Первое послание святого Апостола Павла к Тимофею. Глава 6, стихи 11-16.
Уже в первом веке нашей эры христианские общины существовали во всех крупных городах Римской империи. Быстрое распространение христианства стало возможным благодаря горячей проповеди учеников Христа, апостолов. Своей активностью и желанием послужить Спасителю в деле проповеди из числа апостолов выделялся апостол Павел. Он не только лично совершил четыре многолетних миссионерских путешествия, но и собрал рядом с собой талантливых молодых помощников, которые смогли впоследствии достойно продолжить начатый им труд. Любимым учеником апостола Павла был Тимофей из города Листра. Тимофей происходил из семьи грека и еврейки, принявшей христианство. Тимофей был значительно моложе Павла и примкнул в ряды учеников апостола, когда тот посещал с проповедью родной город Тимофея. В Листре Павел побывал примерно в 48-49 годах. С этого времени Тимофей стал верным спутником апостола и его помощником. Павел посылал молодого юношу с проповедью в Коринф, Фессалоники и Филиппы, а примерно в 65 году поставил его епископом, то есть главой, христианской общины Эфеса. Тимофею управлял Эфесской Церковью в непростое время – вскоре в Израиле началось крупное восстание евреев против власти Римской империи, которое было подавлено и результатом которого стало разрушение иерусалимского храма Соломона, главной святыни иудаизма. Но еще до этих печальных событий Тимофею пришлось противостоять различным противникам христианства. Апостол Павел, желая поддержать своего любимого ученика, направил ему послание, вошедшее в состав Библии как Первое послание к Тимофею. Отрывок из него читается сегодня утром во время богослужения.
Сын мой Тимофей, 6.11 преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. 6.12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. 6.13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе 6.14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 6.15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 6.16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Исследователи наследия апостола Павла часто называют Первое послание к Тимофею «пастырским», потому что Павел в нем много внимания уделяет тому, как должен жить и вести себя христианский священнослужитель. И в послании к Тимофею, и в прочих своих произведениях апостол Павел прямо говорит о том, что проповедовать Христа может только тот, кто стремится жить благочестиво и чья совесть не запятнана грехом. Главными качествами, которыми должен обладать православный христианин и, тем более, священнослужитель, Павел называет честность, благочестие, веру, любовь, терпение и кротость. Живя так, христианин, по мысли апостола, сможет достойно свидетельствовать о своей вере окружающим людям. В иных своих посланиях Павел прямо говорит, что честная и добродетельная жизнь являлась его лучшей помощницей в деле проповеди учения Христа. В частности, апостол старался сам обеспечивать свое существование – в Коринфе он, например, делал палатки, не желая быть кому-то обузой. Павел, рассуждая о жизни настоящего христианина, вспоминает то, как Спаситель оказался на суде у Понтия Пилата и поразил того Своей чистосердечностью, кротостью и добротой. Точно также должен, по мысли апостола, должен вести себя каждый христианин, свидетельствуя о своей вере окружающим не только словами, но и самой своей жизнью, основанной на добродетелях.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер