Современный турецкий город Пам́уккал́е во времена римской империи назывался Иер́аполисом. Во втором веке его епископом был поставлен святой равноапостольный Ав́еркий. Тогда большинство жителей города поклонялись языческим богам и не хотели слушать никаких христианских пр́оповедей. Епископу оставалось только молиться за своих сограждан, уповая на милость Божью к ним. Но вот однажды во время праздника в честь Аполл́она, святой получил от ангела повеление – сокрушить ́идолов. Он немедленно исполнил приказание. Прибежавшие на шум жрецы пришли в ужас, увидев в храме обломки разбитых ст́атуй, и ожидая гнева богов. Весть о поступке епископа быстро облетела город. Собралась разгневанная толпа горожан, которые искали епископа, чтобы убить его за святот́атство.
Горожанин №1
Надо его отправить к императору, чтобы казнь была жестокой!
Горожанин №2
Сжечь его вместе с его домом!
Горожанин №3
Получше что-нибудь скажи! Его дом вспыхнет и все наши дома загорятся! Отрубить ему голову и дело с концом.
Горожанин №1
Вот он! Мы сами его сейчас растерзаем!
Среди народа находилось трое юношей, одержимых б́есов. Когда народ стал приближаться к святому, юноши под действием б́есов вдруг пришли в исступление. Со страшными воплями, они разодрали на себе одежду,стали терзать зубами свои тела и грызть свои руки. Упав на землю, они катались, извергая пену, и кричали ужасными голосами: «Аверкий, заклинаем тебя истинным Богом, которого ты проповедуешь, не мучай нас прежде времени!» Народ, глядя на это ужасное зрелище, пришел в ужас. Святой подошел к юношам, и после молитвы, именем Христовым изгнал бесов. Юноши стали совершенно здоровы. Пораженные чудом, горожане забыли о своем гневе и попросили святого рассказать о Боге, которого он испов́едует. Святой Аверкий день и ночь поучал людей, а утром следующего дня крестил несколько сотен человек.
Весть о чудотворце разнеслась по всей империи. Отовсюду к нему приносили и приводили больных для исцеления. Богатые и бедные, знатные и простолюд́ины получали от него помощь и многие принимали святое крещение. Для того чтобы большее количество людей могли исцелиться от телесных болезней, по молитвам святого из-под земли недалеко от города начали бить горячие целебные источники.
Однажды к нему привели трех слепых женщин. Они сказали, что верят в Иисуса Христа и хотят прозр́еть. Праведник им ответил:
Аверкий
Если вы действительно веруете в истинного Бога, как утверждаете, то увидите свет Его.
Святой погрузился в молитву. Тут же с неба сошел луч неизреч́енного света. Никто не мог вынести его сияния, все упали на землю и только три слепые женщины стояли неподвижно. Когда луч коснулся глаз слепых женщин, они прозрели. Тогда сияние небесного света прекратилось.
Аверкий
Что увидели вы, прежде всего, когда вернулось вам зрение?
Первая.
Я видела Старца ветхого днями, который прикоснулся к оча́м моим.
Вторая.
Я видела прекраснейшего Юношу, который дотронулся до моих оч́ей.
Третья.
А я видела, что оч́ей моих коснулся пресветлый Отрок.
Услышав это, святой и все, бывшие с ним, прославили Бога, Единого в Троице, творящего дивные чудеса.
Спустя несколько лет о святом подвижнике узнал император Марк Авр́елий и послал за ним, чтобы тот помог его дочери, одержимой нечистым духом. Святой исцелил девушку, но от награды отказался. И все же император нашел способ выразить свою благодарность. Он распорядился бесплатно выдавать из своих амбаров пшеницу для иер́апольских бедняков. Этот договор правитель соблюдал всю свою жизнь, и его приемники также. Лишь Юлиан Отст́упник отменил этот указ.
Святой Ав́еркий много времени провел в путешествиях, проповедуя истинную веру Христову, за что его часто сравнивают с апостолом Павлом, а Церковь почитает как равноап́остольного. Но, в конце концов, он вернулся в свой город, где, благодаря его трудам уже все жители были христианами. Тут он мирно скончался в возрасте семидесяти трех лет. Это произошло в 161 году от Рождества Христова.
Но и после его кончины, как от гроба святого, так и от источника теплых вод, извед́енного по его молитвам, подавалось и подается верующим людям множество исцелений.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











