Мы все знаем притчу о Хозяине, Который перед отъездом раздал своим работникам по некоторому количеству талантов – то есть крупных денежных сумм. Всем при этом дал учитывая их как говорят «индивидуальные особенности» - то есть по силам. Одному пять – видно, самому крепкому, второму два, третьему один дал. Но уехал, ожидая отдачи. И тем, кому дал «по пять» и «по два» преумножили свои таланты, а вот самый слабенький как-то даже обидел Господина, сказав, что Тот дескать жесток и эгоистичен, а сам тихонечко себе зарыл свой капитал в землю – видимо, банков и сберкасс не было тогда на его пути. Конечно, Господин не преминул выкинуть этого ленивого раба из своих владений, и Его можно понять. И притчу можно понять. И она настолько популярна, что каждый ребенок знает, что талант нельзя зарывать в землю. То есть дан тебе дар какой-то, способность что-то хорошее делать – делай, не сиди! Но вот недавно мне открылась еще одна грань этой истории. Открылась при неожиданных обстоятельствах.
Приехал в гости знакомый доктор. Он кардиолог, но во время работы кардиологом выяснил, что многие проблемы с сердцем происходят из-за проблем с позвоночником. Зажало что-то между лопаток – и вот вам, сердечко может дать сбой. Как хороший доктор, он освоил лечебный массаж. И конечно, страждущие выстроились в очередь. Доктор не знает, как охватить всех за 24 часа в сутки, спит мало, но поскольку любит свою работу и свой талант явно использует во благо людям – он бодр, счастлив и всегда готов поговорить о философском. Много лет помогая пациентам, он слушает их истории жизни – и более того, во многих участвует, помогает чем может. Среди его клиентов – люди самые разные, от миллионеров до нас, простых смертных. Как-то говорит он: «Слушай. Сейчас есть такая мода – люди едут за город, строят там дома, стараются быть ближе к земле. Вот построят дом – и говорят: Все, я пророс в эту землю корнями… Какие корни, хочется крикнуть мне им! Какие тут могут быть корни! Ведь я не один раз и не сто был свидетелем того, что, извините, человек – раз – и исчезает с лица земли – внезапно, и никакие корни его не держат! Вот раз – и стоит этот дом пустой, и где скажи мне эти корни? Поэтому я стараюсь иногда, если это этично, аккуратно поправить пациента: Мой ты дорогой! Корней тут нет. Это твоя гостиница, которая тебе временно дана. Временная гостиница!»
Это рассуждение доктора связалось у меня в голове с притчей о талантах. Нам даны: дары, гостиницы, имущество, радость, счастье, любимые – и все равно придет Господин. Ничто не наше, но вся ответственность за данное нам – на нас. Ничто не наше, но все – нам поручено. Господин спросит: так ли ты любил своих детей, жену, собаку? Свою работу? Я поручил тебе все – но это все мое. Я только буду рад, если ты действовал, а не сидел, как Буратино, обманутый двумя опасными мошенниками, на пустыре, и не поливал свой зарытый талант, приговаривая: крекс-фекс-пекс.
Так из притчи о талантах до меня дошел еще один смысл: ничто не наше, но все нам поручено. И за все порученное спросится. Это выданные нам таланты, не только в смысле «дарования» - а в смысле: все. Наши семьи, родители, друзья, работы, наше свободное время, наше несвободное время, да в конце концов – даже наши домашние коты и хомяки!! Зато если до конца понять эту мысль, можно представить себе очень отрадную картину: мы говорим о корнях, которые не врастают в землю – а растут куда-то вглубь и вверх!
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.