
Нина Юркова
Я так часто слышу от людей, что вот, мол, времена святых прошли, наша вера мельчает, технический прогресс при всех своих благах принес и много соблазнов. И что в современном обществе святой просто не может появиться.
В такие моменты сразу вспоминаю о моем любимом святом — Иоанне Епископе Шанхайском и Сан-Францисском.
Я узнала о нем, когда мама дала мне почитать книгу, в которой об опыте соприкосновения со святым рассказывала его духовная дочь. Помню, меня тогда поразило, что фактически он был современником моей бабушки. Он уже, как и мы, летал на самолетах и ездил на автомобилях, пользовался, как и мы, телефонной связью. Есть даже аудио и видео записи его проповедей! И все эти достижения прогресса не просто не мешали его духовной жизни, а даже помогали в пастырской деятельности.
Является ли в таком случае суждение о том, что в современных реалиях появление святого невозможно, правдой? Думаю, что нет.
Скорее всего, так происходит потому, что многим людям в принципе не свойственно соотносить себя со святыми. Ведь, когда мы узнаем о том или ином святом, он уже прославлен Церковью, его икона уже написана, по молитвам к нему случаются чудеса. И часто, восхищаясь плодами его веры, мы забываем, что духовное возрастание — это путь. И у конкретного святого он, возможно, начинался с той же духовной точки, в которой находимся мы сами.
Святость в Православии — это высшая ступень духовного развития человека. И к святости призван каждый, кто решил следовать за Христом.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.04.2025)
Что означают имена сказочных героев

Фото: Jonathan Borba / Unsplash
Все мы читали сказки: и народные, и авторские. Но не всегда задумывались, а что значат имена героев. Вот, например, персонаж народной сказки крошечка Хаврошечка, которая умела пролезать в ухо волшебной говорящей коровы. Хаврошечка — уменьшительное от Хавронья, что в свою очередь видоизменённое Феврония. В древнерусском языке, как и в других древнеславянских, звука «ф» не существовало, он пришёл из греческого, поэтому изначально его заменяли на «х». Имя Феврония, или Хавронья, означает «благостная». Оно было довольно популярным в народе, поэтому и вошло в сказочный сюжет.
А вот волшебная история шведской писательницы Астрид Линдгрен про Карлсона. В Швеции есть такая фамилия, само же слово означает «сын Карла». Часть «сон» в конце довольно распространена, например, Густавсон, Фридрихсон. Хочу обратить внимание ещё и на то, что имя Карл восходит к слову «король». То есть, возможно, многими любимый герой не просто летающий человечек, а имеет некую тайну высокого происхождения. Кстати, попробуйте сами раскрыть загадку Карлсона: в книге он даёт указания на свою родословную. Хотя стоит ли верить словам этого затейника?
Интересно происхождение имени сказочного героя Лутонюшки из одноимённой сказки. По одной версии оно восходит к изменённому библейскому имени Лот, по другой — к уменьшительному варианту имён Лука и Лукьян, они тоже были популярны в народной среде.
А вот известные персонажи Лиса Патрикеевна и Михайло Потапыч. Потапыч — происходит не столько от имени Потап, сколько от созвучного «топать», недаром мишка ещё и Топтыгин. А отчество Патрикеевна, то есть дочь Патрикея, имеет исторические корни. Есть версия, что сама сказка родилась во времена новгородского княжения Патрикея, внука литовского князя Гедимина (тогда приглашать на правление было обычной практикой). Патрикей оставил по себе память как изворотливый, лукавый человек. И отразилось это, в том числе, в народных сказках. Хотя есть и другая версия, что Патрикеевна происходит от схожего по звучанию глагола «потрошить».
Множество имён русских сказочных персонажей скрывают секреты: Кот-баюн, Садко, Полкан. Узнав их происхождение и значение, мы лучше поймём и любимые произведения, и наш язык.
Все выпуски программы: Сила слова
Сколько искусственных языков существует и зачем они нужны

Учёные-лингвисты насчитывают в мире более 7 тысяч языков. Однако были придуманы ещё и искусственные. Многие из них входят в группу универсальных, то есть тех, которые могут быть использованы для коммуникации людей по всей планете.
Эсперанто, пожалуй, самый известный искусственный язык. Его придумал в 80-е годы XX века польский врач-окулист и лингвист Лазарь Заменхоф. Он создал такие простые правила и словарь, что эсперанто стал популярным. К тому же Заменхоф перевёл на эсперанто Библию.
Задолго до этого, в начале XX века, во Франции был создан язык на основе нот, названный очень музыкально — сольресоль. Он позволял не только общаться, но и, конечно же, исполнять песни.
В том же XX веке католический священник Иоган Мартин Шлейер создал волапюк. Язык этот со временем потерял популярность из-за своей сложности. А в словарях данное слово — волапюк — теперь даётся как синоним бессмыслицы.
В ХХ веке с развитием интереса к космосу появился «линкос», созданный для общения с внеземными цивилизациями. Название «линкос» состоит из двух латинских слов — «лингва», то есть язык, и «космика» — космический. Но говорить на нём не получится — в его основу положены математические понятия.
И всё же возникает вопрос: зачем нужен искусственный язык, если так много естественных? Во-первых, людям хотелось создать такой способ международного общения, чтобы он был равным и нейтральным по отношению к другим. Во-вторых, искусственный язык, например, эсперанто, имеет мало правил и не содержит исключений, поэтому выучить его легче.
К тому же нужно сказать, искусственный язык может способствовать развитию естественного языка. Например, церковнославянский был создан специально для богослужений, однако настолько сильно повлиял на разговорный русский язык, что теперь в нашем языке сосуществуют и славянизмы, и исконно русские слова: глава и голова, прохлада и холод, а также гражданин, восторг, рождение, преображение и многие другие.
Все выпуски программы: Сила слова