В истории христианства есть немало примеров, когда святые подвижники служили людям не только попечением об их душе, но и о теле. Среди известных святых врачей – апостол Лука, великомученик Пантелеимон, врачи-бессребреники Косма и Дамиан, преподобный Агапит Киево-Печерский. В одном ряду с ними стоит автор научных трудов по медицине, профессор-хирург, духовный писатель и епископ – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, святитель Лука Крымский.
Он родился в Керчи в 1877 году. С детства увлекался живописью, но стремление помогать людям пересилило стремление к творчеству. В 1898 году Валентин поступил на медицинский факультет Киевского университета. После окончания работал в Чите, где обвенчался с Анной Владимировной ЛанскОй. Их брак оказался не долгим. Супруга скончалась осенью 1919-го. В 1921 году будущий святитель Крымский становится священником. При этом продолжает врачебную практику. Весной 1923-го Валентин Войно-Ясенецкий принимает монашеский постриг с именем Лука, рукополагается во епископа и возглавляет Туркестанскую епархию.
Через неделю после архиерейской хиротонии на 3 года он попадает в ссылку в Сибирь. С 1930-го по 1933-й – вторая ссылка. После её окончания епископ и хирург издает «Очерки гнойной хирургии» – научный труд, принесший ему мировую известность. Третий арест произошел в 1937 году. В очередной сибирской ссылке епископ Лука пишет богословский труд «Дух, душа и тело». Сразу после начала Великой Отечественной войны по просьбе властей святитель трудится главным хирургом красноярского эвакуационного госпиталя. Осенью 1942 года становится архиепископом Красноярским.
В начале 1946-го с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний» профессору Войно-Ясенецкому присуждена Сталинская премия первой степени.
В мае того же года святитель получает новое церковное назначение – он возглавляет Крымскую епархию. Здесь архиепископ Симферопольский и Крымский столкнулся с многочисленными проблемами: послевоенная разруха, закрытые храмы, отсутствие духовенства. Много сил приложил владыка для исправления дел в епархии: открывал новые и реставрировал старые храмы, от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, полемизировал с сектантами. При этом святитель-профессор не оставлял медицинскую практику, оперируя и консультируя в Симферопольском военном госпитале. В своем доме по улице Курчатова, 1 архиепископ бесплатно принимал больных, некоторые из которых до сих пор с благодарностью вспоминают его.
Святитель Лука возглавлял Крымскую кафедру 15 лет.
Земной путь врача-архиепископа закончился там же, где и начался – в Крыму. Он скончался в День всех Святых 11 июня 1961-го года и был погребен в Симферополе на кладбище Всехсвятского храма. Табличка, установленная на памятнике, лаконично говорила о главном в его жизни:
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, доктор медицины, профессор хирургии, лауреат
После причисления архиепископа Луки к лику святых, 20 марта 1996 года его мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. Верующие свидетельствуют, что по молитвам к святителю совершаются исцеления. Святой врач продолжает лечить и сегодня.
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема