Там, где река Сызрань впадает в Волгу, в 1683 году Петр Первый основал город-крепость. Боярам, которые принимали деятельное участие в строительстве этого форпоста, самодержец щедро раздавал окрестные земли. Обширный участок в двадцати верстах от Сызрани достался воеводе Семену Константиновичу Дмитриеву. Он основал здесь село, назвал его Семеновка-Дмитриево и разделил между двумя своими сыновьями – Яковом и Иваном.
Свое более позднее название – Троицкое, а точнее – Троицкое-Богородское, селение приобрело после того, как здесь были построены два храма – Казанской иконы Божией Матери и Святой Троицы. От Казанской церкви, которую поставил Иван Семенович Дмитриев, сейчас, к сожалению, остался только каменный остов. А вот Троицкий храм уцелел, и у нас есть возможность оценить достоинства этого архитектурного шедевра начала восемнадцатого века. Изначально это было строгое классическое здание – восьмерик на четверике, с единственным небольшим куполом на восьмигранном скате крыши. В девятнадцатом веке отдельно стоящую колокольню соединили с храмом, пристроив также два боковых придела.
Про колокольню стоит сказать особо. Эту многоярусную стройную красавицу сравнивают с московской колокольней Ивана Великого. Нет, до восьмидесяти метров Троицкая, как Ивановская, конечно, не дотягивает, а вот формой – очень похожа. Колокольня интересна еще и тем, что в ней провела последние дни своей жизни основательница храма, вдова Якова Дмитриева - Екатерина Ивановна. На втором ярусе, под звонницей, у нее была устроена маленькая комнатка. Три окна этой кельи выходили на север, юг и на запад, а с восточной стороны проем был закрыт иконами – эта ниша служила безутешной вдове окном в иной, лучший мир.
Кстати, Екатерина Ивановна была прабабкой известного баснописца Ивана Ивановича Дмитриева – того самого, который ввел в русский алфавит букву «ё». Сейчас, конечно, не многие смогут припомнить дмитриевские произведения. Но о его популярности в конце восемнадцатого века говорит такой, например, факт: первые басни Ивана Андреевича Крылова были опубликованы с пометкой «рекомендованы Дмитриевым».
В гостях у Ивана Ивановича бывали многие именитые литераторы – и тому есть свидетельства. Так, сохранился рисунок Василия Жуковского, на котором запечатлен знаменитый парк Дмитриевской усадьбы. К сожалению, после революции с парком обходились безжалостно – из вековых сосен строили амбары для зерна, реликтовые дубы шли на растопку. Но все-таки уникальный дендрарий жив и сейчас приятно побродить здесь по старинным аллеям, которые расположены так же, как на рисунке Жуковского – четыре продольных, три поперечных.
Если вспомнить знаменитую фразу «живая история» - это здесь, в усадьбе Троицкое-Богородское Самарской области.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема