Когда в середине восемнадцатого века началось заселение Поволжских степей, возле реки Сухая Вязовка тоже появилось несколько домов. Осторожно осваивали переселенцы новую территорию – племена кочевников доставляли немало беспокойства оседлым жителям. Однако не прошло и ста лет, как поселок, получивший имя по названию реки, разросся до пятисот дворов. Вскоре здесь была построена церковь, освященная в честь Димитрия Солунского.
Строили храм вскладчину, без помощи богатых меценатов. Не только деньги, но и яйца для кладки стен собирали по дворам, кто сколько сможет. Церковь возводили по типовому проекту, поскольку это значительно дешевле, чем заказывать, как сейчас говорят, эксклюзивный. Однако, это обстоятельство ничуть не умаляет достоинств храма. Хорош корабль из красного кирпича, вытянутый от алтаря, покрытого мощным полукружием, до трехъярусной колокольни над входом! Восьмигранный купол-сферу на широком световом барабане венчает маленькая луковка. Особую праздничность зданию придают высокие оконные проемы, которые некогда были украшены витражами.
Небезынтересный факт – Свято-Димитриевскому храму по штату был положен звонарь. В его обязанности входило не только собирать прихожан на службу, но и оглашать окрестности в зимнюю стужу особым, метельным, звоном, чтобы заблудившийся путник мог найти дорогу. Такие меры предосторожности отнюдь не лишни в наших краях, где зимой лютый мороз сочетается со снежными метелями.
При храме в Сухой Вязовке была открыта церковно-приходская школа и библиотека, а чуть позже – земское училище. Удивительно, что все эти исторические факты бережно собираются и хранятся сегодня в музее Сухо-вязовской средней школы. Юные экскурсоводы раскроют перед вами старинные страницы летописи родного села, поведают о печальных событиях революционного времени. Свято-Димитриевскую церковь большевики закрыли в 25-м году. В ней было устроено зернохранилище. Здание храма чуть не погубила изобретательность колхозников – они сделали проем в фундаменте, чтобы удобнее было извлекать зерно. Естественно, это привело к тому, что по стенам церкви пошли трещины.
Жители села, которые приходили ворошить зерно в храме, еще застали удивительной красоты фрески, украшавшие стены. Когда же церковь передали верующим в 90-ом году, здесь уже царила разруха. И вновь суховязовцы взялись за работу всем миром, как некогда их прадеды. Храм ожил, в него стали возвращаться иконы… Во время лихолетья сельчане сберегли их в своих домах. Многое здесь еще предстоит сделать, но главное – богослужения совершаются каждое воскресенье.
От Самарского железнодорожного вокзала до Сухой Вязовки ходит прямой автобус. Кстати, если вы любите порыбачить – захватите снасти. Речка здесь щедрая. Прямо с берега можно натаскать карасиков. А вот жарить их или в уху отправить – это уже ваше дело.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»