
Готовилась недавно к беседе о взрослении детей. И задумалась: а что же такое я разумею под этим термином: «взросление»?
Что такое для меня человек взрослый? Какими умениями он обладает? Ну понятные умения — это умение брать ответственность за свои поступки и их последствия. Но это только одно. Из множества бесед и личных размышлений вот какие я выделила навыки, умения, которыми обладает взрослый человек.
Умение воспринимать свои детские травмы, о которых мы сейчас так много говорим, не как проблему и рану, а как задачу — куда и как из этого выходить, причем простив своих родителей. Именно простивший, любящий человек обретает настоящую свободу — от детских обид, свободу развиваться, а прощение родителей дает ему еще и как сказано в Библии — помощь свыше, «долголетие на земле».
Взрослый человек умеет строить отношения — с родными, друзьями, возлюбленными, членами семьи. Он не старается «доработать» своих близких до своего идеала, и таким образом обретает еще одну свободу: не воспитывать никого «под себя», освободить это время и силы на то, чтобы заниматься собой, своей душой и своим делом.
Умение выйти из своего мира — и увидеть другого человека, с его скорбями, трудностями, болями. И это дает ему свободу — выйти из клетки своего эго, полетать над этой клеткой, увидеть себя немного сверху, и другого. Простить другому какие-то вещи, если надо. Пожалеть. Пожалеть — это вообще уникальная свобода от многих претензий к окружающим и жизни вообще.
Умение называть словами свои страхи. Это умение в природе человека, ему дано слово. Помните, как Адам в раю называл животных? Он по-настоящему видел их. Страхи же не любят, когда их видят и называют, большинство до того не любит, что при назывании может вовсе испариться. Это ли не свобода? И смежный навык: умение преображать свою тревогу в действие. Не сидеть в углу комнаты, тревожась, а начинать действовать, чтобы убрать из жизнь эту ненужность, сковывающую свободу.
Умение радоваться красоте природы. Это великий дар именно взрослого человека: если ты растешь и мудреешь, то красота закатов, восходов, лесов, морей, полей и звезд все глубже проникает в твою душу, все радостнее отзывается в сердце. Сколько радости постепенно приобретает взрослеющий человек!
Ощущение ценности времени. Взрослый человек не убивает время, не «коротает» его. Он в нем живет, прекрасно зная — что это НЕ ЕГО время. Это время ему подарено — и тем оно более ценно, что оно — дар. И что этот дар — не твой.
И еще один, самый может быть важный навык взрослого человека: это любить с жалостью. Когда Адам выбирал имя своей половинке, он назвал ее Ева. Это не моя мысль, она почерпнута из лекции любимого педагога, богослова Евгения Андреевича Авдеенко. Ева — значит мать всех живущих. А так как после ухода из рая Еве было завещано «рожать в скорби» — то в этом имени уже была жалость к Евиным будущих скорбям. И с тех пор любовь без жалости — это не любовь. Взрослый человек в понятие любви уже заложил эту жалость. Как часть любви.
Можно много еще говорить об умениях взрослого человека. Но вы заметили, какая это захватывающая дух СВОБОДА? От страхов, обид, уныния, бездействия, беспомощности. Сколько освобождается сил души — для радости, творчества, жизни. Хорошая штука — такая взрослость. Пойду расскажу это своим детям — вдруг что-то из этих свобод им еще не открыто?
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер