Бессребренники — так называли на Руси людей, делающих что-то даром. Они умеют быть счастливыми без золота и серебра...
Сегодня мы говорим о святителе Игнатии Брянчанинове и повести Николая Лескова «Инженеры-бессребренники».
Святитель Игнатий Брянчанинов (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился в 1807 году в селе Покровское Вологодской губернии, в дворянской семье. Мальчик с детства любил молитвенное уединение и говорил, что хочет стать монахом. Но отец видел для сына другое будущее, определив на учёбу в престижное Петербургское Военное инженерное училище.
В повести Николая Лескова «Инженеры-бессребренники» рассказывается о студенческих годах будущего святителя. Дмитрий и несколько его близких друзей образовали в стенАх училища что-то вроде негласного кружка «почитателей святости и чести». Юноши горячо осуждали стяжание, взяточничество, карьеризм — за это в училище их прозвали «монахами» и «бессребрениками».
Имя талантливого и благочестивого студента Дмитрия Брянчанинова стало известно далеко за пределами училища. Вот что он говорил по этому поводу своему близкому другу и единомышленнику Мише Чихачёву.
Лесков:
— Самое главное в нашем положении теперь то, — внушал Дмитрий Чихачёву, — чтобы сберечь себя от гордости. Я не знаю, как мне быть благодарным за незаслуженную милость великого князя, но постоянно думаю о том, чтобы сохранить то, что всего дороже. Надо следить за собою, чтобы не начинать превозноситься. Прошу тебя: будь мне друг — наблюдай за мною и предостерегай, чтобы я не мог утрачивать чистоту моей души.
С отличием окончив Петербургское Военное инженерное училище, Дмитрий Брянчанинов подал прошение об отставке, которое было удовлетворено только через несколько лет, после его тяжелой болезни.
В 1831 году Брянчанинов принял монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца и принял сан священника. Вскоре иеромонах Игнатий, возведённый в сан игумена, стал настоятелем Николо-Угрешского монастыря.
Как-то в беседе Филарета, митрополита Московского с императором Николаем Павлович зашла речь о монашестве. Владыка Филарет сказал, что знает настоятеля монастыря, который воспитывает братию своим личным примером.
Лесков:
— Кто этот редкий человек? — спросил государь.
— Игнатий Брянчанинов.
— Брянчанинов? Я помню одного Брянчанинова в инженерном училище.
— Это тот самый и есть.
— Разве он пошёл в монахи?
— Он уже игумен.
— Да, я помню, он и в училище ещё отличался набожностью и прекрасным поведением. Я очень рад, что он нашёл своё призвание...
По личной просьбе Николая Первого Игнатий был поставлен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Вместе с ним на новое место служения приехал его друг юности Миша Чихачёв, ставший иеромонахом Михаилом, превосходным чтецом и певцом монастырского хора.
В повести «Инженеры-бессребренники» Лесков описывает разговор двух друзей, с которого началась их многолетняя духовная дружба.
Лесков:
... Лицо Брянчанинова вдруг как бы озарилось какою-то радостною мыслью:
— Я вижу одно верное средство для того, чтобы не поддаться опасности соблазна, который представляют люди... Я думаю, что надо всегда смотреть на богочеловека... Он нас спасёт от опасности потерять себя во всех случаях жизни.
В повести Лескова «Инженеры-бессребренники» рассказывается о том, как святитель Игнатий Брянчанинов — известный богослов, проповедник и писатель — обрёл в юности своё призвание и оставался верным ему.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница