
Фото: Алексей Трифонов
Отмена крепостного права в России в 1861 году, конечно же, была событием эпохальным. Вы только представьте себе, какое количество судеб развернулось на 180°. Причем не только тех, кто был крепостным, но и тех, кто ими владел. Отражено это событие было не только в исторических документах, но и в литературе, и в живописи, и в музыке, и даже в архитектуре. Особенно в храмовой.
Буквально через месяц после отмены крепостного права в Нижнем Тагиле был отслужен торжественный молебен, а на площади перед заводоуправлением оглашен царский манифест. Там же кто-то подал мысль о создании на народные средства церкви во имя великого князя Александра Невского в память об освобождения крестьян из крепостного состояния.
1 июня главноуправляющий заводами генерал-майор Рашет собрал в здании заводоуправления служащих и некоторых купцов и предложил им к подписанию заранее составленный заводским служащим Дмитрием Шориным «приговор» о сооружении храма и образовании попечительского комитета. Под документом подписались около 140 человек. В ноябре одобрили план и фасад будущей церкви по проекту архитектора Гирста. В феврале следующего года Синод благословил постройку храма на Вересовой горе, которую тогда же переименовали в Александровскую.
Деньги на строительство требовались немалые – 40 000 рублей серебром. К началу строительства было всего 3 000. Провели рыночный и кружечный сборы, но выручили всего несколько сотен рублей. Генерал-майор Рашет добавил ещё несколько. Промышленник Демидов дал тысячу, но проблема финансирования оставалась. И тогда, естественно, придумали налог: «…для усиления сумм, нужных на достройку церкви обложить каждого годного работника неотяготительным сбором по 15 копеек серебром в год». Вот так и набирались деньги. Справедливости ради отмечу, что впоследствии появились жертвователи, которые помогли дособрать нужную сумму. Да и стоимость самого строительства храма оказалась меньше, чем предполагалось. По фасаду он очень похож на тот, что построен архитектором Кузьминым для русских в Париже. Но по стоимости тагильская церковь вышла в 25 раз дешевле – в 43 тысячи рублей, а парижская – в миллион.
В первые два года было уложено около 600 тысяч кирпичей. После этого кураторы обнаружили недостаточность качества и прочности кладки. Подрядчику пришлось всё переделывать и строительство замедлилось. В общей сложности храм строился 16 лет и был освящен в декабре 1877 года. Интересно отметить, что Александровская гора для него – место очень удачное. С какой точки не смотришь на храм Александра Невского – всегда смотришь снизу вверх.
Построен он в стиле эклектика. Это значит – смешение различных стилей. Я не профессионал. Мне храм показался очень гармоничным и величественным. Вы вполне можете со мной поспорить, но для этого вам нужно познакомиться с храмом Александра Невского в Нижнем Тагиле поближе.
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







