Дионисий стоял на скале Ареопага и обозревал Афины. Внизу, на рыночной площади, толпились люди. «Словно муравьи, — подумал философ, — Каждому кажется, что дела его важны, но чего стоит вся эта суета? Беги, или сиди на месте — а конец человеческой жизни один. И равнодушно возвышаются над людскими заботами олимпийские боги». Дионисий взглянул в сторону Акрополя, на бесчисленные статуи Афины и Зевса, Диониса и Посейдона — такие привычные и такие безучастные.
Дионисия считали успешным человеком. Родившись в состоятельной семье, он получил достойное образование. Затем изучал астрономию в египетском Гелиополе — городе солнца. Много звездных тайн открылось философу на чужбине. Но одно небесное явление, свидетелем которого он стал, так и не нашло объяснения. Однажды среди белого дня вдруг стало темно, как ночью. Солнце померкло, и с неба повеяло холодом — как будто жизнь покидала вселенную. В страхе Дионисий воскликнул.
Дионисий Ареопагит:
Это не просто затмение солнца — это знамение свыше! Мир подходит к концу, или его Создатель страждет в кромешной тьме?
Напрасно Дионисий искал ответ на этот вопрос у жрецов и астрологов. Прошло много лет, а философу все казалось, что таинственное затмение связано с его собственной жизнью. Но вот как?
Дионисий прочитал сотни книг, стяжал глубокую мудрость и стал одним самых уважаемых людей в Афинах. Его выбрали в высший орган власти — Ареопаг. На скале, где собирались ареопагиты, не только решались судебные и экономические вопросы, но и проходили диспуты на вечные темы. Философы рассуждали о том, как следует жить, чтобы смерть не довлела вечной угрозой над радостью бытия. Дионисий вслушивался в речи, но все рассуждения казались ему бесплодными.
Вдруг по ступеням ареопага стремительно взошел невысокий человек с тёмными живыми глазами — как видно, иудей. «Говори, Павел! Объясни нам, что за вероучение ты проповедуешь!», — раздались со всех сторон одобрительные голоса. И гость не заставил себя долго упрашивать.
Апостол Павел:
Афиняне! Я вижу, что вы люди набожные. Осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, посвященный Неведомому Богу. Этого Бога, которого вы, не зная, почитаете, я и проповедаю вам. Это Творец неба, земли, и всего, что живет на ней. Статуи в акрополе — это только изваяния из золота, серебра и камня, они созданы людьми. А Господь сам дает дыхание всему живому и не нуждается в творении человеческих рук. Став человеком, Он двадцать лет назад был распят на Кресте в Иерусалиме,чтобы выкупить нас из плена греха и смерти и Воскрес из мёртвых.
Благую весть о Воскресении афиняне встретили насмешками. Апостол, доброжелательно поклонившись, покинул Ареопаг.
Дионисия взволновали слова приезжего. Гость сказал, что Распятие Бога произошло двадцать лет назад — а значит, как раз в то время, когда он наблюдал необычайное затмение солнца! А Иудея — это же совсем рядом с Египтом. Неужели?.. Дионисий бросился догонять Павла.
Дионисий Ареопагит:
Постой, незнакомец! Мое сердце отозвалось на твой рассказ о Боге. Скажи еще лишь одно — не происходило ли в природе чего-нибудь необычного, когда Он страдал на Кресте?
Апостол Павел:
Когда Господь испустил дух, солнце померкло, и в полдень стало темнее, чем ночью.
Дионисий Ареопагит:
Теперь я знаю, что ты говоришь правду — я видел это затмение! Открой мне имя Бога, и научи служить Ему!
Апостол Павел:
Имя Его — Иисус Христос. Пойдем со мной, ареопагит, я расскажу тебе о Спасителе!
Дионисий принял Крещение и стал первым епископом Афин. Проповедуя Евангелие в Лютеции Галлийской — там, где ныне шумит Париж, он был схвачен гонителями христиан. Правитель галлов, язычник Сисиний, под страхом смерти убеждал святого отречься от Христа. «Как я могу отказаться от Бога, в чьих руках свет и жизнь? Кто отвернется от бесконечного источника радости?» — с этими словами Дионисий шагнул навстречу палачу и предал душу Господу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер