
Самые известные русские писатели в разное время обращались к теме праздника Пасхи. Произведения, посвящённые Светлому Христову Воскресению есть у Антона Чехова, Ивана Шмелёва, Николая Лескова, Владимира Набокова и многих других. Но не только классики черпали вдохновение в Празднике праздников. Современные писатели, журналисты и публицисты, оказывается, тоже не обошли стороной эту тему. Их осмысление пасхальной радости, её глубины и преображающей силы, можно найти под обложкой сборника «Тайна Воскресения. Рассказы и размышления современных писателей».
Среди авторов сборника — священники Артемий Владимиров и Николай Агафонов, писатели Владимир Крупин, Александр Сегень, Борис Ширяев, Ирина Ордынская и многие другие. Все они напоминают нам, что Пасха Христова являет собой вершину христианской радости, она — свидетельство того, что земные страдания и смерть не вечны. Вечна — жизнь. Светлым настроением пронизаны все тексты сборника. Они очень разные по содержанию. Это и воспоминания, и непридуманные истории, и путевые заметки, и мысли вслух. А сами пасхальные сюжеты порой совсем не похожи на привычные литературные. К примеру, известный современный православный писатель, священник Сергий Круглов, неожиданно вспоминает песню из кинофильма «Земля Санникова»: «Есть только миг между прошлым и будущим / Именно он называется жизнь». И размышляет о том, что же такое жизнь — краткий миг перед вечностью? А может быть, жизнь — это всё-таки процесс, долгая и упорная борьба на пути к Воскресению, в которой нам помогает Сам Бог?
Удивительную историю предлагает читателям журналист и писатель Денис Ахалашвили в рассказе «Пасхальная ночь в Дахау». Автору, в свою очередь, её поведал архиепископ Клинский Лонгин, лично знакомый с бывшим узником этого фашистского лагеря смерти и знавший обо всём с его слов. Оказывается, освобождение Дахау в 1945-м году произошло на Светлой седмице! 29 мая войска союзников начали освободительную операцию, и уже 6 июня, на Пасху, в барак, где заключённые тайно устроили часовню, пришли священники, чтобы провести праздничную Литургию. В этой импровизированной часовне не было ничего, кроме стола и маленькой иконы Богородицы. Но пасхальная радость переполняла всех присутствующих. «Не было в нашей жизни такого пасхального Богослужения, как в Светлое Христово Воскресение 6 мая 1945 года», — приводит автор слова участника этой удивительной Литургии.
Уникальный опыт человека, жизнь и душа которого преображается в свете Христовой Пасхи и наполняется чудом, найдём мы на страницах сборника «Тайна Воскресения. Рассказы и размышления современных писателей». И вместе с авторами и героями книги радостно воскликнем вечные слова: «Христос Воскресе!»
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема