Там, где река Сызрань впадает в Волгу, в 1683 году Петр Первый основал город-крепость. Боярам, которые принимали деятельное участие в строительстве этого форпоста, самодержец щедро раздавал окрестные земли. Обширный участок в двадцати верстах от Сызрани достался воеводе Семену Константиновичу Дмитриеву. Он основал здесь село, назвал его Семеновка-Дмитриево и разделил между двумя своими сыновьями – Яковом и Иваном.
Свое более позднее название – Троицкое, а точнее – Троицкое-Богородское, селение приобрело после того, как здесь были построены два храма – Казанской иконы Божией Матери и Святой Троицы. От Казанской церкви, которую поставил Иван Семенович Дмитриев, сейчас, к сожалению, остался только каменный остов. А вот Троицкий храм уцелел, и у нас есть возможность оценить достоинства этого архитектурного шедевра начала восемнадцатого века. Изначально это было строгое классическое здание – восьмерик на четверике, с единственным небольшим куполом на восьмигранном скате крыши. В девятнадцатом веке отдельно стоящую колокольню соединили с храмом, пристроив также два боковых придела.
Про колокольню стоит сказать особо. Эту многоярусную стройную красавицу сравнивают с московской колокольней Ивана Великого. Нет, до восьмидесяти метров Троицкая, как Ивановская, конечно, не дотягивает, а вот формой – очень похожа. Колокольня интересна еще и тем, что в ней провела последние дни своей жизни основательница храма, вдова Якова Дмитриева - Екатерина Ивановна. На втором ярусе, под звонницей, у нее была устроена маленькая комнатка. Три окна этой кельи выходили на север, юг и на запад, а с восточной стороны проем был закрыт иконами – эта ниша служила безутешной вдове окном в иной, лучший мир.
Кстати, Екатерина Ивановна была прабабкой известного баснописца Ивана Ивановича Дмитриева – того самого, который ввел в русский алфавит букву «ё». Сейчас, конечно, не многие смогут припомнить дмитриевские произведения. Но о его популярности в конце восемнадцатого века говорит такой, например, факт: первые басни Ивана Андреевича Крылова были опубликованы с пометкой «рекомендованы Дмитриевым».
В гостях у Ивана Ивановича бывали многие именитые литераторы – и тому есть свидетельства. Так, сохранился рисунок Василия Жуковского, на котором запечатлен знаменитый парк Дмитриевской усадьбы. К сожалению, после революции с парком обходились безжалостно – из вековых сосен строили амбары для зерна, реликтовые дубы шли на растопку. Но все-таки уникальный дендрарий жив и сейчас приятно побродить здесь по старинным аллеям, которые расположены так же, как на рисунке Жуковского – четыре продольных, три поперечных.
Если вспомнить знаменитую фразу «живая история» - это здесь, в усадьбе Троицкое-Богородское Самарской области.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











