
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Дом Тайной Вечери, в котором Иисус Христос праздновал ветхозаветную Пасху со своими учениками, окружен ореолом тайны. Уже для самих учеников Христа, двенадцати апостолов, он был загадкой.
Прежде всего, их должно было удивить то, что Учитель намеревался праздновать Пасху не в своем родном доме, а в доме чужом. А ведь по еврейской традиции этот праздник следовало проходить в кругу семьи. Да и сам выбор дома был чудом. Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки:
«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он, и скажите хозяину дома: „Учитель говорит тебе, где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?“ И он покажет вам горницу большую, устланную; там приготовьте».
Учеников, наверно, удивило, что кувшин с водой будет нести в дом мужчина. В древнем Израиле водоносами в доме были женщины. Выходило, что в доме нет женщины. Историкам это дало повод предполагать, что нём собирались дававшие обет безбрачия ессеи. Члены иудейской секты, в учении которых в то время многое перекликалось с нравственным учением Иисуса Христа.
Удивительно и то, что человек с кувшином привел их на гору Сион, к богатому дому, в самом, как говорят ныне, «престижном» квартале Иерусалима. Указанный дом стоял практически в двух шагах от дома первосвященника Каиафы, где несколькими днями раньше состоялось совещание, и было принято решение арестовать Иисуса, судить и казнить Его. Кому принадлежал этот дом, хозяина которого отсутствовал на Тайной Вечери? Многие историки обращают взоры к Никодиму. Никодим был богатым горожанином и членом верховного суда, но при том и — тайным учеником Христа. Он вместе с Иосифом Аримафейским погребал Спасителя после Его распятия.
В этом доме ученики Христа соберутся и позднее. Здесь воскресший Христос явится им до Вознесения, а потом в Сионской Горнице, на втором этаже дома, где Христос праздновал Пасху, произойдет великое чудо — сошествие Святого Духа на апостолов.
Дом Тайной Вечери простоял немногим более шести веков и был разрушен в числе многих других зданий Иерусалима во время персидского нашествия. Здание, которое сохранилось до наших дней, построено на месте Дома Тайной Вечери крестоносцами в XII веке. Поэтому комната, ставшая символической Сионской Горницей, сохранила черты готического стиля той эпохи. Примечательно, что, по иудейскому преданию, на этом же месте был погребен царь Давид, из рода которого вышел Иисус. И со Средних веков на первом этаже дома установлена почитаемая иудеями гробница царя Давида.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
«Больничное служение в зоне СВО». Алексей Заров, Лилиана Эльхассан
У нас в гостях были директор и главный врач Центральной клинической больницы святителя Алексия в Москве Алексей Заров и координатор добровольцев при этой больнице в зоне СВО Лилиана Эльхассан.
Наши гости рассказали о том, каким образом церковная больница организовывает медицинское служение в зоне конфликта, кто становится волонтерами и что заставляет многих из них оставлять доходную профессию, чтобы было больше времени на помощь нуждающимся.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



