Томаса Барнардо называли отцом ничьих детей, а помощь, которую он оказывал маленьким сиротам - крестовым походом против беспризорности. Сорок лет своей жизни благотворитель отдал спасению мальчишек и девчонок. Он не только давал им крышу над головой, он дарил шанс на достойную жизнь.
Томас родился в 1845 году в Дублине. С юности готовил себя к миссионерской работе и переехав в Лондон, стал учиться на врача. К этому времени ситуация с обездоленными детьми в Англии приобрела масштаб катастрофы. Общество било в набат. Не услышать его Барнардо не мог. Он писал: «Казалось, рука самого Господа отдёрнула завесу, скрывавшую от моих глаз невзгоды жалкой ребячей жизни на улицах Лондона».
В 1870 году Томас открыл свой первый воспитательно-образовательный дом для мальчиков. Над его входом висел плакат: «Нуждающемуся ребёнку тут никогда не будет отказано». В поисках детей Барнардо ходил по бедным кварталам Лондона, ночами с фонарём в руках обследовал крыши, где спали беспризорники. В детский дом Томас никого не привозил насильно. Мальчики приходили сами и в любой момент могли уйти. Только никто из них этого не делал. Ведь попадали они не в обычный приют с тюремными нравами, а в учреждение, где было интересно.
В доме имелись начальная и средняя школы, ремесленные мастерские, обучающие профессии столяра и сапожника, пожарная команда, оркестр и даже театр. Были и спортивные кружки, в которых мальчишки играли в футбол и занимались боксом. Кроме детей, в доме постоянно жили преподаватели. Питомцев разбивали на группы, и за каждой присматривал свой воспитатель. Дисциплина поддерживалась строгая, почти армейская. Но Барнардо понимал: с мальчиками иначе нельзя.
А вскоре в пригороде Лондона Томас открыл и деревню для девочек. На территории своего поместья он построил 65 коттеджей. Барышни тоже жили небольшими группами с воспитательницей во главе. Но в отличие от мальчиков, им разрешали заводить домашних животных. Учебный процесс и здесь был напряжённым. Из воспитанниц готовили гувернанток, учительниц, сестёр милосердия. Высокопрофессиональных выпускниц этого приюта приглашали работать даже в королевский дворец.
Всего за неполных восемь лет Барнардо сумел создать полсотни детских домов. Все они содержались за счёт пожертвований. Поиском спонсоров Томас занимался постоянно. И отказать настойчивому доктору, который переживал за каждого своего питомца, мало кто мог. Барнардо сам был отцом семерых детей. Он прекрасно понимал, что семью ребёнку не может заменить никто. Поэтому находил малышам приёмных родителей. Семейство самого Барнардо переживало трагедию. Одна из дочерей доктора родилась с синдромом Дауна. Страдания девочки сподвигли отца и на строительство домов для больных детей.
Идя в ногу с новым, 20-ым веком, Томас открыл специальное военно-морское училище. Туда он определял подростков-хулиганов и решал сразу две проблемы: спасал общество от малолетних правонарушителей и готовил прекрасные кадры для флота. Мальчики-моряки могли не беспокоиться о своём будущем. Им гарантировалась интересная и безбедная жизнь.
Томас Барнардо, создавший за свою жизнь 112 детских домов, мечтал о временах, когда в приютах не будет нужды. Об этом болело его сердце. В 1905 году оно перестало биться. Шестьдесят тысяч человек, которым доктор не дал погибнуть, прийти на похороны, конечно, не могли. Но такого скопления людей, как в тот хмурый день, Лондон, пожалуй, не помнил. Давно уже проехал траурный кортеж, а люди всё стояли, не надевая шляп, утирая слёзы печали и благодарности.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!