Прочитала в «Российской газете» об одном иностранце, переехавшем жить в нашу страну, и хочу поделиться с вами этой удивительной историей.
Африканец Хафиз Баси родился в 1988 году. В 2010-м он прилетел из Судана в Россию, чтобы стать студентом Уральского федерального университета в Екатеринбурге. Но изучение менеджмента на одноимённом факультете оказалось недолгим. Вскоре жизнь молодого человека кардинально изменилась: 1 мая 2012 года он принял крещение с именем Харисим. Темнокожий иностранец, бывший мусульманин, ушёл из Уральского университета и поступил в Екатеринбургскую духовную семинарию. Сделал это буквально под страхом смерти, ведь на его родине вероотступничество карается смертной казнью!
Своё желание стать христианином сам Харисим называет чудом. Всё началось в 2011 году, когда в Екатеринбург привезли Пояс Пресвятой Богородицы. Студент Баси, каждый день проходивший мимо Свято-Троицкого собора, увидел огромную очередь в храм и спросил о причине её появления. Рассказы верующих о реликвии настолько заинтересовали Хафиза, что он прослушал в интернете курс лекций о различиях между Кораном и Евангелием, а затем приступил к чтению Нового Завета. Только после этого африканец зашёл в Свято-Троицкий собор, где познакомился со священником.
Приняв решение креститься, Хафиз сообщил о нём семье — родителям, братьям и сёстрам. Мама плакала, отец угрожал оставить без денег, но их сын поступил так, как подсказало ему сердце.
Митрополит Кирилл Екатеринбургский, заметив однажды Харисима в храме, попросил его почитать в Пасху Евангелие на арабском языке (по обычаю, в первый день Воскресения Христова на литургии принято читать отрывок из Евангелия от Иоанна на разных языках). А через месяц после Пасхи владыка предложил темнокожему христианину место своего помощника. Так Харисим стал иподиаконом.
В будущем молодой человек видит себя миссионером, планирует проповедовать христианство в африканских и других странах. А я вспоминаю темнокожего семинариста из Судана всякий раз, когда слышу, что кто-то боится изменений в своей жизни. Этот человек не испугался кардинальных перемен, выдержал все испытания на пути к своей цели и обрёл самое главное — веру в Бога!
Все выпуски программы Живут такие люди
4 октября. О личности святителя Димитрия Ростовского
Сегодня 4 октября. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, жившего в XVI веке.
О его личности, — священник Захарий Савельев.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер