Священник Сергий Мансуров всю свою жизнь посвятил изучению истории Церкви. Особенное внимание он уделял первым последователям Христа, отношениям между отцами и детьми, братьями и сёстрами, мужами и жёнами в древней Церкви. Отец Сергий очень хотел, чтобы его брак с Марией Самариной был так же крепок и так же проникнут любовью как брак апостольских времён.
Сергей родился в 1890 году, Мария — на три года позже. Их семьи, представители древних дворянских родов, дружили. Поэтому Серёжа Мансуров и Маша Самарина знали друг друга с детства. Ещё в детские годы они полюбили друг друга, и эта любовь переросла в глубокое духовное сродство.
В 1912 году, будучи уже женихом и невестой, молодые люди пережили духовный перелом. Сергей, который в том году закончил историко-филологический факультет Московского университета, отказался от преподавательской карьеры и под влиянием трудов священника Павла Флоренского осознал, что цель его жизни — спасение души и обретение связи с Богом. За женихом последовала и Мария. Она стала духовной дочерью старца Алексия Мечёва, который и повенчал Сергея и Марию 8 января 1914 года в церкви Бориса и Глеба на улице Поварской.
В 1917 году Сергей и Мария поселились в Сергиевом Посаде, чтобы быть ближе к святыням Троице-Сергиевой лавры и ежедневно посещать монастырские богослужения, которые супруги Мансуровы очень любили. Быт свой они устроили аскетично: простые койки, семейные иконы и лампадки перед ними, на полках книги только религиозно-философского содержания: творения святых отцов, жития, труды по истории.
После революции Сергей работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, занимался библиотекой Троице-Сергиевой Лавры и трудился над «Очерками по церковной истории». Мария помогала ему и со временем сама стала глубоким знатоком житий святых и другой богословской литературы.
В январе 1920 года Сергея Мансурова арестовали, обвинив в религиозной пропаганде, но уже в мае отпустили. «После разлуки моей с Сергеем Павловичем, — вспоминала Мария, — он был возвращён мне как ещё более драгоценный дар. Я поняла и ощутила, что присутствие его дома и со мной очень хрупко и ненадёжно, что его надо беречь, охранять и защищать, а не только опираться на него, потому что Сергея можно опять потерять».
В 1920-х годах Мансуровы жили очень бедно, и когда была закрыта Комиссия по охране памятников искусства и старины, перебивались случайными заработками. Сергей вошёл в «сельскохозяйственную артель», организованную его другом искусствоведом Юрием Олсуфьевым, и каждый день работал на садовом участке где-то за городом. Мария пекла мятные пряники, которые покупал местный магазин и знакомые Мансуровых, а иногда давала уроки рисования. При всех материальных трудностях дом Сергея и Марии казался обителью счастья. «Было отрадно видеть этих супругов, — вспоминала супруга писателя Георгия Чулкова Надежда, — так любящих друг друга, их желание передать другим их счастье».
В 1926 году Сергей Мансуров принял священный сан и начал служение в качестве духовника подмосковного Сергиево-Дубровского женского монастыря. Сёстры обители любили отца Сергия. Очень скоро к священнику стали приходить и крестьяне, разговорами с которыми батюшка очень дорожил. Увы, служение отца Сергия прервалось в марте 1929 года — он скончался от обострения застарелого туберкулёза. Перед смертью священник отслужил последнюю Литургию, причастился и после Причастия, прощаясь с Марией, прошептал ей «Спасибо!», благодаря за всю прожитую счастливую жизнь.
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема












