Думаю, далеко не все жители Сызрани догадываются, что между Казанским кафедральным собором города и Храмом Христа Спасителя в Москве существует непосредственная связь.
Сызранский Казанский собор строился в тот же промежуток времени, когда и главный храм в Москве. За 25 лет до его заложения, архитектор Константин Андреевич Тон разработал проекты храмов, которые высочайшим Указом были рекомендованы как образцовые. Именно поэтому они находили воплощение и в провинции. Правда, достаточно редко. Одним из таких воплощений и является Казанский кафедральный собор в Сызрани.
К середине XIX века Христорождественский собор на территории Сызранского кремля уже не вмещал всех прихожан быстро растущего города. Население превысило 22 000 человек. Нужен был новый главный соборный храм. Его заложили 26 июля 1866 года на месте разобранной Казанской церкви.
По трём кружкам для приношений на строительство нового храма было собрано более шести тысячи рублей, и в городе закипела всенародная стройка. Наблюдал за строительством архитектор Александр Анатольевич Тамаринский. На строительство собора и каменной колокольни (она стояла отдельно) было потрачено 70 тысяч рублей. 23 декабря 1872 года, через шесть лет от начала строительства, настоятель собора протоиерей Арсений Успенский освятил престол в приделе святого Александра Невского. А через полтора года освятили и главный престол – во имя Казанской иконы Божьей Матери...
В летописи собора сказано: "Икона эта особенно чтится гражданами Сызрани. В память избавления жителей заступлением Богоматери от холеры, свирепствовавшей в городе в 1830 году, установлен на вечные времена Крестный ход 22 октября".
Надо сказать, что отделочные и небольшие строительные работы продолжались довольно долго. Самым крупным было строительство новой колокольни. Перенос колоколов со старой состоялся 9 мая 1906 года в 12 часов дня при большом скоплении прихожан. Казалось, что произошло самое памятное для Сызрани событие. Строительство собора завершено. Но уже 5 июля этого же года город постиг самый страшный в его истории пожар. Он уничтожил 3 540 домов в 126 кварталах, нанеся на 18 млн. рублей убытка. Утром следующего дня в дыму и утреннем тумане сызранцы увидели контур. Собор устоял.
Не смог устоять он против атаки атеистов. К 40-му году в Сызрани прекратили действовать все 15 церквей. Второе рождение собор пережил в 44-м. Оно связано с изменением отношения государства к церкви. Правда, к тому времени от собора остались только голые стены. Но прихожане тут же понесли из дома иконы и деньги на восстановительные работы. 52 года Казанский собор был единственным действующим храмом в Сызрани.
Иной раз задумываешься, какое количество времени, денег и сил затратили большевики на уничтожение того, что уничтожить невозможно. На уничтожение православной веры. А ведь многие из них так этого и не поняли…
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с педагогами общеобразовательных организаций;
— Нравственная основа образования;
— Как представление о счастье определяет личность;
— Религиозные основы нравственности;
— Опасности взаимодействия с искусственным интеллектом;
— «Инаковость» Церкви по сравнению с миром;
— Фестиваль «Звезда Рождества», традиции празднования Рождества Христова;
— Вера как добродетель воли.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 12.12.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также директор интернет-проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— «Трудничество» — традиция волонтерских поездок в монастыри и храмы;
— Фестиваль «Звезда Рождества» и спектакль «12 Рождественских историй»;
— Снятие охранного статуса с большого количества архитектурных памятников Москвы;
— Церковная проповедь в интернете.
Ведущий: Константин Мацан, Алексей Пичугин
Все выпуски программы Журнал
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема











