Современный турецкий город Пам́уккал́е во времена римской империи назывался Иер́аполисом. Во втором веке его епископом был поставлен святой равноапостольный Ав́еркий. Тогда большинство жителей города поклонялись языческим богам и не хотели слушать никаких христианских пр́оповедей. Епископу оставалось только молиться за своих сограждан, уповая на милость Божью к ним. Но вот однажды во время праздника в честь Аполл́она, святой получил от ангела повеление – сокрушить ́идолов. Он немедленно исполнил приказание. Прибежавшие на шум жрецы пришли в ужас, увидев в храме обломки разбитых ст́атуй, и ожидая гнева богов. Весть о поступке епископа быстро облетела город. Собралась разгневанная толпа горожан, которые искали епископа, чтобы убить его за святот́атство.
Горожанин №1
Надо его отправить к императору, чтобы казнь была жестокой!
Горожанин №2
Сжечь его вместе с его домом!
Горожанин №3
Получше что-нибудь скажи! Его дом вспыхнет и все наши дома загорятся! Отрубить ему голову и дело с концом.
Горожанин №1
Вот он! Мы сами его сейчас растерзаем!
Среди народа находилось трое юношей, одержимых б́есов. Когда народ стал приближаться к святому, юноши под действием б́есов вдруг пришли в исступление. Со страшными воплями, они разодрали на себе одежду,стали терзать зубами свои тела и грызть свои руки. Упав на землю, они катались, извергая пену, и кричали ужасными голосами: «Аверкий, заклинаем тебя истинным Богом, которого ты проповедуешь, не мучай нас прежде времени!» Народ, глядя на это ужасное зрелище, пришел в ужас. Святой подошел к юношам, и после молитвы, именем Христовым изгнал бесов. Юноши стали совершенно здоровы. Пораженные чудом, горожане забыли о своем гневе и попросили святого рассказать о Боге, которого он испов́едует. Святой Аверкий день и ночь поучал людей, а утром следующего дня крестил несколько сотен человек.
Весть о чудотворце разнеслась по всей империи. Отовсюду к нему приносили и приводили больных для исцеления. Богатые и бедные, знатные и простолюд́ины получали от него помощь и многие принимали святое крещение. Для того чтобы большее количество людей могли исцелиться от телесных болезней, по молитвам святого из-под земли недалеко от города начали бить горячие целебные источники.
Однажды к нему привели трех слепых женщин. Они сказали, что верят в Иисуса Христа и хотят прозр́еть. Праведник им ответил:
Аверкий
Если вы действительно веруете в истинного Бога, как утверждаете, то увидите свет Его.
Святой погрузился в молитву. Тут же с неба сошел луч неизреч́енного света. Никто не мог вынести его сияния, все упали на землю и только три слепые женщины стояли неподвижно. Когда луч коснулся глаз слепых женщин, они прозрели. Тогда сияние небесного света прекратилось.
Аверкий
Что увидели вы, прежде всего, когда вернулось вам зрение?
Первая.
Я видела Старца ветхого днями, который прикоснулся к оча́м моим.
Вторая.
Я видела прекраснейшего Юношу, который дотронулся до моих оч́ей.
Третья.
А я видела, что оч́ей моих коснулся пресветлый Отрок.
Услышав это, святой и все, бывшие с ним, прославили Бога, Единого в Троице, творящего дивные чудеса.
Спустя несколько лет о святом подвижнике узнал император Марк Авр́елий и послал за ним, чтобы тот помог его дочери, одержимой нечистым духом. Святой исцелил девушку, но от награды отказался. И все же император нашел способ выразить свою благодарность. Он распорядился бесплатно выдавать из своих амбаров пшеницу для иер́апольских бедняков. Этот договор правитель соблюдал всю свою жизнь, и его приемники также. Лишь Юлиан Отст́упник отменил этот указ.
Святой Ав́еркий много времени провел в путешествиях, проповедуя истинную веру Христову, за что его часто сравнивают с апостолом Павлом, а Церковь почитает как равноап́остольного. Но, в конце концов, он вернулся в свой город, где, благодаря его трудам уже все жители были христианами. Тут он мирно скончался в возрасте семидесяти трех лет. Это произошло в 161 году от Рождества Христова.
Но и после его кончины, как от гроба святого, так и от источника теплых вод, извед́енного по его молитвам, подавалось и подается верующим людям множество исцелений.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.