Днем 1854 года американский миссионер Джеймс Барклай вышел со своей собакой на традиционную проулку по улицам древнего Иерусалима. Не смотря на то, что пастор жил в этих краях уже четыре года, открывающийся вид на библейские места завораживал. В какой-то момент американец с удивлением обнаружил, что собака, рывшаяся в земле неподалеку от Дамасских, ворот пропала. Пастор не на шутку обеспокоился исчезновением друга. Он звал, бегал вдоль ветхих городских стен - но все было напрасно. Над городом уже сгустились сумерки.
Вдруг Барклай услышал из-под земли глухое тяфканье. Позвав подмогу со светильниками, американец полез в свежевырытую нору. Каково же было удивление спасателей, когда перед их взорами предстала огромная пещера, уходящая вглубь скалы на сотни метров! Никто даже не догадывался о ее существовании! Кто и когда вырыл эти катакомбы? На помощь пришли историки, окрестившие выдолбленное под Иерусалимом пространство именами сразу двух библейских правителей.
Рассказывает Михаил Штереншис:
Пещера царя Седекии и второе ее название - каменоломни царя Соломона. Эта пещера, которая идет под старым городом, она занимает примерно четверть старого города, стоит на пустом месте. Страшного продолжения пещера! Это действительно была каменоломня, которая со времен царя Соломона, который строил храм, использовалась, чтобы добывать камень. Почему царя Хезкии? Потому что он прятался там во время его проблем с вавилонянами.
Незадачливый иудейский правитель был пойман при выходе из пещеры и ослеплен. Открытая пещера еще раз подтвердила истинность библейского повествования. Позже многие другие с большими или меньшим успехом скрывались в этих пещерах во время осады Иерусалима и проводя в подземных лабиринтах дни, недели и месяцы. Столь длительное пребывание внутри было возможно благодаря многочисленным источникам, дающих достаточно воды для десятков и даже сотен беженцев. Памятуя о неудачливом царе, сочащаяся повсюду влага называется Слезами Седекии. Согласно легенде именно в этих пещерах проводили свои ритуалы масоны, поскольку считали царя Соломона своим духовным предшественником.
Рассказывает Михаил Штереншис:
Это было тайное место встреч различных. Мы точно знаем, что она существовала, что там нет никакого культурного слоя. Она существовала при Христе и 90-95 процентов, что он мог находиться там и читать свои проповеди.
В XVI веке во время возведения Сулейманом Великолепным городской стены, эта пещера была замурована из-за опасения, что враг может пробраться в город из-под земли. Действительно пещеры многоуровневые, каждый зал имеет 5-6 выходов, каждый тоннель разветвляется каждые несколько метров - здесь все рассчитано на то, чтобы только знающие люди могли найти дорогу в этом лабиринте.
Именно поэтому каменоломни окружают многочисленные легенды о спрятанных в ней сокровищах. Не смотря на многочисленные археологические экспедиции, они еще не найдены. Кто знает, что хранят в себе эти еще не до конца исследованные пещеры?
Но одну тайну ученые разгадали точно. Именно из этих каменоломен добывали строительный материал для постройки Первого храма, возведенного царем Соломоном. Как написано в 3-й книге Царств над строительством святыни трудились «семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков», возводивших строение из «камней больших, камней дорогих». Самый дорогой и самый качественный местного известняка называется "мелхЭ", что значит царский. Он легок для обработки и его относительно легко добывать из общей породы. Но под воздействием солнечного света, камни становятся все крепче и тверже, а их белый цвет похож на итальянский мрамор. Вести строительные материалы издалека, в расположенные в горах Иерусалим сложно и накладно. Откуда же его добывали? Рукотворные пещеры, а вернее сеть катакомб дала ответ на этот вопрос.
Царский известняк добывали недалеко от стройки величественного храма, возведенного на иерусалимской горе МориА и описанном в библейских повествованиях, как одного из самых красивейших на земле.
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер