Томаса Барнардо называли отцом ничьих детей, а помощь, которую он оказывал маленьким сиротам - крестовым походом против беспризорности. Сорок лет своей жизни благотворитель отдал спасению мальчишек и девчонок. Он не только давал им крышу над головой, он дарил шанс на достойную жизнь.
Томас родился в 1845 году в Дублине. С юности готовил себя к миссионерской работе и переехав в Лондон, стал учиться на врача. К этому времени ситуация с обездоленными детьми в Англии приобрела масштаб катастрофы. Общество било в набат. Не услышать его Барнардо не мог. Он писал: «Казалось, рука самого Господа отдёрнула завесу, скрывавшую от моих глаз невзгоды жалкой ребячей жизни на улицах Лондона».
В 1870 году Томас открыл свой первый воспитательно-образовательный дом для мальчиков. Над его входом висел плакат: «Нуждающемуся ребёнку тут никогда не будет отказано». В поисках детей Барнардо ходил по бедным кварталам Лондона, ночами с фонарём в руках обследовал крыши, где спали беспризорники. В детский дом Томас никого не привозил насильно. Мальчики приходили сами и в любой момент могли уйти. Только никто из них этого не делал. Ведь попадали они не в обычный приют с тюремными нравами, а в учреждение, где было интересно.
В доме имелись начальная и средняя школы, ремесленные мастерские, обучающие профессии столяра и сапожника, пожарная команда, оркестр и даже театр. Были и спортивные кружки, в которых мальчишки играли в футбол и занимались боксом. Кроме детей, в доме постоянно жили преподаватели. Питомцев разбивали на группы, и за каждой присматривал свой воспитатель. Дисциплина поддерживалась строгая, почти армейская. Но Барнардо понимал: с мальчиками иначе нельзя.
А вскоре в пригороде Лондона Томас открыл и деревню для девочек. На территории своего поместья он построил 65 коттеджей. Барышни тоже жили небольшими группами с воспитательницей во главе. Но в отличие от мальчиков, им разрешали заводить домашних животных. Учебный процесс и здесь был напряжённым. Из воспитанниц готовили гувернанток, учительниц, сестёр милосердия. Высокопрофессиональных выпускниц этого приюта приглашали работать даже в королевский дворец.
Всего за неполных восемь лет Барнардо сумел создать полсотни детских домов. Все они содержались за счёт пожертвований. Поиском спонсоров Томас занимался постоянно. И отказать настойчивому доктору, который переживал за каждого своего питомца, мало кто мог. Барнардо сам был отцом семерых детей. Он прекрасно понимал, что семью ребёнку не может заменить никто. Поэтому находил малышам приёмных родителей. Семейство самого Барнардо переживало трагедию. Одна из дочерей доктора родилась с синдромом Дауна. Страдания девочки сподвигли отца и на строительство домов для больных детей.
Идя в ногу с новым, 20-ым веком, Томас открыл специальное военно-морское училище. Туда он определял подростков-хулиганов и решал сразу две проблемы: спасал общество от малолетних правонарушителей и готовил прекрасные кадры для флота. Мальчики-моряки могли не беспокоиться о своём будущем. Им гарантировалась интересная и безбедная жизнь.
Томас Барнардо, создавший за свою жизнь 112 детских домов, мечтал о временах, когда в приютах не будет нужды. Об этом болело его сердце. В 1905 году оно перестало биться. Шестьдесят тысяч человек, которым доктор не дал погибнуть, прийти на похороны, конечно, не могли. Но такого скопления людей, как в тот хмурый день, Лондон, пожалуй, не помнил. Давно уже проехал траурный кортеж, а люди всё стояли, не надевая шляп, утирая слёзы печали и благодарности.
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











