Ещё до прихода в мир Иисуса Христа человек принял ограничения своей свободы согласно десяти заповедям Ветхого Завета: не убей, не прелюбодействуй, не кради и остальным. Потом, с развитием общества: познания в нём себя, освоения новых земель и разработок инфраструктуры, человек постепенно стал забывать о запретах. А впоследствии вообще сознательно пренебрегать ими, воспринимая Ветхий завет как сказку, которая была придумана в далёкой древности. Так, постепенно свобода превращалась в произвол и, когда попрание закона стало чрезмерным, Господь послал на землю Великий потоп, рассказ о котором мы все хорошо помним с малолетства. Воды потопа очистили Землю от внешней нечистоты, но сознание греха, порока и тонкая грань между свободой и произволом в человеке остались.
Сколько прошло лет, пока потомки Ноя снова заполнили землю, я назвать не берусь, потому что время – понятие относительное. Но когда после потопа население земли снова стало использовать свою количественную силу, обрастая опытом и грехами, Господь послал в мир Своего Сына. Который снова очистил Землю, дал людям Новый Завет и заповеди Блаженства – очередной закон: конкретный, чёткий, дающий понимание, как поступать и к чему стремиться.
Я сейчас не просто так об этом вспоминаю, потому что цикличность времени и истории в течение нашей жизни настолько прозрачна и не поддаётся сомнению, что волей или неволей задаёшься вопросом: а долго ли ещё наш произвол, который мы так радостно именуем свободой, будет терпеть небесный Отец? И скоро ли наступит момент, когда нам очередной раз придётся отвечать, утопая в проливном дожде, засухе или другой карательной аномалии? Сегодняшняя свобода человека, на приземлённом, потребительском уровне, уже давно ушла за границу этого злосчастного произвола. И сравнение его со свободой, увы, в головах многих стало синонимичным. Мир снова заболел вседозволенностью и злокачественной опухолью вечного «хочу», которая разрастается в головах с неземной скоростью.
В последние года два события в мировом пространстве настолько вышли за границы дозволенной свободы, что то и дело с ужасом думаешь: куда пропал у человека Божий страх? Где он был, когда неприкрытое воровство оправдывалось незнанием стариками инструкций к мобильным телефонам? Когда обманутые дольщики вынуждены были ночевать под окнами недостроенных многоэтажек? Когда, наконец, брата с братом столкнула какая-то, совершенно нелепая, война..?
В наш информационный век одна новость так стремительно сменяет другую, что иногда, даже не успеваешь следить за происходящим! И каждый раз, открывая новостную ленту, интуитивно выдыхаешь «Господи, помилуй!».
Мне стало очень страшно, когда я увидела в своей социальной сети новость о попрании седьмой заповеди американскими чиновниками. Не хотелось верить ни своим ушам, ни глазам. И больше всего в этот момент мне не хотелось верить, что эти события могут отразиться на будущем сегодняшних детей. Страх овладел мною так сильно, что на исповеди я рассказала о нём своему батюшке. Даже, говорю, «Живый в помощи» не лечит этот страх. Батюшка погладил меня по голове и, как всегда, очень мудро ответил: «Господь не разрушит город, если в нём найдётся хотя бы десять праведников. А если не найдётся..? Всё равно бояться не стоит: Своих праведников Господь спасёт».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер