Озеро Ильмень, что раскинулось на многие километры на западе Новгородской области, больше похоже на море. Размеры его таковы, что в иных местах не увидишь противоположный берег. В этот водоем впадает более пятидесяти рек и речушек, а вытекает из него всего одна – Волхов. У истока этой реки, в пяти километрах от Великого Новгорода стоит Свято-Юрьев монастырь, основанный в начале одиннадцатого века князем Ярославом Мудрым. После победы над чудью Ярослав, в крещении Георгий, велел построить на южной окраине города церковь в честь своего святого, Георгия Победоносца, и устроить рядом с ней обитель.
Изначально Георгиевский храм был деревянным, а сто лет спустя великий князь Мстислав Первый решил построить здесь каменный собор. Этот храм – один из самых больших в Великом Новгороде, своими размерами он уступает только Новгородской Софии. Собор выглядит весьма необычно – он увенчан тремя главами, расположенными ассиметрично. В барабане одного из куполов устроена отдельная маленькая церковь. Именно в этом приделе под куполом, а также в лестничной башне, которая к нему ведет, сохранились фрески двенадцатого века, в остальном пространстве собора росписи были переписаны в девятнадцатом столетии.
Взгляд путешественника без сомнения порадует Крестовоздвиженский собор, что стоит на углу северной и восточной стен монастыря. Его венчают пять ярко-голубых куполов, по которым разбросано двести восемь восьмиконечных золотых звезд. К сожалению, в советское время этот храм полностью утратил свои внутренние росписи, и сейчас его стены просто окрашены в белый цвет.
Яркой деталью монастырского архитектурного ансамбля является четырехъярусная колокольня высотой в пятьдесят два метра, построенная в середине девятнадцатого века по проекту великого зодчего Карла Росси. Ее вид одновременно и восхищает, и вызывает недоумение – откуда такая несоразмерность между широким вторым и неожиданно узким третьим ярусами этой ажурной башни? В ответ на этот вопрос вам наверняка расскажут легенду о том, как император Николай Первый вычеркнул из проекта одну ступеньку, чтобы новгородское строение не получилось выше знаменитой Ивановской колокольни московского Кремля.
Во времена Росси особым шиком считались часы, которые были помещены в верхней башенке колокольни и заставляли колокола третьего яруса регулярно отбивать время. Сейчас новое веяние - и там, где прежде находились часы, теперь прикреплены антенны мобильной связи.
Такая техническая оснащенность уже свидетельствует о том, что обитель, несмотря на свой старинный колорит, находится совсем рядом с цивилизацией, а следовательно, добраться до нее проще простого. Несколько минут на автобусе от остановки Сенная площадь – и вы на берегу Волхова, у древних стен Свято-Юрьева монастыря.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.