Жизнь каждого человека во многом определяют встречи с людьми. И как важно, когда на жизненном пути встречается человек исключительной силы духа...
Сегодня мы говорим о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском и книге игумена Германа (Подмошенского) «Цена святости».
В 50-х годах 20 века Глеб Подмошенский, сын эмигрантов из России, учился в духовной семинарии при Свято-Троицком монастыре в американском городке Джорданвилле.
Однажды семинаристы узнали, что в Свято-Троицкий монастырь, этот духовный центр Русской православной церкви заграницей, прибывает из Европы архиепископ Иоанн Шанхайский.
В общих чертах семинаристы знали необычную биографию святителя Иоанна (Максимовича). Он родился в России, в местечке Адамовка Харьковской губернии, учился в Харькове — во время гражданской войны вся его семья эмигрировала в Сербию. В Сербии принял монашеский постриг с именем Иоанн, в честь своего святого предка, известного церковного деятеля XVIII века - митрополита Иоанна Тобольского.
Маленького роста, подвижный, как ребёнок, владыка Иоанн Шанхайский был совершенно не похож на величавого архипастыря, которого ожидал увидеть семинарист Глеб (в будущем — игумен Герман Подмошенский).
ГЕРМАН (ПОДМОШЕНСКИЙ):
«...Передо мной стоял сгорбившийся монах невероятно маленького роста с растрёпанными седыми волосами, в чёрном набок надетом клобуке и с довольно суровым выражением лица... Я знал, что передо мной стоит святой, пришедший из другого мира, живой мученик из страдальческой России... Я чувствовал, что что-то экстраординарное было сосредоточено в этом хрупком, согбенном, но энергичном таинственном старце».
В 1937 году отец Иоанн был посвящён в епископа Шанхайского и отправился в Китай. В Шанхае он развернул бурную деятельность и стал духовным наставником для тысяч русских эмигрантов. Благодаря трудам епископа Иоанна Шанхайского, в городе был построен большой собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», открыт приют для детей-сирот.
Когда после Великой Отечественной войны к власти в Китае пришли коммунисты, большая колония русских эмигрантов нашла временное пристанище на Филиппинах. Архиепископ Иоанн Шанхайский вылетел в Америку и сумел добиться в Сенате, чтобы русских эмигрантов приняли в США. Большинство беженцев поселилось в Сан-Франциско.
Сам владыка Иоанн продолжил своё служение в Западной Европе, став епископом Брюссельским и Западноевропейским. Он нередко приезжал в Америку, где было много его духовных чад — эмигрантов из Шанхая.
В 1962 году владыка Иоанн был назначен епископом Сан-Францисском и успел несколько лет потрудиться в Америке.
Многим запомнился случай, как владыка Иоанн неожиданно явился в Русский центр в Сан-Франциско, где отмечался праздник Хэллоуин.
ГЕРМАН (ПОДМОШЕНСКИЙ):
... С гневом владыка посохом распахнул дверь, вошёл и увидел, что его паства, разряженная во всякие соответствующие костюмы, танцует, справляя Хэллоуин. Громко стуча посохом о пол, он обошёл кругом всё помещение. Музыка прекратилась. Некоторые дамы в смущении бросились к владыке Иоанну за благословением, но их отталкивал посохом и при полном смятении напряжённой толпы, не проронив ни одного слова, ушёл. На утро разразился гром: было им сказано сильное слово с амвона...
После принятия монашества отец Иоанн вёл подвижническую жизнь: соблюдал строгие посты, даже зимой ходил в сандалиях на босу ногу, за что в Китае его называли Иоанн Святой Босой.
А ещё он принял на себя редкий подвиг постоянного бодрствования и неусыпной молитвы — он никогда не ложился ночью в постель и лишь недолго дремал в кресле.
Игумен Герман стал свидетелем этого подвига, когда однажды обратился к владыке Иоанну за духовным советом и стал открывать ему свою душу. Отец Иоанн Шанхайский сидел в кресле с закрытыми глазами и даже слегка похрапывал — казалось, он крепко спит. Но как только собеседник замолкал, владыка тут же открывал глаза и требовал, чтобы монах Герман продолжал говорить.
ГЕРМАН (ПОДМОШЕНСКИЙ):
«Я высказал все основные вопросы, которые мне необходимо было разрешить. Когда я остановился, владыка спросил, закончил ли я. После утвердительного ответа он один за другим, пункт за пунктом ответил на все вопросы, которые я задавал, пока он спал. Я был поражён и понял, что он не спал — лишь его тело от изнеможения выглядело спящим».
Для семинариста Глеба Подмошенского встреча с епископом Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским определила всю его дальнейшую жизнь. После окончания семинарии он принял монашество с именем Герман и вместе со своим другом, иеромонахом Серафимом Роузом, основал в Калифорнии православное братство в честь преподобного Германа Аляскинского.
Книга игумена Германа (Подмошенского) «Цена святости» содержит уникальные воспоминания о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, причисленном в 2008 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви к лику святых.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение