Современный турецкий город Пам́уккал́е во времена римской империи назывался Иер́аполисом. Во втором веке его епископом был поставлен святой равноапостольный Ав́еркий. Тогда большинство жителей города поклонялись языческим богам и не хотели слушать никаких христианских пр́оповедей. Епископу оставалось только молиться за своих сограждан, уповая на милость Божью к ним. Но вот однажды во время праздника в честь Аполл́она, святой получил от ангела повеление – сокрушить ́идолов. Он немедленно исполнил приказание. Прибежавшие на шум жрецы пришли в ужас, увидев в храме обломки разбитых ст́атуй, и ожидая гнева богов. Весть о поступке епископа быстро облетела город. Собралась разгневанная толпа горожан, которые искали епископа, чтобы убить его за святот́атство.
Горожанин №1
Надо его отправить к императору, чтобы казнь была жестокой!
Горожанин №2
Сжечь его вместе с его домом!
Горожанин №3
Получше что-нибудь скажи! Его дом вспыхнет и все наши дома загорятся! Отрубить ему голову и дело с концом.
Горожанин №1
Вот он! Мы сами его сейчас растерзаем!
Среди народа находилось трое юношей, одержимых б́есов. Когда народ стал приближаться к святому, юноши под действием б́есов вдруг пришли в исступление. Со страшными воплями, они разодрали на себе одежду,стали терзать зубами свои тела и грызть свои руки. Упав на землю, они катались, извергая пену, и кричали ужасными голосами: «Аверкий, заклинаем тебя истинным Богом, которого ты проповедуешь, не мучай нас прежде времени!» Народ, глядя на это ужасное зрелище, пришел в ужас. Святой подошел к юношам, и после молитвы, именем Христовым изгнал бесов. Юноши стали совершенно здоровы. Пораженные чудом, горожане забыли о своем гневе и попросили святого рассказать о Боге, которого он испов́едует. Святой Аверкий день и ночь поучал людей, а утром следующего дня крестил несколько сотен человек.
Весть о чудотворце разнеслась по всей империи. Отовсюду к нему приносили и приводили больных для исцеления. Богатые и бедные, знатные и простолюд́ины получали от него помощь и многие принимали святое крещение. Для того чтобы большее количество людей могли исцелиться от телесных болезней, по молитвам святого из-под земли недалеко от города начали бить горячие целебные источники.
Однажды к нему привели трех слепых женщин. Они сказали, что верят в Иисуса Христа и хотят прозр́еть. Праведник им ответил:
Аверкий
Если вы действительно веруете в истинного Бога, как утверждаете, то увидите свет Его.
Святой погрузился в молитву. Тут же с неба сошел луч неизреч́енного света. Никто не мог вынести его сияния, все упали на землю и только три слепые женщины стояли неподвижно. Когда луч коснулся глаз слепых женщин, они прозрели. Тогда сияние небесного света прекратилось.
Аверкий
Что увидели вы, прежде всего, когда вернулось вам зрение?
Первая.
Я видела Старца ветхого днями, который прикоснулся к оча́м моим.
Вторая.
Я видела прекраснейшего Юношу, который дотронулся до моих оч́ей.
Третья.
А я видела, что оч́ей моих коснулся пресветлый Отрок.
Услышав это, святой и все, бывшие с ним, прославили Бога, Единого в Троице, творящего дивные чудеса.
Спустя несколько лет о святом подвижнике узнал император Марк Авр́елий и послал за ним, чтобы тот помог его дочери, одержимой нечистым духом. Святой исцелил девушку, но от награды отказался. И все же император нашел способ выразить свою благодарность. Он распорядился бесплатно выдавать из своих амбаров пшеницу для иер́апольских бедняков. Этот договор правитель соблюдал всю свою жизнь, и его приемники также. Лишь Юлиан Отст́упник отменил этот указ.
Святой Ав́еркий много времени провел в путешествиях, проповедуя истинную веру Христову, за что его часто сравнивают с апостолом Павлом, а Церковь почитает как равноап́остольного. Но, в конце концов, он вернулся в свой город, где, благодаря его трудам уже все жители были христианами. Тут он мирно скончался в возрасте семидесяти трех лет. Это произошло в 161 году от Рождества Христова.
Но и после его кончины, как от гроба святого, так и от источника теплых вод, извед́енного по его молитвам, подавалось и подается верующим людям множество исцелений.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»