
Фото: Kym Ellis/Unsplash
Православная Церковь присутствует в странах Скандинавии довольно давно. Так, например, в Норвегии первый православный приход появился еще в 16-ом веке. Однако особенно активное развитие скандинавское Православие получило в конце 20-го столетия — благодаря большому количеству эмигрантов, приехавших из России, Сербии, Румынии и других православных стран после распада лагеря социалистических государств. Переселенцы не стали ограничиваться поисками работы или жилья в Осло. Они решили сохранить Православие для себя и своих потомков.
С этой целью в начале 2000-х годов русские эмигранты основали в Норвегии Свято-Троицкое общество — объединение православных христиан. Центром развития общества стал приход святой княгини Ольги в Осло, основанный в 1996 году. До 2003 года богослужения проходили на съемной квартире. Затем в центре норвежской столицы был выкуплен протестанский храм, освященный впоследствии во имя Христа Спасителя.
Покупка храмового здания стала возможной во многом благодаря членам Свято-Троицкого общества, которые взяли на себя заботу по сбору денежных средств. Но занимаются они не только этим. Значительная часть хозяйственных работ в приходе святой Ольги осуществляется руками прихожан. Члены Свято-Троицкого общества активно участвуют и в этой сфере приходской жизни — берут на себя ответственность за определённый участок работы. Некоторые убирают территорию, другие — заботятся о приходских трапезах, третьи — преподают в воскресной школе.
Не остается без внимания и миссионерская, просветительская деятельность. При храме Христа Спасителя в Осло действует «Русская школа». Основная ее цель — научить детей из семей прихожан-норвежцев разговаривать по-русски, привить им навыки грамотного письма, обучить практической грамматике. Занятия в школе проводятся бесплатно — силами нескольких преподавателей, членов Свято-Троицкого общества.
В течение учебного года при храме в Осло работает воскресная школа. Занятия проводятся для детей разных национальностей и возрастов два раза в месяц. Дети изучают Писание, Священную историю Ветхого и Нового Завета, историю Церкви, основы православного богослужения, а ещё церковнославянский язык. Свято-Троицкое общество организует и просветительские мероприятия. Так, к примеру, в приходском зале Храма Христа Спасителя регулярно проходят лекции-встречи, посвященные особенностям православного вероучения, русским церковным традициям и истории Русской Церкви. Лекторы (обычно православные священники из Норвегии и России) выступают на русском и норвежском языках.
Свято-Троицкое общество проводит концерты, выставки, поездки, знакомящие людей с православной жизнью. Регулярно проходят лекции, посвященные православному богослужению, а также отличиям Православия от католичества и различных видов протестантизма. Особой популярностью пользуются выставки икон, на которых норвежцы знакомятся с церковным искусством разных православных традиций — русской, украинской, грузинской и сербской.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема