Севастополь. 1920 год. На пристани молодой матрос Александр Ветелёв провожает своих друзей — семью генерала Евгения Пчельникова. Они покидают Крым вместе с Белой армией, опасаясь репрессий со стороны большевиков. Вот катер начал отчаливать, между берегом и палубой появилась тонкая полоска воды. И вдруг на берег прыгнула девушка — дочь Пчельникова Маргарита. Дрожащая, почти потерявшая сознание она оказалась в объятьях Александра. Маргарита решила остаться в России вместе с любимым человеком.
В 1917 году сын дьякона Александр Ветелёв закончил Казанскую Духовную академию и его призвали во флот. Службу он проходил в Севастополе. Как-то во время отпуска по приглашению друга он оказался в доме Пчельниковых, где и познакомился с Маргаритой. Девушка была красива, скромна и умна. Увлекалась философией и училась на Бестужевских женских курсах в Петрограде. Закончить их помешала болезнь — Маргарита переболела туберкулёзом, ей пришлось вернуться в Севастополь.
Александр стал часто посещать дом Пчельниковых. У молодых людей было не мало общих тем для разговора. Александр так много знал и так много мог рассказать! Кроме того, он стал давать девушке уроки древнегреческого языка. Молодые люди полюбили друг друга, и однажды Александр сделал Маргарите предложение. Девушка сначала отказалась, поскольку, имея слабое здоровье, боялась обременять Александра. Зимой 1920 года она должна была вместе с родителями покинуть Севастополь. В последний момент, когда пришло время катеру отчалить, девушка простилась с отцом и матерью, попросила их благословения на брак, и спрыгнула на берег. Маргарита, после долгих колебаний решилась соединить с Александром свою судьбу. На следующий день после эвакуации Пчельниковых Александр и Маргарита обвенчались в церкви святителя Николая в Севастополе.
После установления советской власти молодые люди переехали в подмосковное Пушкино. У них родилась дочь Ольга. Маргарита Евгеньевна устроилась воспитательницей в детский сад, а Александр преподавал в школе. В 1926 году его назначили директором детского дома и предоставили трёхкомнатную квартиру. Супруги вели жизнь обычных советских служащих, стараясь не афишировать свою веру и своё происхождение. Так было до 1938 года, когда Александр и Маргарита решили посетить в Волокола́мске старца архимандрита Зоси́му Ни́лова. Разговор с ним изменил супругов — теперь они каждое воскресенье посещали богослужение, хотя для работников народного образования это было особенно опасно.
В конце войны Александра Ветелёва пригласили преподавать в Московскую духовную академию. Он уже давно думал о священстве и это приглашение воспринял как Божий Промысл. Посоветовавшись с духовником, Александр решил принять сан. Жене и дочери он сказал: «Семья священника — это маленькая домашняя церковь, члены которой должны служить ближним».
Отец Александр служил в нескольких храмах Москвы и везде пользовался любовью прихожан. Как говорит в своих воспоминаниях дочь священника Ольга Ветелёва, «духовные чада не давали ему буквально не минуты покоя». Часто до глубокой ночи он задерживался в храме, чтобы принять чью-то исповедь или поговорить с человеком. Супруге, дожидавшейся его, он говорил: «Голубушка моя, прости, что заставляю тебя волноваться. Но я не могу иначе. Я — священник». Маргарита Евгеньевна вздыхала, смотрела на него любящими глазами и обнимала супруга.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема