Днем 1854 года американский миссионер Джеймс Барклай вышел со своей собакой на традиционную проулку по улицам древнего Иерусалима. Не смотря на то, что пастор жил в этих краях уже четыре года, открывающийся вид на библейские места завораживал. В какой-то момент американец с удивлением обнаружил, что собака, рывшаяся в земле неподалеку от Дамасских, ворот пропала. Пастор не на шутку обеспокоился исчезновением друга. Он звал, бегал вдоль ветхих городских стен - но все было напрасно. Над городом уже сгустились сумерки.
Вдруг Барклай услышал из-под земли глухое тяфканье. Позвав подмогу со светильниками, американец полез в свежевырытую нору. Каково же было удивление спасателей, когда перед их взорами предстала огромная пещера, уходящая вглубь скалы на сотни метров! Никто даже не догадывался о ее существовании! Кто и когда вырыл эти катакомбы? На помощь пришли историки, окрестившие выдолбленное под Иерусалимом пространство именами сразу двух библейских правителей.
Рассказывает Михаил Штереншис:
Пещера царя Седекии и второе ее название - каменоломни царя Соломона. Эта пещера, которая идет под старым городом, она занимает примерно четверть старого города, стоит на пустом месте. Страшного продолжения пещера! Это действительно была каменоломня, которая со времен царя Соломона, который строил храм, использовалась, чтобы добывать камень. Почему царя Хезкии? Потому что он прятался там во время его проблем с вавилонянами.
Незадачливый иудейский правитель был пойман при выходе из пещеры и ослеплен. Открытая пещера еще раз подтвердила истинность библейского повествования. Позже многие другие с большими или меньшим успехом скрывались в этих пещерах во время осады Иерусалима и проводя в подземных лабиринтах дни, недели и месяцы. Столь длительное пребывание внутри было возможно благодаря многочисленным источникам, дающих достаточно воды для десятков и даже сотен беженцев. Памятуя о неудачливом царе, сочащаяся повсюду влага называется Слезами Седекии. Согласно легенде именно в этих пещерах проводили свои ритуалы масоны, поскольку считали царя Соломона своим духовным предшественником.
Рассказывает Михаил Штереншис:
Это было тайное место встреч различных. Мы точно знаем, что она существовала, что там нет никакого культурного слоя. Она существовала при Христе и 90-95 процентов, что он мог находиться там и читать свои проповеди.
В XVI веке во время возведения Сулейманом Великолепным городской стены, эта пещера была замурована из-за опасения, что враг может пробраться в город из-под земли. Действительно пещеры многоуровневые, каждый зал имеет 5-6 выходов, каждый тоннель разветвляется каждые несколько метров - здесь все рассчитано на то, чтобы только знающие люди могли найти дорогу в этом лабиринте.
Именно поэтому каменоломни окружают многочисленные легенды о спрятанных в ней сокровищах. Не смотря на многочисленные археологические экспедиции, они еще не найдены. Кто знает, что хранят в себе эти еще не до конца исследованные пещеры?
Но одну тайну ученые разгадали точно. Именно из этих каменоломен добывали строительный материал для постройки Первого храма, возведенного царем Соломоном. Как написано в 3-й книге Царств над строительством святыни трудились «семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков», возводивших строение из «камней больших, камней дорогих». Самый дорогой и самый качественный местного известняка называется "мелхЭ", что значит царский. Он легок для обработки и его относительно легко добывать из общей породы. Но под воздействием солнечного света, камни становятся все крепче и тверже, а их белый цвет похож на итальянский мрамор. Вести строительные материалы издалека, в расположенные в горах Иерусалим сложно и накладно. Откуда же его добывали? Рукотворные пещеры, а вернее сеть катакомб дала ответ на этот вопрос.
Царский известняк добывали недалеко от стройки величественного храма, возведенного на иерусалимской горе МориА и описанном в библейских повествованиях, как одного из самых красивейших на земле.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов