните в исполнении нашего хора — это потому, что песня уже была написана после 80-х годов, и, в то время, хор был... ну... на пике своей популярности — скажем, до 90-х годов. Потом уже, когда «Гостелерадио» превратилось в другие структуры телевизионные, уже это отошло на второй план. Но до 90-х годов хор, конечно, блистал, был совершенно на гребне волны известности и популярности.

А.Митрофанова:

— Но и песня гениальная — чего уж там...

Г.Журавлёв:

— Да.

А.Митрофанова:

— ... «Крылатые качели»-то. Она бы не была так популярна, если бы не её содержание и музыкальный ряд, который захватывает... и вот этот восторг детский, я думаю, мы все помним... да... когда её слышишь.

А сколько лет участникам хора, Георгий? В среднем.

Г.Журавлёв:

— В среднем... в среднем — сказать трудно. Потому, что в нашем хоре — свыше 200 детей. Сейчас, конечно, мы все отдыхаем и не репетируем, но в нашем хоре занимаются дети с 5 лет — и до 17-ти.

А.Митрофанова:

— Понятно.

Г.Журавлёв:

— То есть, до совершеннолетия, прямо с 5 лет. Средний возраст сказать трудно — потому, что в подготовительной группе поют 35 человек, в младшей, скажем... там... 70, в другой группе — ещё 50, ещё в иной группе — тоже какое-то количество детей, поэтому — весь возраст рассыпан на все группы.

А.Митрофанова:

— Ну, вот, ваши артисты, в отличие от Светочки, которая в 8 или 9 лет впервые вышла на сцену — её сам Плетнёв за руку вывел туда, ваши дети — артисты уже бывалые, где только, наверное, ни выступал хор Попова?

Г.Журавлёв:

— Это — верно. Дети, действительно, достаточно опытные, их не смутить, порой, большим залом, и, самое важное, на что мы настраиваемся, конечно — например, на этом концерте — это на то, чтобы, во-первых, подарить эту сказку, подарить это настроение, это волшебство, и на то, что их в упор будет снимать телекамера. То есть, это... это уже немножечко другое. Когда, всё-таки, зрители сидят в зрительном зале, и на каком-то отдалении — 20-30 метров — это... немножко... там... может кто-то что-то и не разглядеть. А когда камера тебя снимает...

А.Митрофанова:

— ... крупным планом...

Г.Журавлёв:

— ... крупным планом, да, твоё лицо выразительное, то здесь, конечно, все очень настраиваются, и мы над этим работаем.

Дети, действительно, чувствуют себя уверенно всегда. Солисты — всегда волнуются. Это — всегда было, они всегда волнуются, но...

С.Феодулова:

— Вот... Градского на них нет!

А.Митрофанова:

— Да, Градского на них нет!

Г.Журавлёв:

— ... нужно напутствовать всех — это, действительно, так. Но, тем не менее... Причём, даже, знаете, больше волнуются солисты, кто уже солировал. Те, кто первый раз выходят — они ничего не понимают, у них всё... как-то вот...

А.Митрофанова:

— Они пока ещё не знают, с чем они столкнутся...

Г.Журавлёв:

— ... ну... как будто бы, да! И — всё получается. Всё получается, на самом деле. Они перебарывают свой страх, и отдаются музыке с большим удовольствием.

С.Феодулова:

— Знаете, всегда всё получалось. Я даже сама помню, когда мы выступали иногда в Кремлёвском Дворце, у меня мама тоже со стороны... она всегда была на моих репетициях... на наших... всегда была на концертах, и она говорит: «Удивительно... вроде, как... здесь, вот, вышли, здесь — не вышли... вся... такая... скомканная репетиция... а как же будет на концерте?» — и, вы представляете, на концерте — всё идеально... раз — всё сложилось!

На репетиции даже какие-нибудь могут быть нюансы, где-то что-то не так... вот, все всегда собираются — и всё всегда получается.

А.Пичугин:

— Мы будем переходить к музыке сейчас... ну, что ж мы тут — собираемся, а песни слушать не будем, что ли? А концерт, надо сказать, носит название «Любимые песни Людмилы Сенчиной», и мы сейчас, послушав первую песню, поговорим о том, почему он так называется, при чём здесь Людмила Сенчина. И слушаем мы сегодня, надо сказать, песни, которые когда-то исполняла именно она. И первая, которая прозвучит у нас, носит название «Добрая сказка»...

А.Митрофанова:

— Та самая...

С.Феодулова:

— Та самая песня...

А.Пичугин:

— Та самая, да... из репертуара Людмилы Петровны Сенчиной.

Ну, давайте, сначала её послушаем, а потом уже поговорим о том, каким образом всё это с Сенчиной связано... ну... и... вообще... про весь концерт.

С.Феодулова:

— «Добрая сказка» — это та самая, как раз, песня, с которой я вышла первый раз на сцену, и сейчас мы записали её с новым составом хора. Вот, именно, моё исполнение теперь уже, сегодняшнего дня.

А.Митрофанова:

— Прекрасно...

-ПЕСНЯ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Митрофанова:

— Светлый вечер на радио «Вера» продолжается.

Напомню, что сегодня в нашей студии оперная дива — русская Плава Лагуна, как мы её с гордостью называем — Светлана Феодулова, обладатель самого высокого в мире колоратурного сопрано. Светочка занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Георгий Журавлёв — художественный руководитель и главный дирижёр Большого Детского хора имени Виктора Сергеевича Попова — тот самый хор, на песнях в исполнении которого мы росли. Большинство фильмов для детей советского времени — они шли, как раз, в сопровождении музыкальных композиций в исполнении хора Попова. Поэтому, абсолютное большинство из нас с этим хором знакомы, что называется, с детства.

И, вы знаете, для меня, конечно, огромная радость — видеть такой симбиоз потрясающий — хор Попова будет на сцене 18 декабря в концертном зале «Измайлово» и Светлана Феодулова, которая окунается в детство. И программа составлена так, что она — предновогодняя, она — предпраздничная, и, поскольку Новый год — это один из любимых детских праздников, там будет, как раз, такое настроение, где и дети, наверное, и взрослые смогут почувствовать себя... ну... кто-то волшебником, кто-то, как раз, человеком, который попадает в сказку. Потому, что и репертуар соответствующий подобран — вот, «Добрая сказка», которая только что у нас в эфире прозвучала, как раз, наглядный пример такой невероятной атмосферы — и доброй, и волшебной, которая будет на этом концерте.

И, Светочка... вот... Вы упомянули уже Людмилу Сенчину. Наверное, её голос — один из таких... ну... как волшебная палочка, которая нас сразу вот в этот мир переносит — волшебный и сказочный.

С.Феодулова:

— Да, в общем-то...

А.Митрофанова:

— Как ваш концерт связан с её именем? Недавно, кстати, ведь, День рождения её был, да?

С.Феодулова:

— Да. Совершенно верно. Именно поэтому мы решили... вот... упомянуть, и хотелось бы вспомнить её тёплыми словами, и её творчество так же. Потому, что... вообще, я сама — большая поклонница Людмилы Сенчиной. Я слушала её замечательные записи, и до сих пор слушаю...

А.Митрофанова:

— Как и все мы.

С.Феодулова:

— Да. Мне очень-очень нравится и подача... я учусь у неё очень многим нюансам, моментам — и подаче голоса, и актёрскому мастерству, и поведению на сцене — мне очень это близко...

А.Пичугин:

— А вы знакомы были?

С.Феодулова:

— Вы знаете, мы пересекались за кулисами неоднократно, но, вот именно, общения у нас, к сожалению, не было. Я была, потому что, очень маленькая. Но, тем не менее, я уже слышала её тогда, и мне тоже уже, и когда я была маленькая, на концертах очень-очень нравилось, как Людмила Петровна исполняет эти произведения.

Она, также, часто пела и с Большим Детским хором — то есть, это тоже некоторый... такой, вот... можно сказать, симбиоз, и сейчас такие события... всё случайно и неслучайно... но тоже очень часто они выступали. Они пели песню «По камушкам» совместно, и «Добрая сказка»...

А.Пичугин:

— И в фильмах это зафиксировано в советских...

Г.Журавлёв:

— На фестивале «Песня года»...

С.Феодулова:

— Совершенно верно! Ну... много, много они делали совместных проектов.

И я, и все — влюблены в её голос, конечно же, и... вы знаете, когда я предложила сделать репертуар советских песен, мне сразу: «Ах... как Сенчина! А давай — репертуар Сенчиной!» И, вы знаете, мне настолько близко... и, может быть, мы по голосу близки — она тоже ведь, в своё время, была классическая певица, и начинала с этого, пела в оперетте, поэтому — академическая постановка голоса. И, в общем-то, и у меня тоже академическая постановка голоса, и, вот... мне это очень близко. Поэтому, я выбрала репертуар песен, которые она исполняла, и, в общем-то, было огромное желание, как раз, упомянуть, и вспомнить. И, поэтому, мы написали, что мы исполняем любимые песни Людмилы Сенчиной — песни, которые она исполняла, которые были — одни из самых любимых не только в её исполнении, но и советских авторов.

А.Митрофанова:

— Георгий, если позволите, к Вам вопрос. А как сейчас дети воспринимают песни из репертуара Людмилы Сенчиной?

А.Пичугин:

— Вообще, песни из того... я думаю, что хор Попова, наверное же, исполняет те песни, которые нам знакомы по советским годам, и насколько дети понимают, о чём они поют?

Г.Журавлёв:

— Конечно, конечно исполняют — с большим удовольствием всегда. Никогда у детей не ассоциируется какая-либо песня с тем, например, что песне 30 лет, 40, 50 — они совершенно не комплексуют по этому поводу, они чувствуют текст, они чувствуют подтекст, прекрасно понимают, о каких высотах поётся в песне, и какие там смыслы, потаённые глубины раскрываются в этом. И поэтому... они чувствуют ещё и качество музыки той эпохи, или того времени, когда песня была написана. Поэтому, для них это большая радость. Совершенно никто и никогда не думает, что... мол... мои друзья в школе слушают музыку современную, а я — люблю вот те песни...

С.Феодулова:

— Про жирафа...

Г.Журавлёв:

— Никто, никто по этому поводу не комплексует...

С.Феодулова:

— И я не комплексовала.

Г.Журавлёв:

— ... и мы... конечно же, мы поём и современные песни современных композиторов. У нас, знаете, порой произведения лежат в стопке — на очередь на исполнение. Потому, что у нас нет произведений, которые мы учим «в стол», у нас нет такого, что мы выучили 25 произведений, а спели — 5.

А.Пичугин:

— А у вас есть... хотел сказать «придворные»... ну, почти придворные... прихорные авторы, которые приносят свои работы...

С.Феодулова:

— Приближённые...

А.Пичугин:

— ... приносят свои работы, и, вот, Вы уже знаете, что с ними вы постоянно работаете, и, скорее всего, эта песня пойдёт в работу?

Г.Журавлёв:

— Точно можно сказать, что у рас есть композиторы-друзья — их несколько человек... их даже много — их может быть и 10, и 15, и, если они принесут свои произведения, мы точно будем знать, что эти произведения — со знаком качества. Но, тем не менее, эти произведения тоже будут немножечко выжидать своего часа...

А.Пичугин:

— А принести может любой?

Г.Журавлёв:

— Принести может любой — так и происходит, как правило. Да. Ну, бывает, конечно, приносят произведения с эстрадным налётом — это не совсем наша тема, но те произведения, которые написаны классическим пером, и со знанием детского хора, мы, с большим удовольствием, исполняем в наших концертах. Соответственно, исполняем и наш «золотой репертуар» детской песенной классики — то есть, песни советского периода. Ну, и российского — тоже.

А.Митрофанова:

— А мне кажется, такой репертуар... всё-таки, вот эта традиция советской детской песни... они же, в большинстве своём, очень добрые, и, в большинстве своём, абсолютно лишённые каких бы то ни было политических подтекстов — они про самое главное. А... вот... мне кажется, такие песни — они не могут не влиять на сознание ребёнка.

Замечали Вы что-то подобное? Вот... как дети меняются, когда они начинают вдумываться в эти песни, работать над ними, проживать их?

Г.Журавлёв:

— Совершенно верно. Вы точно говорите.

Во-первых, эти песни написаны для детей, и исполняются детьми на их темы — на те темы, которые их интересуют, им интересны, и им подвластны, чтобы они их полностью поняли — совершенно и глубоко.

А сейчас, в современном мире, есть такая проблема, что дети исполняют, например, взрослые песни, и они поют о том, что они ещё не знают, что им неведомо. А взрослые потешаются над тем, как же это хорошо... допустим... интересно звучит.

А.Пичугин:

— Да, это Вы тоже хорошо подметили. Но тут же возникает вопрос: а в репертуаре старого хора Попова, в советское время, в общем-то, были достаточно политические песни. Ну... они, конечно же, под пионерию были написаны, но, всё равно... там... «мы — тоже советская власть»... другие... они остались?

Г.Журавлёв:

— Вы совершенно правы. В том момент, конечно, поскольку у хора был Госзаказ, и хор был флагманом детской массовой песни, была просто необходимость такие песни исполнять...

А.Пичугин:

— Это безусловно! А они — остаются? И, если они остаются, когда дети их сейчас поют, у них нет вопросов — что это такое, о чём это?

Г.Журавлёв:

— Я скажу так, что... конечно же, огромная часть этих песен осталась только в истории. Сейчас мы не восхваляем, не поём осанну Советскому союзу, но у нас есть произведения... например, великолепное «Как хорошо в стране Советской жить! Как хорошо стране полезным быть!» — это прекрасная песня, и, когда дети её поют, они поют её про эту землю, на которой они сейчас живут. Тут у них нет никакого подтекста.

А, конечно, произведения, где они могли восхвалять, в прошлые годы, Ленина, или каких-то ещё политических деятелей — таких произведений в нашем репертуаре нет.

А.Пичугин:

— А мы — к музыке возвращаемся. И сейчас, перед небольшим перерывом, послушаем песню «Снежинка».

С.Феодулова:

— Да, это, также, песня, записанная сейчас — и в моём исполнении, и в исполнении нового состава хора Виктора Сергеевича Попова.

А.Митрофанова:

— А, давайте-ка, пока мы... вот... ещё не перешли к музыке, Светочка, уже скажем нашим слушателям, где можно было бы посмотреть — и время вашего выступления, и как стать зрителями концерта, подробную информацию...

С.Феодулова:

— А... ну... информация... Ссылки на онлайн трансляцию, которая будет в прямом эфире — она пройдёт 18 декабря в восемь часов вечера. То есть, так же, как у нас начинается концерт, в это же время, без задержек, начинается онлайн трансляция — всё в прямом эфире...

А.Пичугин:

— Ну, давайте ещё скажем, что — при соблюдении всех эпидемиологических норм концерт пройдёт, и, поэтому, конечно же, зал не будет заполнен на 100%, но не потому, что... я думаю, что...

А.Митрофанова:

— Он даже и на 50% не будет заполнен...

А.Пичугин:

— Я думаю, что он на 200% был бы заполнен, если бы не вот эта ситуация. Но, чтобы никто не остался за бортом, будет трансляция.

С.Феодулова:

— Значит, можно будет посмотреть её на моём официальном сайте sfeodulova.ru, или же — ссылка есть также во всех социальных сетях, которые принадлежат мне, залу «Измайлово» и Большому Детскому хору.

А.Пичугин:

— Светлана Феодулова, Большой Детский хор имени Виктора Сергеевича Попова и гости. Гости — это звёзды проекта «Голос»: Ив Набиев, Елена Максимова, Сергей Волчков, Елена Минина и Илья Юдичев. Вот, всех, вроде бы, назвали. А теперь — слушаем песню «Снежинка».

-ПЕСНЯ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Митрофанова:

— Светлый вечер на радио «Вера» продолжается.

Ещё раз, здравствуйте!

Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова.

И, с удовольствием, напоминаю, что наши гости сегодня — Георгий Журавлёв, художественный руководитель и главный дирижёр Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова, и оперная дива, обладательница самого высокого в мире колоратурного сопрано, Светлана Феодулова.

В таком составе мы сегодня говорим о концерте, который будет 18 декабря в 20.00 в Концертном зале «Измайлово» и в онлайн-формате доступен всем желающим, где бы вы ни находились — в любой точке мира.

Пожалуйста, на сайте sfeodulova.ru — можно зайти туда, и стать зрителями потрясающе удивительной сказки, и, наверное, не только зрителями, но и, в каком-то смысле, участниками. Когда мы слышим песни, которые там звучат — вот, как, например, «Снежинка», которая только что была у нас в эфире, мы проваливаемся, погружаемся в сказку, как Алиса. Сразу, так, раз — и в какую-нибудь волшебную страну, или в Зазеркалье, и вот — уже чувствуешь, как... как будто Нарния перед тобой раскрывается...

С.Феодулова:

— ... в детство...

А.Митрофанова:

— ... ну... я не знаю... детьми мы становимся, когда слышим эти песни! Спасибо вам огромное!

Георгий, хочу вернуться, всё-таки, к вопросу про то, как может влиять на детей вот такого уровня музыка и песни, которые они исполняют?

Может быть, Вы знаете... там... я не знаю... вот, ребёнок пришёл к вам, позанимался несколько лет, и тут вдруг — раз, что-то для себя открыл, какое-то открытие сделал. Для себя, про себя, про этот мир. Вот, что-то подобное, да? Как вот это влияние сказывается?

Г.Журавлёв:

— Знаете, влияние большое, конечно. Иногда даже трудно объяснить, почему ребёнок поменялся и совершенно другими глазами смотрит на мир, поскольку, на него влияет вот тот репертуар, который он поёт, и те произведения.

Бывает, что ребёнок на прослушивании поёт песню какую-то — просто современную. Ну, вот, как говорят, «из утюга» которая звучит. А потом он погружается в наш репертуар, он находится в наших предлагаемых обстоятельствах, и ты глядишь — через полгода этот ребёнок ни за что не наденет наушники, чтобы там что-то слушать, он хочет солировать, он меняется... у него меняется речь, в конце концов, у него меняется манера, он становится более спокойным, более взвешенным, более уравновешенным. Они становятся более интересными, у них больше тем для общения, и вся эта музыка влияет... дети, наверное, не понимают, как эти тексты, как эта музыка влияет — они об этом не задумываются, но это видно. И, поскольку, это, но самом деле, серьёзный вопрос, и, прямо, даже тема для какого-то исследования, в двух словах — не ответить просто. Но это влияет на них, конечно, в воспитательном плане... очень большую роль играет, конечно.

А.Пичугин:

— А сколько лет детям? Есть там чёткий возрастной ценз «от» и «до»?

А.Митрофанова:

— Ну... вот... от 5 до 17.

Г.Журавлёв:

— Да. А хоры делятся... подготовительная группа — 5-6 лет, младший хор — 7-9 лет, средний хор — 10-12, и старший хор — 13-17.

А.Пичугин:

— А вместе они на сцену не выходят? Потому, что это будет... сочетание несочетаемого...

Г.Журавлёв:

— Вот... когда у нас не было... скажем... пандемии, коронавируса, мы, конечно, выходили все вместе — 200 человек — на сцену. Но, как правило, в концерте — это несколько произведений. Потому, что найти произведения, в которых могли бы спеть дети, которым 5 лет и 17 — это сложная задача. Это... как бы... одним может быть неинтересно, а другим — слишком трудно. Поэтому, мы, конечно, пели большим составом, но, вот, составом в 100 человек мы поём постоянно, много, часто — можно часовой концерт дать хором в 100 человек из... там... 15-ти произведений...

А.Митрофанова:

— Потрясающе...

А.Пичугин:

— А Вы — главный дирижёр. Соответственно, дирижёров — несколько, и каждый работает со своей возрастной категорией?

Г.Журавлёв:

— Да, конечно. У нас есть прекрасный хормейстер Анна Марцинкевич, которая работает со всеми детьми младшего и подготовительного возраста.

А.Пичугин:

— А Вы с кем работаете?

Г.Журавлёв:

— А я работаю со средним хором и со старшим.

А.Митрофанова:

— А, вот, вместе со Светой в концерте какие будут представлены артисты? Какого возраста? И какой хор... там... средний, старший, младший?

Г.Журавлёв:

— У нас будет участвовать старший хор — это, конечно, дети, которые уже... скажем так... с паспортом, и уже сознательные, взрослые. Состав будет, конечно, самый небольшой — то есть, наверное, человек 25, и дети эти подготовлены, они опытные уже будут, они с большим трепетом... и... все в предвкушении исполнять произведения со Светланой Феодуловой...

А.Митрофанова:

— Ещё бы!

Г.Журавлёв:

— Они за ней следят, они за ней наблюдают, они её, в хорошем смысле, пародируют, они наблюдают за ней. И, поскольку мы уже встречались с ней на репетиции, и на записи, то, конечно, они смотрят на неё просто... с восторженными глазами!

А.Митрофанова:

— Очень хорошо понимаю этих детей! И, тем не менее... вот... если мы говорим о малышах... там... скажем... 5-6 лет — вопросов нет, 7-10 лет — наверное, тоже. Но когда у детей начинается переходный возраст, и их колбасит, их мотает из стороны в сторону, и они, при этом... ну, то есть, родители для них уже не авторитет, учителя, зачастую, тоже, далеко не все, сохраняют в их глазах свой авторитет, и прочая, и прочая. И вот они приходят, как зайцы, в хор, получается, и исполняют вот эту самую, вполне классическую, музыку, и Вы хотите сказать, что им...

С.Феодулова:

— Нравится.

А.Митрофанова:

— ... не скушно? Им — нравится?

С.Феодулова:

— Нравится, да. Я сама, просто, тот самый ребёнок, который тоже пережил, можно сказать, и все эти переходные возрасты, и могу сказать по себе, что — да, действительно, наступает какой-то момент, когда начинается... такой... поиск эксперимента, но... Я тоже пробовала слушать Скутера, Бритни Спирс — буквально, два дня. И мне — честно — мне... вот... не зашло.

А.Пичугин:

— Но есть люди, которые, как раз, совмещают...

С.Феодулова:

— Вот, после уже этого воспитания, которое было заложено с 8 лет — оно уже... вот... не заходит. И это — прекрасно, я считаю. Потому, что тогда сглаживаются вот эти все переходные... Потом, музыка — сама по себе — она успокаивает нервную систему. Само по себе, влияние музыки классической.

Я хочу ещё отметить, что Большой детский хор — это не только песни советской эстрады. Это, также, классическая музыка — очень много поём классическую музыку, и пели, и сейчас Георгий сохраняет традиции обязательного репертуара, который завещал Виктор Сергеевич Попов.

И у нас всегда, обязательно, репетиция делилась... ну, если нет какого-то очень важного концерта, и к нему нужно плотно готовиться... у нас, обязательно, была духовная музыка — православная духовная музыка. То есть, мы пели и Чеснокова, и Архангельского, и Рахманинова...

А.Митрофанова:

— Потрясающе...

С.Феодулова:

— ... вот... именно, прям... вот... о Боге. И Виктор Сергеевич Попов — тогда ещё даже, в советское время, когда я ещё тоже застала уже эти отголоски, — нельзя было об этом говорить, а он нам очень аккуратно рассказывал и про Иисуса Христа рассказывал, и про Деву Марию...

А.Митрофанова:

— Серьёзно?

А.Пичугин:

— А он сам был верующий человек?

С.Феодулова:

— Он сам был верующий человек.

Г.Журавлёв:

— Конечно. И, кроме того, исполняли даже произведения с изменёнными словами — то есть, духовную музыку с изменёнными словами...

А.Пичугин:

— Например?

Г.Журавлёв:

— ... на стихи... ну, например, Рахманинова исполняли «Тебе поем...», или «Богородице, Дево, радуйся...», например, с совершенно другими словами. Или Бортнянского...

А.Пичугин:

— А — с какими словами? Я бы даже... эфир закончится, пошёл бы...

Г.Журавлёв:

— Вот, например, концерт Бортнянского исполняли со словами... например: «Солнце красное воссияло... утро проснулось... ручьи зажурчали... птички защебетали...» — и прочая, и прочая, и прочая... то есть, это всё...

А.Пичугин:

— Вы мне, за эфиром, скажете, что надо набрать, чтобы выдало...

Г.Журавлёв:

— Я думаю, найдём. У меня есть такие ноты — я смогу их продемонстрировать.

А.Митрофанова:

— А объясняли вам — что называется, за кадром, — что, на самом деле, вы исполняете, или вы не знали об этом?

С.Феодулова:

— Нет, нет... «Богородице Дево, радуйся...» мы исполняли с оригинальным текстом, и, как раз, нас Виктор Сергеевич учил петь... он прямо говорил: «Это должно звучать, как молитва». Это не должно быть: «Бо-го-ро-ди-це-Де-во-ра-дуй-ся...» — то есть, прям вот... Он говорит... он рассказывал, что это Мама Иисуса Христа, как... ну... вкладывал в нас вот этот смысл, осознание, и что мы здесь должны не петь просто музыку, «а здесь вы должны помолиться». И это... как бы... нам рассказывал, да, он не боялся. Но... очень аккуратно, в рамках наших репетиций. Сейчас уже можно об этом говорить. Раньше он, наверное бы... как бы... мог рисковать...

Г.Журавлёв:

— Да. Сейчас нужно об этом говорить.

С.Феодулова:

— Да. И, потом, обязательно была классическая музыка, зарубежная музыка духовная — то есть, Иоганн Себастьян Бах, Бетховен, Моцарт, вот эти все мессы, несмотря на то, что это — католицизм, мы тоже пели, потому, что это — классика. И он учил и эту музыку тоже исполнять.

Поэтому, ребёнок, который оказывается в Большом детском хоре — у него абсолютный музыкальный вкус вырабатывается. Не только детские песни — это также присутствует, но и очень большой репертуар для Детского хора также есть, существует от Виктора Сергеевича, в его переложениях — потому, что он сам перекладывал очень много нот, и делал их, как раз, под детский хор, раскладывал на голоса. Это — огромное наследие, огромный архив, и сейчас это исполняется.

Вы знаете, я прекрасное... я могу сказать, что это — замечательное детство, это — невероятно счастливое детство! Во-первых, очень интересно, много друзей, на минутках ты можешь, там... как мы маленькие были — наклейками обменивались... это тоже всё было! Мы не то, чтобы ходили по струнке, но всегда была дисциплина как-то — видимо, может быть, потому, что, действительно, ребёнок, который поёт в хоре — он, всё-таки, приучается к определённым некоторым таким... рамкам. Потом, всегда воспитывалось уважение к коллективу. Достаточно было одного взгляда Виктора Сергеевича Попова, когда ты опоздал! То есть, вы знаете...

Г.Журавлёв:

— Это правда.

С.Феодулова:

— И все не боялись, а — было стыдно. Вот, он как-то... причём, он об этом не говорил, а достаточно было взгляда. Вот, это вот было очень удивительно, и ты чувствовал уважение, что... вот... весь хор... Он говорил: «А где солист? Опаздывает? Ну, мы подождём...» — и он стоял, руки — вот так — складывал, и ждал. И ты бежишь, видишь уже вот этот взгляд, это вот всё... и тебе уже стыдно, что весь хор стоит, там, 5 минут и тебя ждёт. Это... он воспитывал, он воспитывал уважение к коллективу, и это замечательно. Потому, что ребёнок растёт в такой атмосфере, и это, на будущее, очень многим пригодилось — когда ты умеешь таким образом относиться к своим близким, к своим коллегам, так сказать. Потому, что это — именно было вот... как работа! То есть, мы приходили... это... это очень здорово!

И сейчас — прекрасно, что хор существует, и спасибо большое Георгию, что он эти все традиции сохранил, и восстанавливает, и хор — живёт. Я хочу сказать, что хор — бесплатный, правильно?

Г.Журавлёв:

— Совершенно верно.

С.Феодулова:

— И может любой ребёнок, который талантлив, прийти и записаться в хор, и там петь, развиваться. И если вдруг в семье нет возможности — там... сейчас все студии... я просто знаю... сейчас, куда ни пойдёшь, везде всё платное. Я сама мама, и везде... там... здесь... здесь... и всё это — достаточно немаленькие деньги!

А.Пичугин:

— Причём, то, что было ещё совсем недавно бесплатно — я, вот, всё детство ходил в кружок Исторического музея...

С.Феодулова:

— Вот!

А.Пичугин:

— Всё советское время он был бесплатный, все 90-е, когда никто никому ничего не платил, всё было бесплатно — хотя, странно, да? А вот сейчас... причём, не очень дёшево...

С.Феодулова:

— А Виктор Сергеевич завещал, что хор всегда должен быть бесплатным, и доступным для тех семей, которые, допустим, не имеют возможности это оплачивать. Много многодетных есть в хоре... поэтому, это прекрасно, что хор сейчас существует в тех же самых традициях, как завещал Виктор Сергеевич Попов.

А.Пичугин:

— Слушаем музыку!

А.Митрофанова:

— Что у нас сейчас на очереди? «Золушка»?

А.Пичугин:

— «Золушка».

А.Матрофанова:

— Ой... это же — визитная карточка Людмилы Сенчиной! Возвращаясь к тому, что у неё, буквально, вот... когда... 13 декабря, если я не ошибаюсь, был День рождения, и ваш концерт, получается, будет после... да... можно сказать, её памяти. И, конечно, наверное, это — одна из любимых песен всех времён.

«Золушка», в исполнении, теперь уже, Светланы Феодуловой.

-ПЕСНЯ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Напомним, дорогие слушатели, что программа у нас сегодня праздничная! Чем ближе к Новому году, тем с большим удовольствием мы говорим о разных праздниках. И, пускай, сегодня у нас не совсем у нас... вернее... совсем ещё пока не Новогодний эфир, но мы про замечательное событие говорим, которое состоится 18 декабря в КЗ «Измайлово». Мероприятие это называется «Любимые песни Людмилы Сенчиной и советских композиторов, в сопровождении оркестра».

Сегодня у нас — Светлана Феодулова, оперная певица, организатор этого концерта, солистка — именно она будет исполнять, в основном, все те песни, которые прозвучат со сцены 18 декабря.

Георгий Журавлёв — художественный руководитель и главный дирижёр Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова.

Ну, и в концерте также будет принимать участие камерный оркестр «Antonio-orchestra» Антона Пайсова и друзья Светланы Феодуловой — звёзды проекта «Голос»: Ив Набиев, Елена Максимова, Сергей Волчков, Елена Минина и Илья Юдичев.

А.Митрофанова:

— Да. Но, конечно, снова и снова подчеркнём, очень мало мест в зале, с учётом всех ограничений, и концерт будет транслироваться онлайн — живьём — на сайте Светланы Феодуловой sfeodulova.ru. Вот, пожалуйста, можно там присоединиться и стать зрителем, не выходя из дома и не подвергая себя никакой опасности.

Ну, а... вот... поскольку сейчас потрясающе интересные вещи нам Георгий рассказывал про хор, и если кого-то заинтересовало — может быть, для своих детей вы рассматриваете такую перспективу, — все подробности о работе хора можно найти на его сайте... ещё раз повторите, пожалуйста...

Г.Журавлёв:

— popovchoir.ru

А.Митрофанова:

— Спасибо огромное!

Георгий, сейчас, я так понимаю, тоже Вы с детьми занимаетесь и духовной музыкой, в том числе? Не только классической, и не только классической советской, но и духовное наследие — тоже им передаёте?

Г.Журавлёв:

— Да, совершенно верно. К сожалению, в этом году количество репетиций подсократилось — так, примерно, месяцев на семь — но, тем не менее, мы всегда занимаемся духовной музыкой. На одном из наших последних концертов мы исполняли произведение Бортнянского, как раз, которого я сегодня упоминал, и мы исполняем произведения и Архангельского, и других композиторов. Конечно же, как правило, это — законченные духовные концерты. Это не те сочинения духовные, которые используются в службе, например, в самый сакральный и духовный момент — это больше концертные произведения, которые можно исполнять на сцене. Потому, что это — естественно для тех, кто понимает, о чём я говорю.

И для нас духовная музыка очень важна и ценна. И, вероятно, вот, сейчас, в это время, наверное, это — музыка, одна из самых сложных для исполнения. Потому, что требует самой высочайшей концентрации, погружения в себя, состояния вот этого, молитвенного, скажем так, по-честному говоря. Поскольку, сейчас самая главная проблема у современных детей — это концентрация...

А.Митрофанова:

— О, да...

Г.Журавлёв:

— ... то это — самая большая сверхзадача, которая стоит...

А.Пичугин:

— Слушайте, это — проблема во все века! Просто, до определённого возраста — это проблема, а потом — уже проблем с этим становится гораздо меньше.

А.Митрофанова:

— Ну, не скажи... всё-таки, ритм жизни настолько возрос именно в наше время, перед таким вызовом, я думаю...

Г.Журавлёв:

— Да.

А.Митрофанова:

— Другие вызовы были, да, но вот этот вот, связанный с сумасшедшим ритмом белки в колесе — наверное, впервые в наше... вот именно... в нашем поколении так... даёт по башке!

А.Пичугин:

— А что, ты не помнишь разве, как в детстве: «Митрофанова, что ты опять в окно смотришь? Что ты птиц считаешь?» А потом было уже... не знаю, там: «Петров, а почему ты опять в гаджет свой уставился?» Ну... та же концентрация внимания, только окно заменил смартфон.

А.Митрофанова:

— Нет, я немножко про другое... я про то, что, всё-таки, ритм жизни и плотность событий и информационного потока сейчас — они на порядок выше, чем... Это не потому, что раньше... там... вода была мокрее и сахар слаще, и люди — добрее, не про это... а объективно — просто появился интернет, и всё...

Г.Журавлёв:

— Да.

А.Митрофанова:

— И всё! Сейчас детям, действительно, концентрироваться ещё сложнее. У Пушкина тоже был синдром гиперактивности, как мы знаем...

А.Пичугин:

— ... до конца дней!

А.Митрофанова:

— ... вот... но сейчас, всё-таки, вот этот вот пульс — он стучит несколько иначе. Конечно, детям сложнее.

Г.Журавлёв:

— Да.

А.Митрофанова:

— Но, тем не менее, мы знаем, как — вот, на примере даже вашего хора, того, что вы рассказываете — оказывается, через хорошую музыку можно ребёнка переключать...

С.Феодулова:

— И, всё-таки, хор — это коллектив. Потому, что, если даже... ну... просто заниматься индивидуально соло — это немножечко, всё-таки, иное. Хотя, конечно же, если исполнять классическую музыку... Но, тем не менее, всё-таки, работа в коллективе, в хоре, когда ты стоишь рядом со своими сверстниками — это некоторая тоже, опять-таки, дисциплина. Поэтому, здесь ещё более влияет... вот это вот... элемент воспитания ребёнка.

А.Пичугин:

— Какую мы сейчас песню, под конец программы, послушаем?

Если уж кто-то из наших слушателей, вдруг, не слышал «Добрую сказку», «Снежинку» или «Золушку», то уж песню «Три белых коня» слышали все точно — но не в исполнении Светланы Феодуловой!

А.Митрофанова:

— А, может быть, кто-то и слышал в исполнении Светы?

С.Феодулова:

— Премьера сегодня!

А.Пичугин:

— Нет, это премьера! Впервые!

С.Феодулова:

— Впервые! Вообще, сегодня все эти песни — это, вот, мы только-только записали, это всё звучит у вас — впервые.

А.Пичугин:

— Вот, видите, как... И, с удовольствием, мы напоминаем, что эти песни, и многие другие, вы сможете услышать, если придёте на концерт, который на днях — 18 декабря — в Концертном зале «Измайлово» пройдёт, при соблюдении всех возможных требований и норм нынешней эпидемиологической ситуации. Или — посмотрев трансляцию на сайте Светланы Феодуловой — sfeodulova.ru.

Концерт называется «Любимые песни Людмилы Сенчиной». Мы сегодня и Людмилу Петровну Сенчину, которой, к сожалению, уже два года... уже почти три года с нами нет, но мы её помним, и обязательно, благодаря Светлане Феодуловой, вспомним ещё раз — 18 декабря мы слушаем песни, которые когда-то Людмила Петровна исполняла.

Георгий Журавлёв — художественный руководитель и главный дирижёр Большого детского хора имени Попова, Светлана Феодулова — оперная певица, замечательный друг нашей радиостанции — были сегодня здесь.

В концерте также примут участие Ив Набиев, Елена Максимова, Сергей Волчков, Елена Минина, Илья Юдичев. И — при участии всё это будет камерного оркестра «Antonio-orchestra» Антона Пайсова.

Спасибо вам большое!

Мы слушаем песню «Три белых коня». Это песня, в исполнении Светланы Феодуловой и, конечно же, хора имени Попова, безусловно.

И — прощаемся с вами! Приходите и подключайтесь к концерту 18 декабря прямо в восемь вечера.

-ПЕСНЯ-

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем