
Фото: Kym Ellis/Unsplash
Православная Церковь присутствует в странах Скандинавии довольно давно. Так, например, в Норвегии первый православный приход появился еще в 16-ом веке. Однако особенно активное развитие скандинавское Православие получило в конце 20-го столетия — благодаря большому количеству эмигрантов, приехавших из России, Сербии, Румынии и других православных стран после распада лагеря социалистических государств. Переселенцы не стали ограничиваться поисками работы или жилья в Осло. Они решили сохранить Православие для себя и своих потомков.
С этой целью в начале 2000-х годов русские эмигранты основали в Норвегии Свято-Троицкое общество — объединение православных христиан. Центром развития общества стал приход святой княгини Ольги в Осло, основанный в 1996 году. До 2003 года богослужения проходили на съемной квартире. Затем в центре норвежской столицы был выкуплен протестанский храм, освященный впоследствии во имя Христа Спасителя.
Покупка храмового здания стала возможной во многом благодаря членам Свято-Троицкого общества, которые взяли на себя заботу по сбору денежных средств. Но занимаются они не только этим. Значительная часть хозяйственных работ в приходе святой Ольги осуществляется руками прихожан. Члены Свято-Троицкого общества активно участвуют и в этой сфере приходской жизни — берут на себя ответственность за определённый участок работы. Некоторые убирают территорию, другие — заботятся о приходских трапезах, третьи — преподают в воскресной школе.
Не остается без внимания и миссионерская, просветительская деятельность. При храме Христа Спасителя в Осло действует «Русская школа». Основная ее цель — научить детей из семей прихожан-норвежцев разговаривать по-русски, привить им навыки грамотного письма, обучить практической грамматике. Занятия в школе проводятся бесплатно — силами нескольких преподавателей, членов Свято-Троицкого общества.
В течение учебного года при храме в Осло работает воскресная школа. Занятия проводятся для детей разных национальностей и возрастов два раза в месяц. Дети изучают Писание, Священную историю Ветхого и Нового Завета, историю Церкви, основы православного богослужения, а ещё церковнославянский язык. Свято-Троицкое общество организует и просветительские мероприятия. Так, к примеру, в приходском зале Храма Христа Спасителя регулярно проходят лекции-встречи, посвященные особенностям православного вероучения, русским церковным традициям и истории Русской Церкви. Лекторы (обычно православные священники из Норвегии и России) выступают на русском и норвежском языках.
Свято-Троицкое общество проводит концерты, выставки, поездки, знакомящие людей с православной жизнью. Регулярно проходят лекции, посвященные православному богослужению, а также отличиям Православия от католичества и различных видов протестантизма. Особой популярностью пользуются выставки икон, на которых норвежцы знакомятся с церковным искусством разных православных традиций — русской, украинской, грузинской и сербской.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер