
Готовилась недавно к беседе о взрослении детей. И задумалась: а что же такое я разумею под этим термином: «взросление»?
Что такое для меня человек взрослый? Какими умениями он обладает? Ну понятные умения — это умение брать ответственность за свои поступки и их последствия. Но это только одно. Из множества бесед и личных размышлений вот какие я выделила навыки, умения, которыми обладает взрослый человек.
Умение воспринимать свои детские травмы, о которых мы сейчас так много говорим, не как проблему и рану, а как задачу — куда и как из этого выходить, причем простив своих родителей. Именно простивший, любящий человек обретает настоящую свободу — от детских обид, свободу развиваться, а прощение родителей дает ему еще и как сказано в Библии — помощь свыше, «долголетие на земле».
Взрослый человек умеет строить отношения — с родными, друзьями, возлюбленными, членами семьи. Он не старается «доработать» своих близких до своего идеала, и таким образом обретает еще одну свободу: не воспитывать никого «под себя», освободить это время и силы на то, чтобы заниматься собой, своей душой и своим делом.
Умение выйти из своего мира — и увидеть другого человека, с его скорбями, трудностями, болями. И это дает ему свободу — выйти из клетки своего эго, полетать над этой клеткой, увидеть себя немного сверху, и другого. Простить другому какие-то вещи, если надо. Пожалеть. Пожалеть — это вообще уникальная свобода от многих претензий к окружающим и жизни вообще.
Умение называть словами свои страхи. Это умение в природе человека, ему дано слово. Помните, как Адам в раю называл животных? Он по-настоящему видел их. Страхи же не любят, когда их видят и называют, большинство до того не любит, что при назывании может вовсе испариться. Это ли не свобода? И смежный навык: умение преображать свою тревогу в действие. Не сидеть в углу комнаты, тревожась, а начинать действовать, чтобы убрать из жизнь эту ненужность, сковывающую свободу.
Умение радоваться красоте природы. Это великий дар именно взрослого человека: если ты растешь и мудреешь, то красота закатов, восходов, лесов, морей, полей и звезд все глубже проникает в твою душу, все радостнее отзывается в сердце. Сколько радости постепенно приобретает взрослеющий человек!
Ощущение ценности времени. Взрослый человек не убивает время, не «коротает» его. Он в нем живет, прекрасно зная — что это НЕ ЕГО время. Это время ему подарено — и тем оно более ценно, что оно — дар. И что этот дар — не твой.
И еще один, самый может быть важный навык взрослого человека: это любить с жалостью. Когда Адам выбирал имя своей половинке, он назвал ее Ева. Это не моя мысль, она почерпнута из лекции любимого педагога, богослова Евгения Андреевича Авдеенко. Ева — значит мать всех живущих. А так как после ухода из рая Еве было завещано «рожать в скорби» — то в этом имени уже была жалость к Евиным будущих скорбям. И с тех пор любовь без жалости — это не любовь. Взрослый человек в понятие любви уже заложил эту жалость. Как часть любви.
Можно много еще говорить об умениях взрослого человека. Но вы заметили, какая это захватывающая дух СВОБОДА? От страхов, обид, уныния, бездействия, беспомощности. Сколько освобождается сил души — для радости, творчества, жизни. Хорошая штука — такая взрослость. Пойду расскажу это своим детям — вдруг что-то из этих свобод им еще не открыто?
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер