Выражение «третье небо» известно нам благодаря апостолу Павлу, и его Второму посланию к Коринфянам.
Апостол написал его с целью уберечь коринфян от негативного влияния иудействующих. Те хотели подорвать авторитет Павла среди христиан, и апостол был вынужден вступить в борьбу за своих чад. Эта цель всецело отражена в содержании Послания. Апостол пишет о величии новозаветного служения и о характере своей деятельности. Апостол понимал, что коринфяне ждут от него каких-то чудесных знамений, подтверждающих истинность его апостольского достоинства. И стремясь подкрепить слова яркими примерами, Павел пишет (цитата):
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».
Апостол Павел рассказывает коринфянам о своих впечатлениях ни много, ни мало от пребывания на небе.
Как это произошло для апостола до сих пор остаётся загадкой. Произошедшее было настолько удивительным, что и спустя время апостол до конца не может осознать это. Однако событие случилось с ним, и случилось в начале его служения. Апостол пишет, что находился в особом пророческом состоянии и был вознесён до третьего неба. Участвовало ли его тело или он был возносим туда только в своём духе неизвестно, но так было.
Более апостол о третьем небе больше не поясняет, и толкование усматривает в этом то, что аудитории, для которой он писал, это понятие было знакомо.
В иудейском предании существовало представление о трех небесных пространствах: первом — облачном, втором — звёздном, которое находится на высоте солнца и третьем — высшем, где находится престол Божий.
Далее Апостол Павел с уверенностью сообщает, что он был (цитата): «восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».
Достигнув третьего неба, апостол очутился в раю, в месте присутствия Бога. Он говорит, возможно, о хвале, какая в раю возносится Богу устами ангелов и святых. Такой хвалы не может произнести своими устами смертный.
Апостол пишет о третьем небе, и имеет в виду чрезвычайное возвышение, выше которого не бывает. А мы сегодня используем его для обозначения состояния наивысшего счастья.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.