Жестокие гонения обрушились на христианскую церковь в третьем веке от Рождества Христова. Ярость мучителей не знала границ. Но стойкость христиан совершила невозможное – буквально через век христианство стало официальной религией Римской империи. Одним из мучеников, своей кровью утвердивших церковь, стал епископ города Анкира – Климент.
Климент рано остался сиротой. Сначала умер его отец, а затем и мать.
Юного Климента, утратившего родителей, усыновила благочестивая вдова по имени София. Времена были непростые. В годы страшного голода некоторые язычники бросали своих детей, не имея возможности их прокормить. София собирала несчастных к себе, питала и воспитывала их. Климент помогал ей: учил детей и готовил к принятию крещения.
За добродетельную жизнь его рукоположили в дьякона. В восемнадцать лет он получил сан пресвитера, а в двадцатилетнем возрасте был поставлен епископом Анкирским.
К тому времени на престол Римской империи вступил Диоклетиан, люто ненавидевший христиан. Во все концы империи разлетелись императорские приказы, предписывавшие жестоко пытать всех, кто отказывался кланяться идолам. Климента схватили и привели на суд. После того, как он отказался отречься от Христа, святого стали мучить так, что даже язычники умоляли Домициана – наместника области – прекратить пытки. Тот же, видя немалую стойкость своей жертвы, решил выслужиться перед императором и отдать ему честь сломить волю святого.
Климент предстал перед грозным Диоклетианом в Риме. С правой стороны от мученика положили золото и драгоценные камни, а с левой - орудия казни.
Много дней пытали Климента, но он не отрёкся от Христа. По ночам к его темнице стекались толпы людей, чтобы послушать проповедь епископа и принять от него крещение. Тогда Диоклетиан отправил Климента прочь из Рима, к Максимиану, своему зятю и соправителю.
Когда Климент плыл на корабле, один из воинов, Агафангел, потрясённый его мужеством, припал к ногам святого и попросил позволить вместе с ним страдать за Христа. Поддержка Агафангела стала для Климента утешением. 28 лет мученики переходили от одного правителя к другому. Когда Агафангел был убит, Климента отправили в его родной город Анкиру, – нынешнюю Анкару – чтобы казнить там. Однако жители города, помня своего епископа, отбили его у солдат и помогли бежать. На короткое время Климент получил возможность служить в пещерной церкви. Но однажды в воскресный день в храм ворвались воины, разыскивавшие епископа. Они отсекли святому голову, не дожидаясь суда.
Многие годы епископ Климент Анкирский страдал за Христа, не предав своего Бога. И погиб мужественный исповедник – у престола Господа, подав поколениям христиан пример крепкой веры, на которой строится жизнь.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема