В такси я садился уже очень раздражённым. И дело даже не в том, что вместо трех обещанных минут ожидания я простоял на морозе все десять. И не потому, что машина оказалась без жёлтых номеров — значит, опять будем толкаться в пробке. В машине было прохладно, а я так надеялся, что хоть в салоне отогреюсь. Водитель по моей просьбе вывернул ручку температуры на максимум и быстро пошёл горячий воздух.
Я поймал себя на мысли, что даже эта нахлынувшая из воздуховодов теплота облегчения мне не приносит. Всё плохо, а дальше будет ещё хуже. Как там это называется — уныние, стремительно приближающееся к отчаянию?...
Сквозь динамики приглушённо слышатся какие-то звуки — «тыц, тыц», — но мне даже неохота просить водителя выключить. Какая разница, в конце концов! Когда жизнь — словно треснувшая скорлупа, да только из-под неё так ничего до сих пор и не появилось. То, что было, прошло, новое не наступило. И что самое обидное — никакого смысла в этом внутреннем раздрае тоже не просматривалось.
В большое салонное зеркало мне было хорошо видно лицо водителя. Мужчина средних лет интеллигентного вида был спокоен, доволен и даже выглядел вполне счастливым. Ему бы в пиджачке с галстуком где-нибудь в офисе сотрудниками руководить, а не баранку крутить! И чего только он такой довольный?
Обменявшись парой ни к чему не обязывающих фраз, я ещё раз убедился, что у него — всё в порядке. Меня так и подмывало спросить, чего он такой невозмутимо-радостный.
«Вы такой счастливый! Может, у вас недавно какое-то радостное событие произошло? Давайте догадаюсь: долгожданный сынок родился? да?»
В ответ водитель улыбается. «Не, сынку уже восемь. И дочка тоже есть. Всё в порядке, как и было задумано!»
Повисла пауза. И я решился.
«Скажите, а вот как бы вы ответили на вопрос — в чем смысл жизни?»
Не задумавшись ни на мгновение — как будто бы его регулярно спрашивает об этом каждый третий пассажир — водитель неторопливо говорит: «Развитие — вот и весь смысл! Вся жизнь — это ведь всего лишь школа — а кто в школе не хочет учиться, идёт дворником работать!» — и слегка рассмеялся.
«Понятно, — несколько удивлённо отвечаю я. Вы, наверное, где-то ещё образование получаете?»
И тут он рассмеялся от души. «Да что вы, какое там образование! Я же день-деньской за рулём. Дома отдыхаю, семейные хлопоты. Для меня развитие — это прежде всего не быть упёртым „ботаником“, который кроме своих проблем ничего и никого вокруг не видит. Знаете, встречаются такие люди, которые настолько поглощены собой, что словно вся вселенная только и должна что вокруг них вращаться. А я просто люблю жизнь такой, какая она есть — с её сложностями и проблемами, дождями и морозами, пробками и ссорами. Ведь если Бог в этом мире — главный Рулевой, значит, для чего-то всё это надо. Он ведь умнее нас — и что нам голову ломать? Делай то, что должен делать, не будь дураком, смотри внимательно по сторонам, лови каждый миг — вот и весь рецепт счастья! Да, и главное — не унывать!»
В салоне уже жарко. Да и на душе — отлегло. Трудно нам, ботаникам, кандидатам наук — мы словно головастики: голова раздутая, для тела — неподъёмная. Вот и перевешивает всё время, и вниз тянет. Главное — не унывать! Потому что жизнь — всё равно прекрасна, даже если мы очень этого не хотим видеть!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема