«Святыни Переславской земли». Нина Карчагина - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Святыни Переславской земли». Нина Карчагина

* Поделиться
Нина Карчагина

У нас в гостях была руководитель сообщества экскурсоводов Переславля-Залесского Нина Карчагина.

Разговор шел о святынях Переславской земли — о том, чем привлекателен Переславль-Залесский и его окрестности для паломников.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте, это «Светлый вечер» на Светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать. И вдвойне я сегодня очень рад, потому что мы отправляемся практически на экскурсию в таком формате, наша программа «Светлый вечер», я очень люблю такие экскурсионные форматы, у нас есть уникальная возможность с вами сначала заочно, но потом мы расскажем, как это можно сделать очно, если ехать из Москвы, посетить замечательный древний русский город Переславль-Залесский. И с нами сегодня в студии руководитель сообщества экскурсоводов Переславля-Залесского Нина Корчагина. Нина, добрый вечер, здравствуйте.

Н. Корчагина:

— Добрый вечер.

А. Пичугин:

— Я рад, потому что ещё к тому же город Переславль — это, с одной стороны, для многих туристов, которые приезжают из Москвы, из других городов, у нас сейчас модно ездить по Золотому кольцу, у нас даже нарисовали на карте Золотое кольцо, соединив вот так вот, можно сказать, кольцом несколько федеральных трасс, ну, как они и раньше были, их просто там привели в порядок, сделали действительно вот кольцо, и города, которые находятся неподалёку, через которые проходят эти трассы, как, например, там вблизи Суздаля, да и вблизи Переславля тоже, конечно же, это всё вот такое зримое Золотое кольцо, люди путешествуют, ездят, кто на своих автомобилях, кто общественным транспортом. Но, знаете, что долгое время проигрывало? Проигрывало то, что, в первую очередь, пытались привлечь не чем-то вот интересным, чем исконно интересен тот же Переславль, пытались привлечь Музеем паровозов, очень круто там, Музей узкоколейки, один из немногих сохранившихся, тут чуть ли не единственный у нас, где можно на самом деле покататься, я помню, что мы туристов когда-то возили в Переславль, завозили, они там на дрезине ездили, Музей чайников, ещё чего-то, вот такие музеи, которые к истории самого города отношения не имели. И вот эта вот история, грандиозная история Переславля, она долгое время оставалась в тени. Сейчас всё меняется, я вижу много интересных исторических экскурсий, достаточно хорошо отреставрированный центр города, где можно ходить, смотреть. Здорово, что это всё меняется, и вот хотелось бы, конечно, начать, наверное, с истории города, с того, чем так важен для нас для всех Переславль-Залесский, и почему туда обязательно стоит приехать.

Н. Корчагина:

— Я думаю, прежде всего, ну, раз мы на Радио ВЕРА, самое главное в Переславле- Залесском — это, конечно, будет Александр Невский, потому что очень многие туристы, которые к нам приезжают, они с удивлением узнают, что он у нас родился, это первое. Второе — это озеро, без озера Плещеева города бы не было. И мы очень зависим от озера, всегда зависели, и город будет существовать, пока оно у нас живо.

А. Пичугин:

— А накладывает отпечаток на быт переславцев?

Н. Корчагина:

— Да, конечно.

А. Пичугин:

— Действительно?

Н. Корчагина:

— Да.

А. Пичугин:

— У меня очень хороший друг живёт в Переславле, живёт на другой его стороне, где микрорайоны, туда дальше, к объездной дороге. Я говорю: «На озере давно был последний раз?» Говорит: «Не знаю, кого-то то ли возил там год назад, то ли что-то проезжал. Ну вот так, чтобы целенаправленно...» А, он фотограф, с фотоаппаратом как-то сходил фотографировать, но так, чтобы специально, целенаправленно, хотя бы там раз в месяц туда спускаться — да нет.

Н. Корчагина:

— Ну, если ты рыбак, ты без озера... да ты в любое время туда пойдёшь, в любую погоду.

А. Пичугин:

— Как москвичам Красная площадь, ну вот давно ли люди были на Красной площади, которые там, может, всю жизнь живут в Москве? Если бы у меня там через неё не пролегал один из постоянных маршрутов, да, наверное, я бы... А были такие годы, когда я там, не знаю, лет 5-6 на ней не появлялся, чаще в Петербург ездил, чем по Красной площади ходил.

Н. Корчагина:

— Вы знаете, у нас бывает такое явление, когда озеро замерзает без снега, и промерзание 10-15 сантиметров, а видимость 1,5-2 метра, вот тогда весь Переславль высыпает смотреть, потому что все катаются на коньках, и когда ты катишься, под тобой плывут щуки, это, конечно, очень зрелищно.

А. Пичугин:

— Как интересно, никогда про это не слышал.

Н. Корчагина:

— Это такое явление, оно довольно цикличное, где-то раз в 4 или 5 лет бывает.

А. Пичугин:

— Ну, а всё же, ведь Переславль — это не случайный город, у него не просто богатая история, а это история, которую можно разделить на несколько частей. Это история средневековая, про которую не так хорошо известно, с одной стороны, но с другой стороны, в Переславле стоит красивейший Спасо-Преображенский собор, наверное, единственный самый старый, сохранившийся на северо-востоке собор, который не был перестроен, вот их построили там одновременно при Юрии Долгоруком с храмом в Кидекше под Суздалем. Ну, храм в Кидекше претерпел множество изменений, хотя они наверняка были очень похожи когда-то, а храм в Переславле-Залесском в 50-е годы XII века так и стоит.

Н. Корчагина:

— Мало того, у нас самый лучший комплимент этому храму, когда гости говорят: «Ну, это новодел. Новодел, пошли дальше».

А. Пичугин:

— Правда говорят?

Н. Корчагина:

— Вот так искренне, что вот сколько раз я это слышала, всё время смешно. Это очень приятно слышать. С него же сняли побелку, с этого храма, известковую обмазку, и он вообще в первозданном виде, то есть вы приедете, вы увидите, как переславец XII века. Он и тогда-то всех впечатлял, и на протяжении всей своей жизни, и до сих пор продолжает впечатлять людей.

А. Пичугин:

— Вот его таким и видел Александр Невский, которого в этом храме крестили, и родился на свет Александр Невский буквально в метрах от этого храма, судя по всему.

Н. Корчагина:

— Да, его увидели все наши ведущие правители.

А. Пичугин:

— Опять же, вот здесь, может быть, есть какая-то незавершённость, потому что храмы, которые окружают Спасо-Преображенский собор, там же комплекс целый, храм Петра Митрополита, Владимирский собор, они все там, за ними храм Сергия Радонежского вообще, к сожалению, в плачевном состоянии. Когда ты идёшь к Спасо-Преображенскому собору через них, конечно, кажется, что вот это новодел, потому что история-то вот она, вот они такие, к сожалению, ещё пока не отреставрированы, мы верим, что всё будет сделано и в лучшем виде, но пока-то нет, поэтому ты идёшь к Спасо-Преображенскому собору, как, правда, к какому-то новоделу.

Н. Корчагина:

— Да, так и есть. Несмотря на то, что у него настолько простые формы, и настолько лаконичные, и без всяких излишеств и убранства, без такой насыщенной каменной резьбы, но вот он этими простыми формами и удивляет, он так очень здорово вписался в окружающую среду, особенно на фоне валов.

А. Пичугин:

— А вы всю жизнь живёте в Переславле?

Н. Корчагина:

— Да, я переславская.

А. Пичугин:

— А как вот вы подошли к тому, что стали интересоваться не просто историей города, но ещё и стали водить экскурсии? Как Переславль стал вот такой неотъемлемой частью вас, не просто как человека, родившегося в нём, но как вросшего?

Н. Корчагина:

— Я поколение 90-х годов, в то время все из провинции старались бежать молодые люди, и с большим пренебрежением отзывались о таких провинциальных городах, поскорее бы уехать, почему-то меня это очень задевало, и я пыталась найти какие-то зацепки, что бы меня останавливало в этом городе. И потом я попала работать в национальный парк, он у нас существует с 1988 года, называется Национальный парк «Плещеево озеро», и там мне попались хорошие педагоги, замечательные, ведущие наши экскурсоводы, постепенно ввели меня в профессию. А потом у меня был очень большой перерыв по семейным обстоятельствам, когда я всё забыла, и через десять лет я опять вернулась с какими-то, видимо, новыми силами, объединила экскурсоводов и сейчас у нас такая дружная компания, все занимаются историей Переславля.

А. Пичугин:

— Это здорово ещё и потому, что долгое время, как мы в начале программы говорили, это была... сама история оставалась на втором плане, а теперь вот благодаря вам, благодаря вашим друзьям, коллегам, именно история города начинает выходить на первый план, что важно, я не могу себе представить, что, приезжая в какой-то средневековый европейский город, вас первым делом поведут в музей утюга, ну, или там, не знаю, в музей пивной кружки. Они будут говорить, что «вот этот город, он был настолько связан с тем замком, который, видите, на горе, что это было вот всё...», понятно, о чём я пытаюсь сказать. Но вот просто Переславль, это ведь ещё к тому же ближайший к Москве город Золотого Кольца, древний город, до которого, ну, если на автомобиле... Сейчас, кстати, запустили до Переславля поезд, он, правда, ходит прямой, я помню, что... ну, как я помню, я знаю, что со сталинских времён, ещё с 50-х годов, когда провели широкую колею в город, ведь кто чуть-чуть знает историю Переславля — это город, где ходил узкоколейный поезд по узкой колее, это связано с обилием болот рядом с Плещеевым озером и торфяными выработками, лесозаготовками, и даже депо осталось, хотя сами узкоколейные пути демонтировали в начале 2000-х. У меня была коллега на одной из радиостанций, на которой я когда-то работал, у неё дача была под Переславлем, и чтобы туда добраться, я помню, она купила себе машину, «восьмёрку», чтобы ездить по плохим дорогам. И я ни разу не был, но вот она мне на карте показывала, как это выглядит, рассказывала много, дорога до её деревни как раз проходила по узкоколейной насыпи, я думаю, что там таких дорог достаточно много. Но широкая колея тоже всегда была в Переславле, и даже было здание вокзала, которое в своё время успешно продали под ресторан, а потом ресторан прогорел, здание забросили, а уже вернуть, собственно, железную дорогу было непросто. Но буквально пару лет назад в Переславль пришёл первый поезд из Москвы, и вот теперь, если я не ошибаюсь, по выходным он ходит.

Н. Корчагина:

— Да, ходит. Там не очень хорошая дорога от станции до города.

А. Пичугин:

— Ну, это правда.

Н. Корчагина:

— Приходится туристов встречать на своём транспорте или на такси, но тем не менее, популярное направление, да, приезжают на выходные, это очень удобно оказалось.

А. Пичугин:

— Ну, а если без пробок, то из Москвы на машине полтора часа, казалось бы, ну что это? В два раза дальше, чем Сергиев Посад, до Сергеева Посада 45 минут, ну и до Переславля полтора часа. Можно одним днём приехать и уехать, а можно переночевать и ещё более плотно погрузиться в жизнь Переславля-Залесского. Кстати говоря, если вы в Москве, то совсем скоро, 8 апреля, будет ближайшая экскурсия, о которой мы тоже вам хотим рассказать, из Москвы в Переславль и программу поездки, и все подробности вы можете узнать по телефону, я вам сейчас номер телефона сообщу: 8-910-003-100-9. 8-900-10-003-100-9. Прямо, как наша частота в Москве, Радио ВЕРА, 109, 9 FM. 8-910-003-100-9. Звоните, пишите в мессенджеры, во все, в любые мессенджеры, привязаны они все к номеру, и узнавайте про ближайшую поездку в Переславль, там вам всё подробно расскажут.

А. Пичугин:

— Я напомню, друзья, что в гостях у Светлого радио сегодня руководитель сообщества экскурсоводов Переславля-Залесского Нина Корчагина, мы говорим об удивительной истории прекрасного города Переславля-Залесского. Давайте всё-таки об истории, мы как-то вокруг истории ходим. С чего, откуда есть пошёл Переславль?

Н. Корчагина:

— Северо-восточный берег озера Плещеево был заселён давным-давно, там найдено очень много неолитических стоянок, и были разные племена, они назывались Меря, Весь, Чудь, Черемисы, а самое многочисленное из них это было угро-финское племя Меря. А потом, когда пришли славяне, считается, что они пришли со Смоленска, они очень мирно ассимилировали с мирянами и основали городок, который назвали, кстати, так же, как озеро, озеро было Клещино́ и город стал Кле́щин. Вот такое интересное совпадение названий поселений и, допустим, крупных рек или озёр связано с тем, что не было карт, или они были очень недолговечные, а озеро причём было известное, и когда человек куда-то отправлялся, если он говорил: «Я пошёл к Клещину», всё понятно, куда он примерно направился, все знают. То есть это было связано вот с такими переходами, путешествиями дальними, поэтому и очень часто были созвучны города крупным рекам или озёрам.

А. Пичугин:

— А потом появился Юрий Долгорукий.

Н. Корчагина:

— Да, Юрию Долгорукому достался этот надел земли. Он ещё был маленький, его привезли в Ростов, но детская память у него сохранила воспоминания о Переяславе-Хмельницком, это город недалеко от Киева, и он всегда туда стремился, туда, на юг. А потом, когда он повзрослел, после своих долгих перипетий на юге, он вернулся в свой удел, здесь у него всё стало как-то на свои места, и он понял значение этой территории, которая ему досталась, ведь не доходили половцы ещё. Это было Залесье, там в лесах живые деньги, пушнина, и он решает это дело всё загородить цепью крепостей, городов, и примерно в одно время возникают Дмитров, Москва, Звенигород, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Кострома, вот как бы две цепи получаются.

А. Пичугин:

— Представляете, да? Ведь даже в названии Переславля сейчас отражается вот этот термин, вы об этом начали говорить — Залесье, Залесская Русь. Ведь очень важно, что действительно вот эти все дороги, которые шли в Киев, они шли лесами, и мы даже в былинах, пускай эти былины там найдены поздно, но они отражают то, как люди смотрели, что вот есть лесная, условно, Русь, это не Русь, конечно, но в нашем общем привычном представлении, лесная часть, а вот это Залесье. Вот это Залесье, лес, который кончается, действительно, Переславль на рубеже стоит, и дальше начинается обширная незалеснённая территория, плодородная. А Переславль, ну, такой практически рубежный город.

Н. Корчагина:

— Вот что меня всегда и удивляло в нём. Одно дело, когда, если вы из Владимирской области, у вас там есть возвышенности, и можно увидеть перспективу, а здесь он пришёл в леса, там шаг влево-шаг вправо, ты уже заблудился. Как так ловко ему поставить город? Ведь он жителей Клещина перевёл в новое место, более удобное, где были речки, ещё вырыли там дополнительный ров. И ведь все города, основанные, именно крупные, они сохранились до сих пор, какое-то было видение на перспективу удивительное.

А. Пичугин:

— Я думаю, что всё-таки, как вы сами правильно сказали, не на пустом месте, то есть мы не можем сейчас с точки зрения науки утверждать, что было до Переславля, поскольку всё-таки Клещин, с ним сложно, там археологические изыскания показывают, что материала сильно старше самого Переславля не найдено, но тем не менее, вот два города рядом стоят, почему-то два городища, один получил развитие и существует благополучно по сей день, а от второго мы только можем, стоя на берегу озера, подняв голову вверх, увидеть остатки валов. Но при этом сложно себе представить, чтобы на берегу такого большого озера не возникло такого крупного поселения, как в соседнем Ростове, рано возникает Ростов-Великий, так и в чуть более поздний период на берегу Плещеева озера, а оно в чём-то даже более выгодно расположено, поскольку оно глубже гораздо, если я не ошибаюсь, максимальная глубина 22 метра. 25? А, 25, меня поправляют, 25 метров. А глубина озера Неро в Ростове, там всего несколько метров, около двух метров и всё, и оно сильно заилено. А Плещеево озеро — это и рыба, это и...

Н. Корчагина:

— Но ведь это был ещё и путь, вдумайтесь куда — в Персию. Из Плещеева озера добраться до Персии по системе рек, у нас вытекает одна река Вёкса, она впадает в озеро Сомино́, а в Сомино, Нерль, там тоже впадает и вытекает, ну, короче говоря, в конце концов, в Волгу, а Волга в Каспийское море, и всё, и прямиком в Персию, такой путь проделывали.

А. Пичугин:

— Ну, там, чуть выше Плещеева озера ещё Волжская Нерль идёт, тоже в Волгу течёт. Но как развивался Переславль? Смотрите, мы сейчас приезжаем, вот есть, например, легенда, такая сомнительная, честно сказать, с исторической точки зрения, но она же есть, и не на пустом месте возникла, про Никитский монастырь, что его основание — это 1010 год, ну, самое начало XI века, то есть, казалось бы, значит, если легенда есть, значит, есть представление о том, что христиане проживали на этом месте когда-то, как-то возник монастырь, он развивался, это ещё до Юрия Долгорукого.

Н. Корчагина:

— О, это сейчас предмет такого спора и такой мощной дискуссии, Никитский монастырь!

А. Пичугин:

— Расскажите об этом, пожалуйста.

Н. Корчагина:

— А вот у нас началась аттестация, и там был вопрос, Никитский монастырь. Мы начинаем говорить, что 1010 год. Ну, короче говоря, оказалось, что первое упоминание об этом монастыре — это 1186 год, то есть из жития Никиты Столпника, раньше нигде не упоминалось, это примерно высчитали в то время, когда там был князь Борис, и одна маленькая строчка, в его житии уже сказано, что он почитал Никиту великомученика, Никиту Готфского, и вот так вот предположили, что, может, и он основал этот монастырь, ведь он осветил его в честь великомученика Никиты, а прославил его уже другой наш Никита — Столпник. Вот поэтому 1010 год. Ну, вот сейчас считается правильно сказать 1186, но всё равно он очень древний.

А. Пичугин:

— Да, безусловно, он не просто древний, это один из первых монастырей, которые не просто возникали, ну, вот рабочая версия появления храма Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем — это монастырская территория, а не резиденция Юрия Долгорукова, как часто об этом говорят, но нет монастыря. Рабочая версия возникновения храма Покрова на Нерли — это монастырь, но нет монастыря. И мы можем там ещё вспомнить ряд домонгольских монастырей, о которых есть только какие-то скудные упоминания, а сколько их было в действительности, мы точно не скажем, а тут, пожалуйста, монастырь как минимум XII века в Переславле, красивый, на берегу озера стоит, всем советуем приехать туда. А сколько всего монастырей в Переславле?

Н. Корчагина:

— Пять. Два мужских, два женских и в одном музей-заповедник. У нас сейчас музей-заповедник на стадии переезда.

А. Пичугин:

— А, да?

Н. Корчагина:

— Да. В корпуса завода «Лит», это центр города. И скоро, думаю, ну, это в течение пяти лет должно всё решиться, и Горицкий музей превратится обратно в Горицкий монастырь.

А. Пичугин:

— А он же не был монастырём долгое время после того, как Екатерина упразднила его, он же был не монастырём, а просто приходские храмы, епархия, которая некоторое время находилась в Переславле, и просто присутственные места городские в нём располагались. А сейчас хотят снова возродить именно как монастырь его?

Н. Корчагина:

— Да, он будет как женский монастырь. С 1918 года там музей-заповедник у нас благодаря Михаилу Ивановичу Смирнову. Ну, там одна церковь надвратная, действующая.

А. Пичугин:

— А кто такой Смирнов Михаил Иванович?

Н. Корчагина:

— Это наш краевед, организатор Переславского Историко-Архитектурного музея-заповедника.

А. Пичугин:

— То есть человек, который после революции попытался собрать всё ценное и не дал, как это часто бывало в те годы, разграбить всё, увезти, национализировать. Ну, по национализации всё понятно, но сделал из бывшего монастыря музей, который вот таким образом существует по сию пору.

Н. Корчагина:

— Он познакомился с академиком живописи Дмитрием Николаевичем Кардовским, им дали подводу, и они поехали по разорённым купеческим усадьбам и дворянским собирать всё, что осталось, ценой невероятных усилий, по жутким дорогам, в непогоду, но он это настолько упорно делал! Вот такие люди сейчас, я практически таких не встречала уже. Даже, вот подумайте, наличники, такое достояние России, равного в мире нет наличникам и сейчас самое время их спасти, но тебе на пути встречается много перипетий, то нельзя снимать с брошенного дома, то ещё что-то. А здесь вот смелый человек таким поступком сохранил очень много, очень!

А. Пичугин:

— Тогда, наверное, в его годы и никто не подозревал о ценности наличников. Сейчас, если к вашим соседям приехать в Юрьев-Польский, там в музее, если войти, я не знаю, до сих пор сохранилось это или нет, там прямо идёшь, там Михаило-Архангельский монастырь, который делит территорию монастыря с музеем, идёшь когда в музей, там вмонтированы наличники очень красиво. У нас даже когда-то в гостях были ребята, которые собирают наличники, спасают их, фотографируют, у меня их календарь когда-то был несколько лет назад очень красивый. Но в Переславле, кстати, если уж мы говорим о наличниках, если погулять по городу, можно целую коллекцию, фотоколлекцию собрать.

Н. Корчагина:

— Вы знаете, как ни странно, это удивительно, Переславль очень небогат наличниками. Соседний Ростов — ты вышел из машины и не зайдёшь в эту машину, не сядешь часа два, ты всё ходишь и фотографируешь. Переславль... С чем это связано, никак не разгадаю эту загадку, но мы поездили с нашими краеведами по окрестностям, и у нас встречаются такие деревни, в которых... Я однажды зашла в такую деревню на пять минут, и не смогла до конца дойти, потому что она была такая длиннющая и в таких тяжёлых наличниках, что, казалось, там скоро они выпадут со своих окон.

А. Пичугин:

— Это в лесной части или уже?..

Н. Корчагина:

— Это самая глухомань. Это такая глухомань, о которой мы даже не знали, что существует так далеко деревня, это в сторону Нагорья.

А. Пичугин:

— В сторону Нагорья, туда, то есть лесная часть за озером, понятно, да, потому что, вот Нина перед эфиром рассказывала, что моя любовь и место, куда я приезжаю, это Суздальское Ополье, за Переславлем оно начинается, там буквально в десятке километров, после Переславля в сторону Суздаля, Владимира, Юрьева-Польского, там, конечно, всё по-другому, там другие дома, они такие большие, не было возможности строить в Ополье большие дома из-за отсутствия постоянного доступа к лесу, которого там было немного. Хотя строили, и то, что мы сейчас-то, к сожалению, видим, это всё, в основном, дома, которые назывались в советские годы «колхозными квартирами», то есть тут обособляется молодая семья, им нужен дом. А дом какой? Ну, не вот этот вот там огромный сруб, разделённый на несколько частей, где живёт там семья уже поколениями, а это небольшой домик, там, об одну комнату с печкой, две комнаты максимум с печкой и хозяйственным двором, вот это колхозная квартира, я помню. Мы товарищу искали дом в тех местах, и мы с этим сталкивались, что это оформлено действительно как квартира. Друзья, я напомню, что в гостях у нас сегодня Нина Корчагина, руководитель сообщества экскурсоводов Переславля-Залесского, мы говорим о прошлом, настоящем этого замечательного города. Если вы хотите туда поехать организованно, попасть на экскурсию по Переславлю, то ближайшая поездка будет 8 апреля, то есть уже совсем скоро. Я сейчас назову номер телефона, по которому можно позвонить, написать, связаться во всех мессенджерах, получить программу поездки и записаться, телефон 8-910-003-100-9. 8-910-003-100-9. Мы прервемся буквально на минуту, и потом вернемся в студию Светлого радио, продолжим говорить про чудесный город Переславль-Залесский.

А. Пичугин:

— Возвращаемся в студию Светлого радио, напомню, что сегодня у нас в гостях Нина Корчагина, руководитель сообщества экскурсоводов Переяславля-Залесского. Но история Переяславля, как мы говорили, она многогранна, и вот её такая малоизвестная средневековая часть сменяется уже новым временем, когда Переславль становится городом, которому, так скажем, не грозят войны, не грозят особо нападения, он развивается, строятся замечательные храмы, монастыри утрачивают такое фортификационное значение, размеренная купеческая жизнь, всё равно он связан с озером. Если я не ошибаюсь, Переяславль был городом сначала Московской, а потом Владимирской губернии, ну, Московской просто потому, что тут, в этих краях было всего две губернии, они граничили — это Владимирская и Московская, а потом их стали дробить уже, и Переславль оказался во Владимирской, но тут рядом и Владимир, и Москва недалеко, но Переславль, у него есть ещё несколько важных этапов, ведь это фактически один из родоначальников русского флота, как так вышло?

Н. Корчагина:

— Да, всё верно, но я ещё добавлю, что мы немножко побыли в Ивановской промышленной области.

А. Пичугин:

— А, ну да, это когда Владимирской не было.

Н. Корчагина:

— Да, потом уже попали в Ярославскую. Пётр I, он же нашёл бот английский в Измайлово и его так удивило, что этот бот, если там сделать паруса, может ходить по ветру под парусами, как по ветру, так и против ветра, и он так удивился, и очень быстро владел этим искусством управления ботиком, и говорит: «поищите мне водоём какой-нибудь поближе к Москве». Ему говорят: «пожалуйста, Переславль-Залесский».

А. Пичугин:

— А что было раньше, кстати, напомните, Воронеж или Переславль?

Н. Корчагина:

— Переславль. И он отпросился у матушки на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, и оттуда поскакал к нам в Переславль, ему очень понравилось. Сначала его селили в монастыри — Никитский, Горицкий, а потом предложили пожить на горе Гремячей, там недалеко строевой лес растёт, «Корабельная чаща» называется, это сосновый бор, и рядом село большое Веськово, там люди такие лесные, плотники хорошие, и вот он там и обосновался, и стал строить свою Потешную флотилию.

А. Пичугин:

— Почему она называется Потешной?

Н. Корчагина:

— А он хотел просто попробовать, у него никаких...

А. Пичугин:

— Амбиций ещё пока не было?

Н. Корчагина:

— Да, он был 16-летним пареньком, и так вот поиграть уже на просторе, это сейчас очень сложно осознать, даже взрослому человеку такое соорудить и выйти на гладь озера, и что-то там, какие-то маневры проделать, а он очень широких взглядов был человек и очень смелый, и очень талантливый во всём. Начинал делать, он уже у простых мастеровых, у крестьян учился, и очень любил учиться, и сделал около ста кораблей.

А. Пичугин:

— От которых ничего не сохранилось?

Н. Корчагина:

— Один ботик.

А. Пичугин:

— Только ботик, ботик не тот, надо сказать, который он нашёл в Измайлово, тот ботик в Петербурге. Это ботик похожий очень, я понимаю, что они примерно однотипны, и он находится сейчас в музее.

Н. Корчагина:

— Да, музей-усадьба «Ботика Петра I», называется «Фортуна».

А. Пичугин:

— А остатки флотилии, если я ничего не путаю, сгорели в какой-то момент?

Н. Корчагина:

— Их вытащили из озера, где они долгое время пролежали. Ну, Пётр приехал в Переславль, и увидел, что с его флотилией, всех наругал, издал указ, его многие переславцы знают наизусть, и корабли все по реке Тру́беж притащили в местечко, которое называется «Большая Песошница», там рядом храм был, и храм стал называться «Знамение при кораблях», но случился пожар, и вся флотилия сгорела, и храм сгорел, к сожалению.

А. Пичугин:

— А что сейчас на этом месте?

Н. Корчагина:

— Так и стоит знаменский храм, но уже каменный.

А. Пичугин:

— Ну, понятно, что никаких следов флотилии не осталось. А ведь ещё вокруг Переславля, если уж мы вспомнили про «музей Ботика», «усадьбу Ботика», было достаточно много усадеб, расскажите о них, я знаю, что вы водите экскурсии в окрестностях Переславля, в те места, где были усадьбы, по селам...

Н. Корчагина:

— Вы знаете, провинциальные музеи или, допустим, сельские музеи, они, как правило, вы там, если приедете, обязательно найдёте какого-то энтузиаста.

А. Пичугин:

— Да, я это хорошо знаю, рядом с Переславлем есть такие энтузиасты.

Н. Корчагина:

— Вот в него влюбляешься, и начинаешь к нему ездить, таскать туда друзей, товарищей, приятелей, это и усадьба Ганшиных, где возродили игру в крокет, и деревня Охотино, это дача Константина Коровина, русского импрессиониста, замечательного художника, и прекрасное Нагорье, и Брончаги́, там хоть стоит огромный храм, правда, заброшенный, но это родина конструктора танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина.

А. Пичугин:

— Да, это известно. Ганшино — это же Горки, правильно?

Н. Корчагина:

— Да, Ленинские Горки.

А. Пичугин:

— Нет, Ленинские-то мы называем то, что в Москве.

Н. Корчагина:

— Горки Ленинские, это так на населённый пункт называется, там же Ленин книгу написал.

А. Пичугин:

— Там же, да-да, всё верно, это же ещё одни наши Горки. Мы как-то раз случайно, я, знаете, там случайно один раз оказался, мы искали дорогу в другие Горки. Там же одни Горки — это где усадьба Ганшиных, а вторые Горки, они уже во Владимирской области, через границу областей, в Переславском районе, и мы искали дорогу из одних Горок в другие, мы знали, что она какая-то есть, но найти её не смогли и оказались в итоге там в Симе, через лес проехав. Но вот да, вот таким образом это единственное, когда я побывал в усадьбе Ганшиных. А что там сейчас?

Н. Корчагина:

— Замечательный музей, крокетная площадка, туда приезжают музыканты, играют на гуслях, хорошая экспозиция, ну и замечательные сотрудники. И дорога хорошая, кстати.

А. Пичугин:

— Да, дорога хорошая, когда я там был, хорошей дороги не было, а сейчас сделали. Это надо доехать по дороге от Переславя на Юрьев-Польский, до Елизарова, там железнодорожный переезд, за ним направо свернуть, и дорога выведет.

Н. Корчагина:

— Направо свернуть у Рязанцево.

А. Пичугин:

— О, Рязанцево, да, а я как сказал?

Н. Корчагина:

— Елизарово.

А. Пичугин:

— Это да, Никитский храм знаменитый. В Рязанцево, да, там железнодорожный переезд, и прямо сразу за переездом поворот направо, и вот дорога выведет к усадьбе. Да, Елизарово — это тоже, кстати, отдельная история, там находится древнейший сохранившийся вне городской храм в Ярославской области, XVI век. К сожалению, вот я каждый раз мимо него проезжаю, часто мимо него проезжаю, реставрация там такая, не очень успешная.

Н. Корчагина:

— Ну, он законсервирован.

А. Пичугин:

— А что там действующее? Там еще рядом храм Артле́бена, знаменитого владимирского епархиального архитектора, такой, построенный в конце XIX-начале XX века, там и колокольня. А есть там действующий храм, нет?

Н. Корчагина:

— Там же два рядом храма: шатровый и более поздний, вот он действующий.

А. Пичугин:

— А, вот Артлебеном построенный Артлебен — это очень известный архитектор, епархиальный владимирский, который начинал реставрацию Дмитровского собора во Владимире, благодаря которому мы, вот именно он начал как-то на местном еще уровне изучать древнерусское наследие Владимиро-Суздальской земли. Да, вот один из храмов, у него прямо почерк узнаваем, вот эти храмы он много где понастроил, если видите такой храм, как в Елизарово, и в этих краях, это практически точно совершенно Артлебен построил. А куда еще можно поехать рядом с Переславлем, чтобы это была именно история?

Н. Корчагина:

— Я думаю, в Нагорье, которое связано сейчас, секунду... Адмирал Спиридов, это участник Чесменского сражения. Там большой храм. И Нагорье немножко в таком плачевном состоянии, но вот эта история военно-морского флота кому интересна, а у нас весь город связан с военно-морским флотом, туда любители и моряки приезжают. Потом куда? Вот вы отметили Музей паровозов, да?

А. Пичугин:

— В Купанском.

Н. Корчагина:

— Да. Но при наличии огромного числа этих маленьких музейчиков, Музей паровозов очень выделяется тем, что там по-настоящему ведется научная работа, вся железнодорожная техника восстанавливается, и самое главное, это такая малоизвестная страница русской истории — узкоколейка, ведь она сыграла огромную роль во время Великой Отечественной войны, например. Куда еще можно поехать?..

А. Пичугин:

— А можно про войну, кстати говоря, ведь узкоколейка, я могу напутать, стала поздно развиваться достаточно в Переславле, или во время войны там она тоже существовала, где это просто не в таком, не так разветвленно, как потом, в 60-е годы?

Н. Корчагина:

— Торфоразработки в 30-е годы начались, а вот массовые, это военное время, была же отрезана Бакинская нефть, уголь, нужно было предприятие топить. Ну, в частности, наше «Красное Эхо» текстильное, поэтому стали прокладывать узкую колею, она очень маневренная. Вот этот труд на торфоразработках, очень тяжелый, там работали женщины, дети, подростки, и нужно было заходить в гидромассу, то есть вот эту вот...

А. Пичугин:

— Выработку торфяную.

Н. Корчагина:

— Да, и нарезать особыми лопатами торфяные такие блоки, они очень тяжелые, от 8 до 9 килограмм, все это вручную поднимать и снопиками складывать, и периодически переворачивать, то есть это такой невероятный труд, и вот женщины, которые там работали, их пренебрежительно назвали «торфушки», а они себя назвали «торфяницы».

А. Пичугин:

— А «торфяницы» — красиво. Но работа не очень полезная, конечно, потому что в этом торфе...

Н. Корчагина:

— С мошкой, с комарами, это очень тяжело.

А. Пичугин:

— Да, в болоте вроде бы как там каких-то канцерогенов особо сильных нет, но это и физический труд, это действительно, и мошка, и болото. И торфоразработки были закрыты не так давно, но последние где-то в 90-е...

Н. Корчагина:

— Вы знаете, даже в 2000-м году еще что-то существовало.

А. Пичугин:

— Да, так что наверняка сейчас еще совсем не старые люди, переславцы, которые работали. там, наверное, как-то все было более автоматизировано, но труд от этого там менее тяжелым не становился.

Н. Корчагина:

— Да, еще есть, надо поездить. Я пыталась запустить такую инициативу опроса местных жителей и долгожителей, у них есть что рассказать, и причем сельские жители, у них память лучше, чем у городских почему-то, они очень много помнят деталей и деталей быта своего, а это очень интересно. Я однажды приехала в деревню Скоморохово, и что-то мы там хотели спросить или фотографировали наличники, и выходит бабушка в таком зипуне, мне казалось, это вышла какая-то старушка 18-го века, я не могла на это насмотреться! Он весь шит, весь в малюсеньких заплаточках, но это какое-то чудо, которое перед глазами у меня всегда стоит, вот на этом сером крылечке с выгоревшими досками. И еще есть такие старики, они много помнят.

А. Пичугин:

— Здорово, здорово, что есть, к сожалению, конечно, это такая вот уходящая натура. Куда бы вы порекомендовали в Переславле пойти в первую очередь, чтобы смотреть? Вот человек приехал, никогда не был, приехал он на автовокзал, к примеру, добирался автобусом из Москвы, и вот там рядом Никитский монастырь, а куда ему идти?

Н. Корчагина:

— Ему надо сразу идти на Красную площадь, это официальное название у нас в городе, где стоит Спасо-Преображенский собор. Вот он пришел, и у него сразу сложится впечатление о Переславле, как об очень древнем городе. А потом уже, погуляв по Красной площади, уйти в Рыбную слободу, мы называем ее «Переславской Венецией», это самое красивое место в центре Переславля.

А. Пичугин:

— Да, еще летом, когда там периодически лодочки плывут в сторону озера или вытащенные на берег старые лодки, можно с фотоаппаратом ходить, смотреть. Да, это правда. И она идет, вот так идет, идет к храму Сорока Севастийских мучеников, который так очень выгодно, красиво стоит на берегу озера, как бы его так обтекает Трубеж и вот очень-очень красиво.

А. Пичугин:

— Друзья, напомним, что сегодня мы говорим про Переславль-Залесский, у нас в гостях Нина Корчагина, руководитель сообщества экскурсоводов Переславля. И мы хоть с вами на Радио ВЕРА, а это такая, не очень православная, наверное, тема, но я хорошо помню, как все в Переславле ехали к Синему камню когда-то, это такая, ну, наверное, тоже с исторической точки зрения сомнительная легенда, его вот это постоянное появление, выход из воды, но как же это появилось? В какой момент Синий камень стал местом такого вот постоянного туристического поклонения?

Н. Корчагина:

— У нас этот контраст, да, удивительный: город такой православный, у нас на каждом шагу храмы и монастыри и людей совершенно не смущает многих поехать к Синему камню, потом в Никитский, потом ещё куда-то. Синий камень... Вы знаете, мы так здорово обошли этот момент, потому что в сообществе экскурсоводов много верующих людей, и мы никак не могли вот это дело утрясти, все хотят ехать, да?

А. Пичугин:

— Ну, не ездить туда.

Н. Корчагина:

— Можно, но я сделала так: у этого Синего камня, как ни странно, есть паспорт, потому что это памятник природы, и в паспорте написано «памятник природы», и название у него такое — «мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец», и мы его преподносим прежде всего, как памятник природы, такой путешественник, ведь он пришёл с Онежско-Ладожской гряды.

А. Пичугин:

— Ледником его...

Н. Корчагина:

— Да, его приволокло ледником, он большой такой проделал путь, вот с этой точки зрения интересно о нём рассказать, не упоминая всяких языческих этих моментов.

А. Пичугин:

— И вход к нему платный стал. Раньше он, я помню, лежал, и когда я был маленький, нас в Переславль возили со школьной экскурсией, я помню, тогда, наверное, только-только начинались какие-то истории, связанные с Синим камнем. Не знаю, в советское время о нём кто-то знал?

Н. Корчагина:

— Да.

А. Пичугин:

— Да? А, то есть это всё-таки такая старая история о нём?

Н. Корчагина:

— Вы знаете, туда очень любили ездить отдыхать переславцы, не жители Рыбной слободы, а именно горожане, вот горожане отдыхали на Александровой горе и на Синем камне, это рабочие предприятия.

А. Пичугин:

— Ну, и я помню, что он просто находился на берегу, так слегка погружённый в прибрежный ил, и к нему можно было спокойно подойти, а сейчас там целые какие-то дорожки сделали, кассу поставили, платный вход.

Н. Корчагина:

— Это особо охраняемая природная территория, требование Министерства природных ресурсов.

А. Пичугин:

— За Рыбной слободой, получается, это уже за границей города, там Александрова гора с одной стороны, Рыбная слобода сзади остаётся. А вот есть ли у вас какое-то такое сокровенно любимое место в Переславле, но это именно ваше, это не значит, что там будет интересно туристам? Я вот по Суздалю знаю, что у меня есть несколько таких мест, это совершенно какие-то не очень туристические, но я люблю туда приходить, приезжать...

Н. Корчагина:

— Наверное, два таких есть, это Дендрологический сад, а рядом с садом земская больница. Вот, кстати, земская больница, где семь лет служил врачом земским Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Вот они рядышком, и мне почему земская больница нравится — потому что там прекрасный модерн, как каменный, так и деревянный, вот такие рамы, кто завернёт в эту земскую больницу посмотреть, такие рамы вы, наверное, нигде больше не увидите, у них необычные форточки круглые прямо посередине рамы. А Дендрологический сад, ну, это вообще место уникальное — огромный парк, 58 гектаров, и там такие деревья, такие кустарники, и круглый год интересно гулять.

А. Пичугин:

— Так что, друзья, Переславль-Залесский — это бесконечный кладезь чего-то интересного, с одной стороны, хотите вы природную экскурсию — вот вам, пожалуйста, Плещеево озеро, его окрестности, его природа. Хотите вы Средневековье — вот Спасо-Преображенский собор, вот древние храмы Никитского монастыря, вот Фёдоровский монастырь, вот Даниловский монастырь. Хотите вы чего-то более позднего — вот купеческие дома Переславля-Залесского. Хотите вы современности — вот вам современность, которой, конечно, тоже много. Модерн — есть модерн. Уникальный город Переславль-Залесский, совсем недалеко от Москвы, но мы вещаем-то не только в Москве, поэтому, конечно, очень бы хотелось, чтобы наши слушатели, где бы они не находились, где бы они не жили, а имели возможность приехать и полюбоваться. У меня совершенно восторженные отношение, кстати, не сразу появившееся, я к Переславлю какое-то время привыкал, потому что мне он казался большим, такой большой город, ну, правда, вот Переславль для меня был большой город. Уютный Суздаль, маленький Юрьев-Польский, а Переславль большой. Но в какой-то момент, и, кстати, это произошло не так давно, наверное, лет 10-12 назад, когда очередной какой-то долгоиграющий ремонт на горьковке появился, из Москвы дорога в Суздаль стала невыносимо долгой, если ехать по Горьковскому шоссе, и я стал ездить по Ярославскому, через Переславль, на Юрьев и дальше в Суздаль, для меня Переславль заиграл новыми красками, я так часто стал проезжать через него, сначала по объездной, потом заезжая в город, потом останавливаясь, гуляя, и вдруг в какой-то момент меня вот так накрыла эта любовь к Переславлю, которой всегда с кем-то потом уже хотелось поделиться. Вы чувствуете по туристам, которые к вам приезжают, тоже вот такое вот... тут их раз и накрыло?

Н. Корчагина:

— В большинстве случаев. Есть, конечно, и негативное такое восприятие, но это смотря с каким настроем уже едет человек, если он едет погулять, и всё, чтобы с ним ни приключилось, он это так благодушно воспринимает, что ему всё нравится, какие бы приключения там не встретились, вплоть до плохой дороги или где-то машина сломалась. Даже такое, когда у человека сломалась машина, он остановился при въезде в старый город у валов и в конце концов переехал в Переславль, сейчас там у них две гостиницы частные. Ну, вот такие приключения случаются с туристами, они и живут у нас, и так и остаются в Переславле. В большинстве своём — да, их здорово, как вы говорите, «накрывает».

А. Пичугин:

— А как вы относитесь к тому, что люди приезжают в Переславль? Нету такого, что «вот это мой город, что это вот сюда столько народу приезжает, строят дома»? Или вы это как-то ощущаете как толчок к развитию?

Н. Корчагина:

— Нет, у меня даже не возникало такой мысли. Меня знаете, наверное, что утешило? Они приезжают в большинстве не в сам город, а в деревни. И были деревни, в которых всё, они всё уже попрощались со всеми, а тут приехал какой-то москвич, всех заставил суетиться, и появились дымки из труб, печки затопились, всё, деревня опять зажила новой жизнью. У нас таких переехавших очень много, и они образовали своё сообщество, называются «Счастливые люди». Ну, сейчас просто «Счастливые».

А. Пичугин:

— Это люди, которые в разных местах живут, не только в городе, но которые как-то объединены, собираются, стараются делать своё новое место лучше.

Н. Корчагина:

— Да, они очень много делают, и обустраивают деревни, и даже прокладывают дороги. Есть очень интересный проект вообще по разведке старых дорог, ведь сейчас дороги, которые существуют, они были не так, а всё шло по-другому.

А. Пичугин:

— Ну, вот мы так и пытались разведать дорогу из Горок в Горки.

Н. Корчагина:

— Ну, вот это в другой стороне, прямо напротив того места, где сейчас этот проект, Анна Рыбникова им занимается, это дочь Алексея Рыбникова, композитора.

А. Пичугин:

— Ой, это было интересно бы с ней пообщаться тоже, надо её к нам пригласить, мы у вас контакт возьмём.

Н. Корчагина:

— Конечно.

А. Пичугин:

— Старые дороги, кстати, очень хорошо дают возможность понять, как на самом деле ещё несколько десятилетий назад существовал город. Ведь если мы почитаем, к примеру, Солоухина, его знаменитое произведение «Чёрные доски», Солоухин там недалеко жил, всё-таки это Владимирская область, но направление-то примерно то, что если на машине в Переславль из Алепина ехать, где жил Солоухин — он жил в Москве, понятно, оттуда был, но постоянно туда приезжал, ну, часа полтора, хорошо. В «Чёрных досках» действие происходит в 70-е, 60-е, он не ездит теми самыми дорогами, которыми ездим мы, у него была машина, он известный советский писатель, он ездит по просёлочным, условно, не асфальтированным, условно-просёлочным дорогам, вот так вот из одного села в другое. Я хорошо помню, как когда-то я писал небольшую работу по фильму «Конец света», это первая роль Станислава Любшина в кино, это Борис Бунеев его снимал, у него самый известный фильм — это «Деревня утка», такой популярный достаточно советский детский фильм, а это было снято в начале 60-х годов на волне антирелигиозной пропаганды, и сам фильм не сказать, что антирелигиозный, но он снимался в селе с действующим храмом, но только-только закрытым как раз в рамках кампании, в селе Пречистое рядом с Переславлем, все знают там Буй-Любим-Пречистое, за Ярославлем дорогу, а это село Пречистое рядом с Переславлем. И вот мы как-то для того, чтобы завершить эту работу, нужно было современные фотографии сделать, мы поехали. Я так понимаю, что те дороги, по которым когда-то люди перемещались из этого Пречистого в окрестные села, сейчас едва заметны, ну, накатаны новые, до Переславля достаточно удобно добраться там по прямой, но вот если ехать так, как это было задумано, через множество сел эта дорога пролегает, иногда теряясь в каком-то селе, а потом резко где-то за околицы выходя, это, конечно, тоже очень любопытно. И когда ты там оказываешься, у тебя совершенно другой угол зрения, ты не только на эти места по-другому смотришь, но и на Переславль, и у тебя вот это всё вкупе появляется.

Н. Корчагина:

— Да, так и есть. Даже пройдя по старым улочкам Переславля, у нас есть небольшие кусочки улиц, это древние-древние дороги на Александров и на Ростов. Вот ты прошёл, уже посмотрел совершенно по-другому на свой город и уже представил, как здесь было, как будто всё повёрнуто немножко на какие-то градусы, это очень интересно.

А. Пичугин:

— Я несколько лет назад посмотрел фильм замечательного режиссёра Андрея Смирнова, его все знают. У него, как у режиссёра, совсем не так много фильмов, «Белорусский вокзал» один из них. И вот он несколько лет назад снял фильм «Француз», действие происходит в Переславле в 60-е годы, вернее, конец 50-х, начало 60-х. И вот ты смотришь, снято это в Переславле, но это, во-первых, талант Смирнова, а во-вторых, это всё-таки ещё и Переславль. В главной роли для меня в этом фильме — Переславль. Там так всё талантливо снято, что никогда не подумаешь, что снималось это в 2018 году или 2019, там полное ощущение погружения в 50-е. То есть в Переславле до сих пор можно как-то вот так повернуться, и вдруг понять, что ты в совершенно другую эпоху попал.

Н. Корчагина:

— Да, я всегда стараюсь отходить от привычных маршрутов в любых городах и туристам это советую — не бояться сойти, и раз — ты уже на другой улице, и другие дома, если центры, это каменные, а чуть периферия — это уже низ каменный, верх деревянный, или там какой-то наличник, или двойные окна вдруг на чердаке, ну, какие-то вот такие интересные детали, они тебя обескуражат, и ты забываешь немножко о времени. А вот вы заговорили про фильмы, ведь надо отметить, что Переславль — это родина советской киноплёнки.

А. Пичугин:

— А, кстати, да, ведь комбинат-то огромный. А напомните нашим слушателям.

Н. Корчагина:

— В Переславле не только сделали первую в Советском Союзе киноплёнку, но и на ней сняли самые первые фильмы: «Александр Невский», «Чапаев», «Ленин в Октябре», «Весёлые ребята». Ну, параллельно производство шло и в Шостке. Потом уже Шостка стала делать для кино, а мы стали делать магнитную ленту и фотобумагу, так вот, наша фотопродукция, плёнка была настолько сверхчувствительная, вот только она использовалась для аэрофотосъёмки.

А. Пичугин:

— А комбинат жив сейчас?

Н. Корчагина:

— Компания «Славич»?

А. Пичугин:

— Да.

Н. Корчагина:

— Да, это было огромное предприятие, на нём столько работало переславцев, они до сих пор себя называют «славичами». Маленькая часть жива, там ещё делают что-то, а в основном всё распределено по мелким предприятиям, и это упаковка.

А. Пичугин:

— Ну, это как и много где, но производство фотобумаги там насколько-то продолжается, да?

Н. Корчагина:

— Да.

А. Пичугин:

— Ну, это здорово. Друзья, давайте ещё раз, сейчас наша программа уже постепенно подходит к концу, напомним, что вы можете всегда приехать в Переславль, в Переславле вам всегда будут рады. Ближайшая поездка, на которую мы вас приглашаем, состоится 8 апреля, чтобы узнать все подробности, вы можете написать в мессенджеры, в любые мессенджеры, позвонить по номеру 8-910-003-100-9, 8910-003-100-9, и вам всё пояснят, расскажут, выдадут программу, запишут. Приезжайте в Переславль с экскурсией или сами, всегда есть хорошая возможность побывать в чудесном городе, который, если вы в Москве, он рядом совсем, если вы далеко от Москвы, будет у вас оказия оказаться поближе к столице, не упустите возможность побывать в одном из ярчайших городов Золотого кольца. Спасибо, мы большое говорим сегодня Нине Корчагиной, руководителю сообщества экскурсоводов Переславля-Залесского.

Н. Корчагина:

— Благодарю вас.

А. Пичугин:

— Спасибо большое за приятную беседу. Всего доброго, до свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем