Дионисий стоял на скале Ареопага и обозревал Афины. Внизу, на рыночной площади, толпились люди. «Словно муравьи, — подумал философ, — Каждому кажется, что дела его важны, но чего стоит вся эта суета? Беги, или сиди на месте — а конец человеческой жизни один. И равнодушно возвышаются над людскими заботами олимпийские боги». Дионисий взглянул в сторону Акрополя, на бесчисленные статуи Афины и Зевса, Диониса и Посейдона — такие привычные и такие безучастные.
Дионисия считали успешным человеком. Родившись в состоятельной семье, он получил достойное образование. Затем изучал астрономию в египетском Гелиополе — городе солнца. Много звездных тайн открылось философу на чужбине. Но одно небесное явление, свидетелем которого он стал, так и не нашло объяснения. Однажды среди белого дня вдруг стало темно, как ночью. Солнце померкло, и с неба повеяло холодом — как будто жизнь покидала вселенную. В страхе Дионисий воскликнул.
Дионисий Ареопагит:
Это не просто затмение солнца — это знамение свыше! Мир подходит к концу, или его Создатель страждет в кромешной тьме?
Напрасно Дионисий искал ответ на этот вопрос у жрецов и астрологов. Прошло много лет, а философу все казалось, что таинственное затмение связано с его собственной жизнью. Но вот как?
Дионисий прочитал сотни книг, стяжал глубокую мудрость и стал одним самых уважаемых людей в Афинах. Его выбрали в высший орган власти — Ареопаг. На скале, где собирались ареопагиты, не только решались судебные и экономические вопросы, но и проходили диспуты на вечные темы. Философы рассуждали о том, как следует жить, чтобы смерть не довлела вечной угрозой над радостью бытия. Дионисий вслушивался в речи, но все рассуждения казались ему бесплодными.
Вдруг по ступеням ареопага стремительно взошел невысокий человек с тёмными живыми глазами — как видно, иудей. «Говори, Павел! Объясни нам, что за вероучение ты проповедуешь!», — раздались со всех сторон одобрительные голоса. И гость не заставил себя долго упрашивать.
Апостол Павел:
Афиняне! Я вижу, что вы люди набожные. Осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, посвященный Неведомому Богу. Этого Бога, которого вы, не зная, почитаете, я и проповедаю вам. Это Творец неба, земли, и всего, что живет на ней. Статуи в акрополе — это только изваяния из золота, серебра и камня, они созданы людьми. А Господь сам дает дыхание всему живому и не нуждается в творении человеческих рук. Став человеком, Он двадцать лет назад был распят на Кресте в Иерусалиме,чтобы выкупить нас из плена греха и смерти и Воскрес из мёртвых.
Благую весть о Воскресении афиняне встретили насмешками. Апостол, доброжелательно поклонившись, покинул Ареопаг.
Дионисия взволновали слова приезжего. Гость сказал, что Распятие Бога произошло двадцать лет назад — а значит, как раз в то время, когда он наблюдал необычайное затмение солнца! А Иудея — это же совсем рядом с Египтом. Неужели?.. Дионисий бросился догонять Павла.
Дионисий Ареопагит:
Постой, незнакомец! Мое сердце отозвалось на твой рассказ о Боге. Скажи еще лишь одно — не происходило ли в природе чего-нибудь необычного, когда Он страдал на Кресте?
Апостол Павел:
Когда Господь испустил дух, солнце померкло, и в полдень стало темнее, чем ночью.
Дионисий Ареопагит:
Теперь я знаю, что ты говоришь правду — я видел это затмение! Открой мне имя Бога, и научи служить Ему!
Апостол Павел:
Имя Его — Иисус Христос. Пойдем со мной, ареопагит, я расскажу тебе о Спасителе!
