Там, где река Сызрань впадает в Волгу, в 1683 году Петр Первый основал город-крепость. Боярам, которые принимали деятельное участие в строительстве этого форпоста, самодержец щедро раздавал окрестные земли. Обширный участок в двадцати верстах от Сызрани достался воеводе Семену Константиновичу Дмитриеву. Он основал здесь село, назвал его Семеновка-Дмитриево и разделил между двумя своими сыновьями – Яковом и Иваном.
Свое более позднее название – Троицкое, а точнее – Троицкое-Богородское, селение приобрело после того, как здесь были построены два храма – Казанской иконы Божией Матери и Святой Троицы. От Казанской церкви, которую поставил Иван Семенович Дмитриев, сейчас, к сожалению, остался только каменный остов. А вот Троицкий храм уцелел, и у нас есть возможность оценить достоинства этого архитектурного шедевра начала восемнадцатого века. Изначально это было строгое классическое здание – восьмерик на четверике, с единственным небольшим куполом на восьмигранном скате крыши. В девятнадцатом веке отдельно стоящую колокольню соединили с храмом, пристроив также два боковых придела.
Про колокольню стоит сказать особо. Эту многоярусную стройную красавицу сравнивают с московской колокольней Ивана Великого. Нет, до восьмидесяти метров Троицкая, как Ивановская, конечно, не дотягивает, а вот формой – очень похожа. Колокольня интересна еще и тем, что в ней провела последние дни своей жизни основательница храма, вдова Якова Дмитриева - Екатерина Ивановна. На втором ярусе, под звонницей, у нее была устроена маленькая комнатка. Три окна этой кельи выходили на север, юг и на запад, а с восточной стороны проем был закрыт иконами – эта ниша служила безутешной вдове окном в иной, лучший мир.
Кстати, Екатерина Ивановна была прабабкой известного баснописца Ивана Ивановича Дмитриева – того самого, который ввел в русский алфавит букву «ё». Сейчас, конечно, не многие смогут припомнить дмитриевские произведения. Но о его популярности в конце восемнадцатого века говорит такой, например, факт: первые басни Ивана Андреевича Крылова были опубликованы с пометкой «рекомендованы Дмитриевым».
В гостях у Ивана Ивановича бывали многие именитые литераторы – и тому есть свидетельства. Так, сохранился рисунок Василия Жуковского, на котором запечатлен знаменитый парк Дмитриевской усадьбы. К сожалению, после революции с парком обходились безжалостно – из вековых сосен строили амбары для зерна, реликтовые дубы шли на растопку. Но все-таки уникальный дендрарий жив и сейчас приятно побродить здесь по старинным аллеям, которые расположены так же, как на рисунке Жуковского – четыре продольных, три поперечных.
Если вспомнить знаменитую фразу «живая история» - это здесь, в усадьбе Троицкое-Богородское Самарской области.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема