Сколько я слышу разговоров о так называемых «вредных бабушках». Особенно пугали эти рассказы в период моего воцерковления.
Одним незнакомые женщины в церкви сделали грубое замечание, других осудили за внешний вид, а чьих-то детей выводили в притвор храма за плохое поведение.
Оказаться на месте этих людей мне совсем не хотелось. Я заранее решила изучить правила поведения в храме, тексты молитв и смысл Богослужений. Приходила в храм довольная тем как я хорошо всё прочитала и любому могу объяснить своими словами, что тут происходит.
Чем больше я читала книги и сравнивала написанное с поведением людей в церкви, тем больше внутри меня возникало раздражения и осуждения. Я шла в храм будто бы уже не молиться, а с целью найти какую-то новую ошибку в поведении окружающих. И находила!
Однажды я пришла на утреннюю службу. Во время литургии, когда диакон произносил: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните» и большинство людей в храме в этот момент кланялись, я вспоминала прочитанную накануне книгу. В ней было четко написано: что оглашенные, так их называли в древности, — это не крещеные люди, а ещё только готовящиеся принять Святое Крещение.
«Ага! Попались, бабульки!?! Вот я и нашла ваши пробелы в знаниях! Крещённые все, а кланяетесь будто оглашенные» — думала я.
Н вечерней службе, когда читали Псалтирь, я внимательно слушала каждое слово, только не с целью понять о чём оно. Я слушала правильно ли чтец ставит ударение в церковно-славянских словах.
И когда находила ошибки, с недовольным лицом шептала правильный вариант произношения, а в случаях, если видела заминки в чтении и вовсе могла громко «подсказать» что там дальше написано.
«Ну как так? Я сижу, значит, учу как все надо петь, читать. Прихожу, а другие даже не удосужились запомнить ударение в слове» — возмущалась про себя я.
На следующий день я пошла на службу в один известный Московский храм и позвала с собой подругу. Предел моего терпения был исчерпан уже в притворе этого храма. Там я увидела группу женщин с непокрытой головой и в спортивных костюмах. Так они простояли всю службу, и никто им не сделал никакого замечания.
Мы переглянулись с подругой и стали осуждать внешний вид прихожан.
«Да! У нас вот так не ходят!» — начала Люда, так звали мою подругу.
«Ага! А здесь совсем распустились» — возмущалась я
И вдруг в мою голову пришла совсем другая мысль:
Я не заметила, как сама превратилась в ту самую бабушку, которая вместо того, чтобы радоваться, что человек вообще пришёл в храм, начинает осуждать что всё не так, не по канонам и неправильно.
Своими размышлениями я поделилась с Людой. И мы искренне засмеялись! Сами над собой.
«Да...мы с тобой сами стали как бабушки. Завтра идем на исповедь» — решили мы.
Хорошо бы заметить вовремя в себе такой недуг, как превозношение над другими людьми, осуждение и желание поучать и идти сразу с этим на исповедь. Ведь только Бог знает истинные жизненные обстоятельства людей. А наша задача научиться любить человека вне зависимости от того как он одевается и ставит ударения в словах.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.