
Приходской священник Санкт-Петербургского храма Рождества Христова на Песках, отец Александр Гумилевский, в раздумьях сидел за столом в своей маленькой комнатке. Перед ним стояла открытая жестяная коробочка из-под печенья, наполненная мелкими медными монетами, поверх которых лежали несколько бумажных купюр. «Тридцать шесть рублей, — тихо проговорил он. — А нужно в десять раз больше...»
Деньги, которые батюшка только что тщательно пересчитал, были пожертвованиями за брошюру об Алексии, человеке Божьем. Книжку написал и издал сам отец Александр в надежде с её помощью собрать средства на приют для малолетних нищих. Брошюру охотно покупали. Но и этих денег оказалось недостаточно. Где взять недостающую сумму, отец Александр не знал. Кажется, все доступные способы были исчерпаны, но, увы, не принесли желаемого результата. И всё же после каждого Богослужения отец Александр продолжал обращаться к народу с горячей просьбой поддержать открытие приходского приюта.
Однажды после Литургии к священнику подошёл богато одетый господин. Он протянул отцу Александру пухлый конверт: «Возьмите, батюшка, на приют». Пожертвование оказалось настолько крупным, что хватило на долгосрочную аренду вместительного особняка неподалёку от церкви, и буквально через четыре дня, седьмого апреля тысяча восемьсот шестьдесят третьего года, приют для нищих при храме Рождества Христова на Песках был открыт!
«Кажется, Сам Господь тогда мне помог!», — вспоминал об этом случае священник Александр Гумилевский. Бог действительно помогал ему, потому что отец Александр всю свою жизнь подчинил одной из главных Божьих заповедей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. В детстве Саша сам с лихвой вкусил сиротской доли — его родители умерли, когда мальчику было всего восемь лет. О нём тогда позаботился приходской священник — отдал в Духовное училище, после которого Александр поступил в семинарию, а затем и в Петербургскую Духовную академию, которую окончил в один год с Иваном Сергиевым — будущим «всероссийским батюшкой», святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Став священником, отец Александр заботился о своих прихожанах, как о родных. Навещал больных, ходил для них в аптеку за лекарствами, нуждающимся мог отдать последнее — бывало, что после посещения беднейших прихожан он возвращался домой без сапог или пальто. В тысяча восемьсот шестидесятом году при храме отец Александр открыл Воскресную школу, в которой бесплатно обучали не только грамоте и Закону Божию, но и ремёслам. А через три года смог осуществить свою задумку о детском приюте.
Воспринимая церковный приход как единое целое, семью, члены которой должны поддерживать друг друга, отец Александр сплотил своих прихожан в братство, стараниями которого при храме на Песках была устроена богадельня для престарелых женщин.
В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году отца Александра Гумилевского перевели на служение в Преображенский собор города Нарвы. Там священник сумел организовать и наладить работу приходского попечительства о бедных. А через год вновь вернулся в столицу — его назначили священником церкви Обуховской женской больницы для бедных. Дни и ночи просиживал отец Александр у постели больных, исповедовал, причащал. Он устроил масштабный сбор пожертвований для кассы помощи, из которой нуждающиеся больные могли получить деньги на лекарства, а родственники умерших — на похороны.
...В мае тысяча восемьсот шестьдесят девятого года отец Александр исповедовал больную тифом девушку. На следующий день священник почувствовал себя нехорошо, а вскоре слёг в горячке. Двадцатого мая отец Александр Гумилевский умер. На его надгробии благодарные петербуржцы выбили Евангельские строки: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема