
Самые известные русские писатели в разное время обращались к теме праздника Пасхи. Произведения, посвящённые Светлому Христову Воскресению есть у Антона Чехова, Ивана Шмелёва, Николая Лескова, Владимира Набокова и многих других. Но не только классики черпали вдохновение в Празднике праздников. Современные писатели, журналисты и публицисты, оказывается, тоже не обошли стороной эту тему. Их осмысление пасхальной радости, её глубины и преображающей силы, можно найти под обложкой сборника «Тайна Воскресения. Рассказы и размышления современных писателей».
Среди авторов сборника — священники Артемий Владимиров и Николай Агафонов, писатели Владимир Крупин, Александр Сегень, Борис Ширяев, Ирина Ордынская и многие другие. Все они напоминают нам, что Пасха Христова являет собой вершину христианской радости, она — свидетельство того, что земные страдания и смерть не вечны. Вечна — жизнь. Светлым настроением пронизаны все тексты сборника. Они очень разные по содержанию. Это и воспоминания, и непридуманные истории, и путевые заметки, и мысли вслух. А сами пасхальные сюжеты порой совсем не похожи на привычные литературные. К примеру, известный современный православный писатель, священник Сергий Круглов, неожиданно вспоминает песню из кинофильма «Земля Санникова»: «Есть только миг между прошлым и будущим / Именно он называется жизнь». И размышляет о том, что же такое жизнь — краткий миг перед вечностью? А может быть, жизнь — это всё-таки процесс, долгая и упорная борьба на пути к Воскресению, в которой нам помогает Сам Бог?
Удивительную историю предлагает читателям журналист и писатель Денис Ахалашвили в рассказе «Пасхальная ночь в Дахау». Автору, в свою очередь, её поведал архиепископ Клинский Лонгин, лично знакомый с бывшим узником этого фашистского лагеря смерти и знавший обо всём с его слов. Оказывается, освобождение Дахау в 1945-м году произошло на Светлой седмице! 29 мая войска союзников начали освободительную операцию, и уже 6 июня, на Пасху, в барак, где заключённые тайно устроили часовню, пришли священники, чтобы провести праздничную Литургию. В этой импровизированной часовне не было ничего, кроме стола и маленькой иконы Богородицы. Но пасхальная радость переполняла всех присутствующих. «Не было в нашей жизни такого пасхального Богослужения, как в Светлое Христово Воскресение 6 мая 1945 года», — приводит автор слова участника этой удивительной Литургии.
Уникальный опыт человека, жизнь и душа которого преображается в свете Христовой Пасхи и наполняется чудом, найдём мы на страницах сборника «Тайна Воскресения. Рассказы и размышления современных писателей». И вместе с авторами и героями книги радостно воскликнем вечные слова: «Христос Воскресе!»
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер