
Светлана Бакулина
Сколько я слышу разговоров о так называемых «вредных бабушках». Особенно пугали эти рассказы в период моего воцерковления.
Одним незнакомые женщины в церкви сделали грубое замечание, других осудили за внешний вид, а чьих-то детей выводили в притвор храма за плохое поведение.
Оказаться на месте этих людей мне совсем не хотелось. Я заранее решила изучить правила поведения в храме, тексты молитв и смысл Богослужений. Приходила в храм довольная тем как я хорошо всё прочитала и любому могу объяснить своими словами, что тут происходит.
Чем больше я читала книги и сравнивала написанное с поведением людей в церкви, тем больше внутри меня возникало раздражения и осуждения. Я шла в храм будто бы уже не молиться, а с целью найти какую-то новую ошибку в поведении окружающих. И находила!
Однажды я пришла на утреннюю службу. Во время литургии, когда диакон произносил: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните» и большинство людей в храме в этот момент кланялись, я вспоминала прочитанную накануне книгу. В ней было четко написано: что оглашенные, так их называли в древности, — это не крещеные люди, а ещё только готовящиеся принять Святое Крещение.
«Ага! Попались, бабульки!?! Вот я и нашла ваши пробелы в знаниях! Крещённые все, а кланяетесь будто оглашенные» — думала я.
Н вечерней службе, когда читали Псалтирь, я внимательно слушала каждое слово, только не с целью понять о чём оно. Я слушала правильно ли чтец ставит ударение в церковно-славянских словах.
И когда находила ошибки, с недовольным лицом шептала правильный вариант произношения, а в случаях, если видела заминки в чтении и вовсе могла громко «подсказать» что там дальше написано.
«Ну как так? Я сижу, значит, учу как все надо петь, читать. Прихожу, а другие даже не удосужились запомнить ударение в слове» — возмущалась про себя я.
На следующий день я пошла на службу в один известный Московский храм и позвала с собой подругу. Предел моего терпения был исчерпан уже в притворе этого храма. Там я увидела группу женщин с непокрытой головой и в спортивных костюмах. Так они простояли всю службу, и никто им не сделал никакого замечания.
Мы переглянулись с подругой и стали осуждать внешний вид прихожан.
«Да! У нас вот так не ходят!» — начала Люда, так звали мою подругу.
«Ага! А здесь совсем распустились» — возмущалась я
И вдруг в мою голову пришла совсем другая мысль:
Я не заметила, как сама превратилась в ту самую бабушку, которая вместо того, чтобы радоваться, что человек вообще пришёл в храм, начинает осуждать что всё не так, не по канонам и неправильно.
Своими размышлениями я поделилась с Людой. И мы искренне засмеялись! Сами над собой.
«Да...мы с тобой сами стали как бабушки. Завтра идем на исповедь» — решили мы.
Хорошо бы заметить вовремя в себе такой недуг, как превозношение над другими людьми, осуждение и желание поучать и идти сразу с этим на исповедь. Ведь только Бог знает истинные жизненные обстоятельства людей. А наша задача научиться любить человека вне зависимости от того как он одевается и ставит ударения в словах.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