Дионисий принял Крещение и стал первым епископом Афин. Проповедуя Евангелие в Лютеции Галлийской — там, где ныне шумит Париж, он был схвачен гонителями христиан. Правитель галлов, язычник Сисиний, под страхом смерти убеждал святого отречься от Христа. «Как я могу отказаться от Бога, в чьих руках свет и жизнь? Кто отвернется от бесконечного источника радости?» — с этими словами Дионисий шагнул навстречу палачу и предал душу Господу.
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 13 зач., V, 1-11.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Бытует мнение, что наказание Божие как явление существовало исключительно в эпоху Ветхого Завета. В Завете же Новом Господь якобы предстаёт перед людьми только как гуманная и всепрощающая Личность. Такое утверждение неверно. Мы в этом сейчас убедимся, обратившись к отрывку из 5-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Давайте сначала разберёмся с мифом в отношении жестокости Ветхого Завета. Ветхий Завет — эпоха, конечно, суровая, но не лишённая проявления милосердия Господня. И в ветхозаветные времена Бог неоднократно проявлял Свою милость к людям. Не только, кстати, к евреям, но и к представителям иных народов. Здесь можно вспомнить, например, эпизод с проповедью пророка Ионы в Ниневии. Господь сначала пригрозил местным жителям, что накажет их, а потом, увидев покаяние ниневитян, смилостивился и никакого наказания не наложил. С этим разобрались.
Теперь давайте обратимся к Завету Новому. Действительно, Господь Иисус чаще всего проявлял во время Своего земного служения не строгость, а милость. Но всё же и сентиментальным гуманистом Христа назвать никак нельзя. И в новозаветной части Библии мы тоже встречаем упоминания о наказании, пришедшем от Господа. Причём исполнителем этого наказания становился и Сам Христос. Наиболее ярким подтверждением этому является изгнание торгующих из храма Соломона. Спаситель, торжественно войдя в Иерусалим, отправляется в главное святилище иудеев. Там Он переворачивает столы торговцев, угрожает им плетёной верёвкой и в итоге заставляет их покинуть храм.
Ещё один яркий случай наказания Божия, упомянутый на страницах Нового Завета, произошёл после Вознесения Христа. Исполнителем этого наказания стал апостол Пётр. И мы с вами только что слышали подробное описание тех событий. По слову Петра супружеская пара — Анания и Сапфира — неожиданно скончались. Причиной послужило их желание утаить от прочих христиан часть своего имущества. Анания и Сапфира хотели провернуть следующую вещь. Сдать в общецерковную казну только часть имущества. Для чего? Чтобы и своими средствами втайне пользоваться, и иметь право брать деньги и продукты из общего для христиан Иерусалима запаса. Речь, таким образом, шла о самом настоящем коварстве.
Необходимо отметить, что никто Ананию и Сапфиру продавать собственность, жертвовать всё имеющееся не заставлял. Это было их добровольное и, как оказалось впоследствии, лукавое решение. И фактически физическая смерть этих людей была всего лишь следствием их уже состоявшейся духовной кончины. Они сами себя своим лукавством умертвили. Но неужели Господь через апостолов не мог ничего сделать?
Неужели и в эпоху Нового Завета Господь способен жестоко относиться к человеку? Здесь необходимо помнить одну вещь — Бог по отношению к людям не является равнодушным. Он старается каждого из нас привести ко спасению. Иногда путём наказания, которое на самом деле является формой любви. Христос, изгоняя торгующих из храма, поступил так, поскольку не имел иной возможности вразумить этих людей, годами попиравших святость дома Божия. Ананию и Сапфиру, повторюсь, никто не принуждал отдавать имущество. Они сами захотели прослыть щедрыми людьми, но пошли путём обмана. Пётр пытался призвать Ананию и Сапфиру к покаянию. Но те упорствовали во лжи. Их смерть стала вразумлением для прочих христиан — Бог знает и видит всё. Но Он не требует от нас больше, чем мы в состоянии дать. Будем же помнить данный урок, чтобы, не дай Бог, не повторить нам ошибки, допущенной Ананией и Сапфирой.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов