Священник Сергий Мансуров всю свою жизнь посвятил изучению истории Церкви. Особенное внимание он уделял первым последователям Христа, отношениям между отцами и детьми, братьями и сёстрами, мужами и жёнами в древней Церкви. Отец Сергий очень хотел, чтобы его брак с Марией Самариной был так же крепок и так же проникнут любовью как брак апостольских времён.
Сергей родился в 1890 году, Мария — на три года позже. Их семьи, представители древних дворянских родов, дружили. Поэтому Серёжа Мансуров и Маша Самарина знали друг друга с детства. Ещё в детские годы они полюбили друг друга, и эта любовь переросла в глубокое духовное сродство.
В 1912 году, будучи уже женихом и невестой, молодые люди пережили духовный перелом. Сергей, который в том году закончил историко-филологический факультет Московского университета, отказался от преподавательской карьеры и под влиянием трудов священника Павла Флоренского осознал, что цель его жизни — спасение души и обретение связи с Богом. За женихом последовала и Мария. Она стала духовной дочерью старца Алексия Мечёва, который и повенчал Сергея и Марию 8 января 1914 года в церкви Бориса и Глеба на улице Поварской.
В 1917 году Сергей и Мария поселились в Сергиевом Посаде, чтобы быть ближе к святыням Троице-Сергиевой лавры и ежедневно посещать монастырские богослужения, которые супруги Мансуровы очень любили. Быт свой они устроили аскетично: простые койки, семейные иконы и лампадки перед ними, на полках книги только религиозно-философского содержания: творения святых отцов, жития, труды по истории.
После революции Сергей работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, занимался библиотекой Троице-Сергиевой Лавры и трудился над «Очерками по церковной истории». Мария помогала ему и со временем сама стала глубоким знатоком житий святых и другой богословской литературы.
В январе 1920 года Сергея Мансурова арестовали, обвинив в религиозной пропаганде, но уже в мае отпустили. «После разлуки моей с Сергеем Павловичем, — вспоминала Мария, — он был возвращён мне как ещё более драгоценный дар. Я поняла и ощутила, что присутствие его дома и со мной очень хрупко и ненадёжно, что его надо беречь, охранять и защищать, а не только опираться на него, потому что Сергея можно опять потерять».
В 1920-х годах Мансуровы жили очень бедно, и когда была закрыта Комиссия по охране памятников искусства и старины, перебивались случайными заработками. Сергей вошёл в «сельскохозяйственную артель», организованную его другом искусствоведом Юрием Олсуфьевым, и каждый день работал на садовом участке где-то за городом. Мария пекла мятные пряники, которые покупал местный магазин и знакомые Мансуровых, а иногда давала уроки рисования. При всех материальных трудностях дом Сергея и Марии казался обителью счастья. «Было отрадно видеть этих супругов, — вспоминала супруга писателя Георгия Чулкова Надежда, — так любящих друг друга, их желание передать другим их счастье».
В 1926 году Сергей Мансуров принял священный сан и начал служение в качестве духовника подмосковного Сергиево-Дубровского женского монастыря. Сёстры обители любили отца Сергия. Очень скоро к священнику стали приходить и крестьяне, разговорами с которыми батюшка очень дорожил. Увы, служение отца Сергия прервалось в марте 1929 года — он скончался от обострения застарелого туберкулёза. Перед смертью священник отслужил последнюю Литургию, причастился и после Причастия, прощаясь с Марией, прошептал ей «Спасибо!», благодаря за всю прожитую счастливую жизнь.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица