Все годы существования Советского Союза внутри страны шла, если так можно выразиться, «мирная война» за сохранение духовной жизни и православной веры. Были на этой войне поражения, но были и победы. Пусть небольшие, но по значимости своей вполне сопоставимые с крупнейшими битвами Второй мировой.
Вы только вдумайтесь в эти даты. В 1944 году в городе Кизел Пермского края по ходатайству церковного старосты Алексия Иоанновича Шилкова разрешено открытие часовни. Потом 2 года под его же руководством велась перестройка часовни в храм. И, наконец, накануне праздника Крещения Господня 14 января 1946 года часовня была переосвящена в церковь. Происходило это, в те времена, когда шло глумление над главным нынче храмом Кизеловского прихода – Свято-Николаевским и прихожанам просто некуда было пойти на службу.
История Кизеловского прихода, как и история самого города Кизел, неразрывно связана со знаменитой дворянской фамилией Лазаревых. Её представители владели этими землями 140 лет – с 1778 по 1918 годы. Через десять лет после покупки земель Лазаревы открыли первый завод, а уже через несколько месяцев в селении появилась первая часовня в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, переосвященная в 1803 г. в церковь. Через пять лет был построен второй православный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. А спустя еще полвека – великолепный каменный Свято-Троицкий собор, ставший центром духовной, культурной и общественной жизни Кизеловского горного округа.
То, что зачастую происходило с православными храмами в 20-е и 30-е годы, наверное, можно назвать «особый цинизм». В ночь с 29 на 30 апреля 32-го года, накануне Светлого Христова Воскресения, которое в том году совпало с праздником 1 мая, собор Святой Живоначальной Троицы был взорван. Принадлежавшие приходу земля, дома, ценности и предметы, имевшие духовное и культурное значение были разграблены и уничтожены. Были проведены массовые репрессии против священнослужителей и верующих.
К началу Великой Отечественной войны в Кизеловском районе не осталось ни одного действующего православного храма.
После войны власти всеми силами пытались заменить церковную жизнь – культурной. К 48-му году на фундаменте двух приделов разрушенного Свято-Троицкого собора был выстроен Кизеловский Драматический театр. Потом здание отдали Дворцу пионеров. Но, наконец, 1994-м администрация Кизела передала здание Русской Православной Церкви «в связи с резким ухудшением бюджетного финансирования учреждений образования, а также невозможностью дальнейшего содержания данного здания на балансе отдела культуры».
Финал же этой истории таков: 26 декабря 1996 г. по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия освящен Святой Престол малого придела в честь Святой Живоначальной Троицы, а в 2005 году полностью завершено строительство и установлены колокола на Свято-Николаевском храме города Кизел.
22 мая. О неверии и духовной слепоте фарисеев

В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
О неверии и духовной слепоте фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Эти слова Господа перекликаются с другими Его наставлениями о том, что хулящий Духа Святого не имеет прощения ни в этом веке, ни в будущем, поскольку очевидно отрекается от истины и называет ложь правдой.
Если бы фарисеи не ведали, что творили, если бы очевидно не изобразился перед ними Христос в Божественном Его могуществе, то, может быть, и имели бы оправдание в своем неверии, но поскольку их неверие было в чистом виде свидетельством их злого расположения воли, отрицающим Божество, то и возвещает им Господь непростительность этого состояния и то, что грех их остаётся на них, ибо их слепота не физическая, но добровольная и сердечная.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. О подвиге преподобного Иосифа Оптинского

Сегодня 22 мая. День памяти преподобного Иосифа Оптинского, отошедшего ко Господу в 1911 году.
О его подвиге — священник Николай Яковлев.
Великая тайна промысла Божия приоткрывается нам, человекам, в частности, через святой ангельский образ иноческого жития — особого служения, когда в далёкой пещере или пустыни творится умно-сердечная молитва, и по этой молитве совершается чудо.
Несравненной жемчужиной монашеского подвига, без сомнения, является феномен оптинского старчества. XIX век. Свято-Введенская Оптина пустынь вписывает в свои недра ещё одного светоча для всей православной России — преподобного старца Иосифа.
Яркими качествами старца явились беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Ни с кем батюшка не вёл длинных бесед. Он умел в нескольких словах выразить самое главное — наставить и утешить. Ведь сила его молитвы была выше и драгоценнее любых слов.
Старцу Иосифу часто задавали один и тот же вопрос: «Как же можно узнать прозорливого человека?» И ответ был просто поразителен: «Узнать такого человека нужно по смирению, потому что враг, то есть дьявол, может дать прозорливость человеку, а смирение никогда не даёт».
Помоги нам, Бог, теплить в наших сердцах сегодня дар смирения, так необходимого всем нам, по молитвам преподобного Иосифа, старца Оптинского!
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. Об иконографии святителя Николая

Сегодня 22 мая. Церковь празднует Перенесение в 1087 году мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Об иконографии святителя Николая — протоиерей Василий Гелеван.
Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в Церкви, и существует множество его икон. Наиболее распространено поясное изображение святого с закрытым Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой. Иногда в правом и левом углу иконы можно увидеть фигуры Христа с Евангелием и Богородицы с омофором.
Это в память о чуде, случившемся во время работы Первого Вселенского Собора. Когда после пощёчины Николая еретику Арию, отцы Собора сочли этот поступок недостойным сана архиерея и сняли с него священный сан. Тогда многим участникам Собора во сне явился Господь и явилась Матерь Божия, восстанавливающими в сане святого епископа.
Поскольку память святого Николая совершается два раза в год, 19 декабря и 22 мая, в народе эти праздники называют Николой Зимним и Николой Летним. И это нашло отражение в иконах святого. Святителя изображают в головном уборе или без него.
Распространено также и ростовое изображение святого Николая, так называемый Никола Зарайский. Необычность этой иконы в том, что руки святого подняты выше, чем обычно на иконах святителей, где обычно локти святителей прижаты к телу.
Как развитие этого образа появилась икона Никола Можайский. Это список со статуи Николы Угодника, установленной когда-то над городскими воротами Можайска и спасшей жителей от вражеского набега. В правой руке святитель держит храм, а в левой руке — меч. Как пример, икона святого Николая на иконостасе в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, в Москве.
Все выпуски программы Актуальная тема